Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь пресных водоемов (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизнь в пресных водах

Цель: усвоение учащимися понятие о пресном водоёме как природном сообществе; сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема; познакомить с растительным и животным миром пресного водойма; развитие познавательных интересов учащихся, умения применять полученные знания; воспитать любовь к родному краю; показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема, их охране.

Тип урока построение системы знаний

Ход урока

1. Организационный момент.СЛАЙД 1

Читаю стихотворение:

Ну-ка проверь. дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё в порядке?

Книжка, Ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом. Ролью человека в жизни пресного водоёма, учится рассуждать и делать выводы.

2. Актуализация опорных знаний

- Сейчас повторим изученный материал. Тест

1. На лугу растут …

а) деревья и кустарники;

б) мхи и лишайники;

в) кустарники и травянистые растения.

2. На лугу живут…

а) лебеди, рябчики, шелкопряды;

б) шмели, совы, глухари;

в) трясогузки, ящерицы, кобылки.

3. Растениями луга являются…

а) тимофеевка, мышиный горошек, нивяник;

б) ландыш, осока, ягель;

в) черника, пион, типчак.

4. Подумай, почему на лугу не живут крупные животные?

а) нет корма для них

б) негде прятаться

в) им мешают насекомые

5. Укажи, использование лугов человеком.

а) пастбища

б) выращивание цветов

в) выращивание лекарственных растений

Проверка. СЛАЙД 2

3. Изучение нового материала

Отгадайте загадку:

Я тучка и туман,

Я-река и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.(Вода)

-Каким цветом обозначена вода на карте? (Голубым цветом.)

-Посмотрите, пожалуйста, на глобус.

-Чего больше на нашей планете:воды или суши? (Воды больше.)

Правильно (1/3-суша,2/3-вода.). СЛАЙД 3

-На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы?

(Естественные и искусственные.)СЛАЙД 4

-Назовите естественные водоемы. (Ручей, река, море, озеро, родники, океаны.)

-Назовите искусственные водоемы. (Пруд, канал, водохранилище.)

-Одинаковая ли вода в водоёмах? (Нет.)

-Какая в них вода? ( Пресная и солёная.)

-В каких водоемах вода соленая? (В морях, океанах.)

-На берегу кокого водоема расположено наше село?

Какая в нем вода? (Соленая.)

-Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.

4. Постановка учебной задачи.

-Молодцы! Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.

-Какова же тема нашего урока? (Различные варианты названия темы урока.)

-Да, речь будет идти о пресных водоемах. СЛАЙД 6(Ученик читает тему.)

- И так, тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма» (тема записана на доске).

5. «Открытие нового знания».

-Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема? (Летом.)

-Почему?

-Да, лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года растения цветут, а животные наиболее активны.

Водоем - это место, где живут самые разнообразные живые существа. Мы с вами совершим заочную экскурсию на летний водоем и к концу урока мы должны сложить общую картину жизни пресного водоёма. Согласны?

На доске: плакат «Пресный водоем».

- Что это у нас на доске? (Это водоем) Ребята он же пустой?

- Нам надо заселить этот водоем растениями и животными.

-Подходя к водоему, на что вы сразу обратите внимание? (На растения.) СЛАЙД 8

Ряска

- Посмотрите на поверхность. Он покрыт маленькими зелёными листочками. Это - ряска, крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Плоские листочки овальной формы, размером меньше ногтя. От нижней части листочка отходит в воду тонкий крошечный корешок.

Кувшинка

Внимательно посмотрите на это цветущее растение - это кувшинка В народе её называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Цветки кувшинки вечером закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и раскрываются.

Кубышка

Это желтая кубышка, она растет не только в озерах и прудах, но и в реках, её надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.

Стрелолист

Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленоватый оттенок.

- Давайте заселять наш водоем остальными растениями, которые мы ещё не назвали. Камыш, тростник, рогоз, элодея.

Какую роль выполняют растения в водоеме?

растения

водоемов

→ дают кислород;

→ пища для животных;

→ дом для животных.

Физминутка

А сейчас немного отдохнём: (рассказывается стихотворение и выполняются действия)

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Лапками похлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

6. Работа с книгой.

Чтение текста стр 179 - 180

Ответы на вопросы 1 группы.

- О каком обитателе водоема вы прочитали?

- Почему водомерки не тонут?

- Почему клопов - водомерок относят к хищникам? ( крепим водомерку)

Ответы на вопросы 2 группы.

- О каких обитателях водоема вы прочитали?

- Чем питается карась?

- К каким рыбам можно отнести щуку? Почему?

Ответы на вопросы 3 группы.

- Кто обитает на дне водоемов?

- Как питаются моллюски?

- Чем питаются раки? Как можно назвать раков? (Раков называют речными санитарами, они обитают на дне чистых водоемов и кормятся остатками мертвых животных.)

- Если исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров? А на цапель?

- Продолжим наш разговор об обитателях водоёма, их великое множество. Давайте и ими заселим наш водоём.

Ребята подготовили выступление о некоторых обитателях водоёма. Послушаем их.

Беззубка

Беззубка- это ракушка (картинка), у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 2-3 см., отдохнет и снова в путь, Она тихоход: за 1 час может проползти 30-40 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а через другую - выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно крошечных животных и растений. Их называют живыми «фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки беззубка очищает 40-50 литров воды.

Прудовик

Водяные улитки - прудовики - имеют раковины вроде витой башенки (картинка). Передвигается улитка на одной ноге с очень широкой подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка, становится скользкой. И улитка по ней будто на салазках катится. Прудовики питаются мельчайшими водорослями, крошечными животными, отмершими растениями.

Живут у воды и млекопитающие.

Бобр - Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды - это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр - ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.

Ондатра, или мускусная крыса. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки .

Выдра- Выдра прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра - хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком - нибудь выступающем из воды камне, либо преследует.

В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы, и они тесно связаны между собой.

1.Задание каждой группе составить цепи питания.

(водоросли -карась -- щука;

комар - лягушка - цапля;

водоросли- окунь - выдра)

Задание 2

1.-Подчеркнуть только обитателей водоёма.

Животные: ондатра, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, карась, крот, рак, заяц.

Растения: водоросли, ромашка, камыш, ряска, колокольчик, кувшинка белая, кубышка, василёк, стрелолист.

-Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? ( Люди.)

-Каким образом? (Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети -моллюсков.)

-К чему это может привести?

(Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям.)

-Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось?

(Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.)

Игра «Плюс -минус».

- Прочитайте высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие - «ПЛЮС»?

1. Не мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5. Ставить на предприятиях очистительные фильтры.
6. Вырубать леса по берегам водоёмов.
7. Ограничить вылов рыбы.
8. Рыбачить время нереста.
9. Разрешить неограниченную рыбалку.
10. Производственные отходы сбрасывать в водоёмы.

7. Рефлексия деятельности.(Итог урока.)

-Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

-Что нового, интересного узнали о растениях водоема?

- Молодцы, ребята! Мне очень понравился наш чистый и красивый водоем, надеюсь на вас, что и дальше вы будете поступать правильно: не будете засорять водоемы, ловить мальков рыб и головастиков, убивать лягушек, выбрасывать из водоема ракушек.

8. Выставление оценок

Оцените свою работу на уроке?

1

Тест

2

Работа с учебником

3

Цепь питания

4

Обитатели водоема

5

Игра «Плюс минус»

9. Домашнее задание Учебник, с. 178-183.

5

© 2010-2022