Программа воспитательной деятельности Счастливы вместе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание программы

«Счастливы вместе»



1.Пояснительная записка.

2.Цели и задачи программы

3.Сроки реализации программы

4.Ожидаемые результаты

5.Характеристика класса

6.Социальный паспорт класса

7.Технологии организации

8.Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика

9.План-сетка работы по направлениям

10.Устав класса

11.Система работы с родителями

12.Работа с детьми «группы риска» класса

13.Работа с детьми, имеющими высокий уровень

учебно- познавательной мотивации.

14.Оценка результатов реализации программы

15.Оценка системы работы классного руководителя

16.Диагностика

17.Нормативные документы

18.Ресурсное обеспечение

19.Список используемой литературы




Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего -люди.

А. С. Макаренко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования.

В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания , выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

♦ личностная культура

♦ семейная культура

♦ социальная культура.

Личностная культура- это:

■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура- это:

■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура- это:

■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Цель программы следующая:

путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.

Задачи программы:

1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи.

2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания.

3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций края.

4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности , ориентированных на общечеловеческие ценности.

6. Формирование норм ЗОЖ.

Программа рассчитана на учащихся начального звена.

Срок реализации программы: 4 года ( 1-4 класс)

Этапы реализации:

2014-2015

1 класс

2015-2016

2 класс

2016-2017

3 класс

2017-2018

4 класс

Проектировочный

Реализующий

Реализующий

Реализующий

Диагностический

Завершающий

Ожидаемые результаты: -активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций;


Характеристика 1 класса :

В классе обучается 5 человек; 3 девочки и 2 мальчика. Учащиеся проживают в 3 населённых пунктах : д.Никифорово , п.Центральный , д.Шушпанка.

Лидером является Оборина Т. Девочка из полной , благополучной семьи.

Кроме неё ещё 2 старшие сестры и младший брат.Таня посещала детский сад, к обучению в школе готова. На уроках работает активно. Но часто возникают конфликты с её участием , ябедничает.

Цуканов Артём воспитывается в полной, благополучной семье ,кроме него ещё младшие брат и сестра. Родители балуют мальчика, чрезмерно опекают. Артём посещал детский сад , но к обучению готов условно. Задание учителя слышит не с первого раза , нуждается в дополнительной помощи со стороны родителей , учителя , других ребят. Конфликтен. Ябедничает.Особые затруднения испытывает по математике. Речь развита ,но наблюдаются дефекты речи . Необходима помощь логопеда.

Старикова Екатерина садик не посещала. Проживает в опекаемой семье с родной бабушкой в доброжелательной обстановке. С мамой связь поддерживает . Девочка на уроках работает активно ,хотя часто даёт не верные ответы. Очень подвижна. Конфликтов старается избегать. Вежлива.

Фомин Симеон воспитывается в полной семье. Мама часто болеет ,папа уезжает на работу в другой город и мальчик живёт в монастыре со старшей сестрой. Домашнее задание выполняет не всегда.Детский сад не посещал. На уроках работает не активно. Медлителен. Задания учителя не понимает. Не конфликтен.

Перевозкина Анастасия. Девочка проживает с мамой и отчимом . Мама была замечена в употреблении ПАВ, поэтому семья находиться на внутришкольном контроле. Детский сад не посещала. С заданием справляется плохо.У девочки до 6 лет был физический недостаток на лице, перед школой перенесла операцию , следы которой видны. Настя конфликтна ,иногда агрессивна . Эмоциональное состояние не устойчиво. К обучению готова условно. Из-за перенесённой операции страдает речь. Настя требует особого контроля. Девочке необходимы дополнительные занятия.

Адаптационный период показал , что необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по сплочению коллектива.

Ведущими технологиями организации воспитательной работы в классе является коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социально-игровое моделирование.

Основными формами работы с классом являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования.

Программа воспитательной системы реализуется через совместное управление воспитанников, их родителей и классного руководителя жизнедеятельностью класса - соуправление.

Участниками настоящей программы воспитания являются:

- обучающиеся 1-4 классов;

- родители обучающихся;

- классный руководитель;

- учителя - предметники;

- социальный педагог;

- школьный библиотекарь;

Для успешного прохождения воспитательной программы объединены усилия различных социальных слоев:

- родительский комитет класса;

- администрация школы;

- педагоги школы;

- школьная библиотека;

- сельский дом культуры

- сельская библиотека

При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:

Направление 1. «Моя семья» (социальное)
Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »:
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »:
- тематические классные часы: «История нашей семьи» и другие.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.

Направление 2. «Моё Отечество»

(духовно-нравственное)
Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»:
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правоохранительных органов.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.

Направление 3 .«Мой образ жизни»

(духовно- нравственное)
Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой образ жизни»:
-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой образ жизни»:

- Интерактивные игры, тематические классные часы
- Праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление 4. «Моё здоровье»

(Спортивно- оздоровительное)

Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
- беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;


Направление 5. «Моя учёба»

(общеинтеллектуальное)
Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- школы интеллектуального развития

- внеурочные курсы

Направление 6. «Мой досуг»

(общекультурное)
Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:
-Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
-посещение театров, музеев, выставок;
-театрализованные представления.;





Устав класса.

1. Мы и наша Родина.

Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой

 Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории.

 Мы заботимся о природе.

 Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся.

 Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей.

2. Мы и школа.

 Наш класс - структурное поздравление школы.

 Мы активные участники всех общественных дел.

 Наш адрес: кабинет №3, самый красивый и уютный кабинет в школе.

 Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе.

3. Только мы.

Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать.

Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали.

Правила нашей жизни:

 Мы - самые дружные.

 Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности.

 Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг.

4. Мы и наши родители.

Родители - наши помощники и друзья.

Мы всегда вместе:

 Мы в школе - они переживают.

 Мы дома - они контролируют.

 Мы трудимся - они помогают советом и делом.

 Мы отдыхаем - они отдыхают и веселятся вместе с нами.

Нельзя огорчать своих родителей!

5 . Мы и наши учителя.

 Уважаем всех учителей школы.

Стараемся, чтоб учителям было интересно с

нами работать.

6. Мы и наши младшие товарищи.

 Никогда не обидим наших младших друзей!

 Поможем и защитим!










Работа с родителями

Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) - создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления работы классного руководителя и родителей

Общение- это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность-человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни-это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности , имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира , их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребёнка

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Формы работы с родителями:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания ;

-информирование ( телефонные звонки , запись в дневнике, электронный дневник)

При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.

Родители Обориной Т , Цуканова А оказывают должное внимание воспитанию детей , постоянно интересуются учёбой , поэтому семьи в особом контроле не нуждаются. Старикова Е. проживает в опекаемой семье , имеет особый контроль со стороны не только школы , но и опеки. Опекуном является родная бабушка , которая очень любит девочку.Эти семьи можно отметить как благополучные.

А вот с семью Фомина С. и Перевозкиной А. необходимо взять на постоянный особый контроль. У Симеона часто болеет мама , папа уезжает на работу в другой город , мальчик временно остаётся жить в монастыре со старшей сестрой. В данный период необходимо контролировать посещение занятий и выполнение домашнего задания . Перевозкина А. проживает в семье с отчимом , а мать может иногда злоупотреблять ПАВ , поэтому девочку поставили на внутришкольный контроль . В зависимости от ситуации необходимо посещать семью вместе с социальным педагогом , иногда с полицией. Следить ежедневно за психическим состоянием девочки.

Примерная тематика проведения классных родительских собраний .

1 класс

1«Первый раз- в первый класс». Трудности адаптации 1- классников к школе.

2.Детские страхи.

3. Телевизор в жизни семьи и 1- классника.

4. Мотивы учения младших школьников.

5. Режим дня школьника.

6. Игра и игрушка в жизни младшего школьника.

7. Перелистывая страницы учебного года…

2 класс

1Снова вместе! Первые уроки школьной отметки.

2.Причины и последствия детской агрессии.

3. Поощрения и наказания детей в семье.

4. Праздники и будни нашей жизни.

5. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

6. О разумной родительской любви.

7. Как вырастить ребенка нравственным?

3 класс

1. Семейные традиции и способность ребенка трудиться.

2.Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка в себе.

3.Мой ребенок становится трудным…

4. Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?

6. Мужчины нашего дома.

7. Поощрение и наказание как методы воспитания.

4 класс

1. Роль семьи и школы в формировании интереса к учению.

2.Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

3. О родных и близких с любовью.

4.Как научить своего ребенка жить в мире людей?

5. Как уберечь ребенка о насилия?

6. Нужно ли воспитывать у ребенка патриотизм?




Работа с детьми «группы риска»

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
- Какую помощь может оказать общественность?
- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

 посещение семей;

 индивидуальные беседы с детьми и родителями;

 педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);

 привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы;

 привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.













Работа с детьми, имеющими высокий уровень

учебно- познавательной мотивации

Цель: создание благоприятных условий для развития одаренных детей

в интересах личности.

Задачи:

1. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей.

2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми

.3. Объединение усилий учителей по формированию устойчивых навыков у обучающихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству.

4. Пополнение информационного банка данных по направлению

« Одаренные дети»

Формы работы с одарёнными детьми

----Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей.

----Участие в районных предметных олимпиадах школьников. Участие в международном конкурсе-игре «Кенгуру», и российском конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».

---- Оформление портфолио всех школьников.

---Творческие мастерские, внеурочная деятельность.

--- Предметные недели

---Работа спортивных секций

--- Работа кружков

---Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

--- Участие в муниципальных конкурсах .

---Участие в школьных мероприятиях

--- Посещение и участие в мероприятиях поселковой библиотеки , ДК, детского сада.

Дети пришли в 1 класс , трудно судить о способностях детей .Исходя из бесед с родителями , воспитателями детского сада и наблюдая за ребятами на уроках и во внеурочной деятельности можно наметить следующий примерный план работы по направлениям :


школа

район

Интеллектуальное

Оборина Т

Оборина Т

Декоративно- прикладное

Оборина Т Цукатов А

Перевозкина А Фомин С

Старикова Е

Оборина Т

Старикова Е

Цуканов А

Художественно-эстетическое

Оборина Т Цукатов А

Перевозкина АФомин С

Старикова Е

Оборина Т

Старикова Е

Цуканов А

Актёрское мастерство

Оборина Т

Старикова Е

Оборина Т

Старикова Е

Оценка системы работы классного руководителя

В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу планирую введение портфолио ученика начальной школы.

Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел.

И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и
уверенности в собственных возможностях;
● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию,
● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
● приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»;
● формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Жестких требований портфолио (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался «Портфель моих достижений» («Мои достижения» и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).

Диагностика.

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются.

Компонентами диагностики воспитательного процесса являются:

1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка.

- Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося»

- Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся»

- Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»

- Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности»

- Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся»

- Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

- Методика Д. Голланда «Определение типа личности»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений.

- Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»

- Социометрия

- Методика Е.Н. Степанова «Мы - коллектив? Мы - коллектив… Мы коллектив!»

- Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс»

- Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива"

3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания.

- Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью»

- Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения»

- Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

- Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Программа воспитательной работы разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании РФ»

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. № 124 - ФЗ;

- Устав школы МБОУ «Никифоровская СОШ»

- Воспитательная программа МБОУ «Никифоровская СОШ»

- Локальные акты МБОУ «Никифоровская СОШ»

- Положение о классном руководстве;

- Должностные и функциональные обязанности классного руководителя



Ресурсное обеспечение программы:


- Нормативно - правовая база (локальные акты МБОУ «Никифоровская СОШ», планы воспитательной деятельности классов и школы на год, положение об ученическом самоуправлении, Программы курсов внеурочной деятельности)

- Информационно - методическое (информационные стенды, сайт школы)

- Кадровое (подготовка педагогов, связанная с освоением новых воспитательных технологий)

- Материально - техническое (дополнительное приобретение компьютеров, медиапроекторов, интерактивных досок; оборудование мест для проведения внеурочных мероприятий, приобретение канцелярских товаров)

- Финансирование программы (финансирование за счёт бюджетных и внебюджетных средств)















Список используемой литературы

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.

13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.

14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.

15. Журнал "Педсовет»

17

© 2010-2022