Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В. Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Урок + презентация по внеклассному чтению «Творчество В.Ю. Драгунского. Рассказ «Живой уголок»»Мадибраимова Анна Николаевна

МБОУ СОШ №23 г. Ковров

Методическая разработка урока внеклассного чтения

по теме: « Творчество В.Ю. Драгунского, рассказ «Живой уголок»

(УМК «Школа России» 3 класс) Цель занятия: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект текст Планируемые результаты
Предметные - знакомство с творчеством В.Ю. Драгунского и рассказом «Живой уголок», развитие речи и обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения Личностные -сформированное позитивное отношение к чтению, умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, эмоционально «проживать » текст, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные -умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. -готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - умение анализировать художественный текст.

Оборудование: мультимедиа презентация, шаблоны смайлов, цветные стикеры, конверты с текстом, ватман и маркеры (цветные карандаши, фломастеры) для групповой работы, цветные эмблемы (красные, жёлтые, зелёные, синие) для разбиения учащихся на группы, на каждой эмблеме написаны числа от 1 до 4, приложения для работы, текст рассказа Виктора Драгунского «Живой уголок», поделённый на 5 частей. Фундаментальный объект - художественный текст

Ход занятия. 1.Эмоциональный настрой на работу. -Я предлагаю вашему вниманию стихотворение: УЛЫБКА Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся. И вмиг освобождаемся от горестей любых. Улыбка-вещь бесплатная, простая и понятная, смешная и приятная, доступная для всех. Когда мы улыбаемся, Мы само исцеляемся. И силой наполняемся, дарующей успех. -Я хочу, чтобы вы сейчас подарили себе и присутствующим гостям улыбку и хорошие пожелания на предстоящую работу. ( Учащиеся получают шаблон смайла, на котором пишут свои пожелания на предстоящий урок. Их они прикрепляют на доску. Учитель зачитывает некоторые пожелания.) 2. Выход на тему, цели и задачи урока в сотворчестве с учащимися. -Продолжается наша работа, объявляется игра «Суета». Руководители групп, возьмите конверт, на котором написано «Суета», раздайте тексты членам вашей группы.

(Учащиеся получают карточки, на которых записаны части четырёх текстов. Задача ребят объединиться в группы и собрать тексты. Каждая группа садится за свой стол. Один из представителей группы объявляет название текста и его автора. Собирают следующие произведения: Н.Носов «Федина задача», «Телефон», «Живая шляпа», «На горке»)

-Что объединяет все прочитанные вами произведения?

-Предположите, какова тема нашего урока?

-Какие учебные задачи поставим перед собой?

(Ребята получают цветные стикеры, где записывают предполагаемые задачи, которые будут решать в процессе урока. Наклеивают их возле смайлов. Получится фигура солнца, где смайлы образуют тело, а стикеры лучи. Учитель зачитывает предполагаемые задачи.)

3.Организационно - деятельностный этап.

А) Работа с мультимедиа презентацией.

-Внимание на 1 слайд. Это рамка от портрета писателя, который посвятил своё литературное творчество детям. Вы сможете узнать сегодняшнего писателя, если прослушаете информацию. ( Далее на слайдах ученикам предлагается следующая информация: 2 слайд «Родился я в Нью-Йорке», «Свой творческий путь я начал на театральных подмостках, потом выступал клоуном в цирке», 3 слайд «Моя первая книга называлась «Он живой и светится», «В своём сборнике «Денискины рассказы» я изобразил своего сына.», «Во втором классе вы познакомились с рассказом из этого сборника «Тайное становится явным», 4 слайд «Виктор Юзефович Драгунский, фото, название рассказа «Живой уголок».)

Б) Работа над заголовком.

-Попробуйте предположить, о чём будет рассказ с таким названием?

-Верны ли ваши предположения, мы узнаем, прочитав рассказ.

В) Работа над произведением.

-Для продолжения работы вам надо разбиться на группы по цветовой эмблеме. (У учеников на груди прикреплены эмблемы 4 разных цветов по количеству групп: красные, жёлтые, зелёные, синие. Столы в классе расставлены для работы 4-х групп, на каждом имеется маркировка: цветная фигура с номером.)

-Каждая группа будет выполнять своё задание: жёлтые - чтецы, красные - составляют словарь читаемого текста (записывают слова, которые требуют объяснения), синие - выполняют цветовую маркировку текста (фиксация переживаний), зелёные - заполняют карту персонажей текста (заготовленный кластер).

-Чтение рассказа «с остановками» учащимися с жёлтой эмблемой. Текст Виктора Драгунского «Живой уголок» разделён на 5 частей, поэтому в группе чтецов должно быть 5 человек. В остальных группах может быть 5 или 6 человек.

Чтение первой части учеником и 1остановка

-Где происходят события рассказа? Что вас удивило и почему? Что будет дальше?

-Проверка работ групп: красные - фиксируют слова, требующие пояснения, зелёные - заполняют и озвучивают карту персонажей, синие - фиксируют эмоциональные переживания и обосновывают свой выбор.

Чтение второй части учеником и 2 остановка

-Что вызвало восторг ребят и почему? Какая фраза этой части вас рассмешила и почему?

--Проверка работ групп.

Чтение третьей части и 3остановка

-Почему белые мыши пользовались таким спросом? Как мальчики поступят дальше?

--Проверка работ групп.

Чтение четвёртой части и 4 остановка

-Почему мама не согласилась покупать нильского крокодила? Чем закончится рассказ?

--Проверка работ групп.

Чтение заключительной части.

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

-Давайте вернёмся к нашим предположениям, о чём будет рассказ с таким названием. Верны ли они?

--Проверка работ групп.

4. Рефлексия.

-Я предлагаю вам выполнить групповой проект на тему «Какое животное Денис Кораблёв может принести в живой уголок?» Для этого объединитесь в новые группы по номерам на ваших эмблемах. Дети пересаживаются и объединяются в новые группы.

(Ребятам выдаются ватманы, маркеры, фломастеры, цветные карандаши. Они выполняют графический синквейн, т.е. изображают кластер, соблюдая правила написания синквейна. В центре будет изображение животного, по периферии 5 стрелок: название(1 существительное), 2 качества(2 прилагательных), 3 действия(3 глагола), фраза из 4 слов, которая будет ответом на вопрос (Почему советуете именно это животное?), 1 слово ассоциация.)

-Предлагаю защитить свой проект. ( Представители каждой группы выступают с защитой проекта.)

5. Итог урока и самооценка деятельности учащимися.

- Работа завершена. Вернёмся к тем задачам, которые вы поставили перед собой. Всё ли смогли реализовать?

- Наш урок подошёл к концу. Предлагаю вам, расшифровав каждую букву слова «урок», оценить свою деятельность в соответствии с моими комментариями:

-У - узнали о…

- Р- работали над…

-О - очень хочется…

-К - как мы работали….

- Кто хочет озвучить свои варианты ответов?







Приложение №1

Отрывок из произведения Н.Носова «Федина задача»

1 отрывок

Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.

2 отрывок

- Вот и хорошо! - сказал Федя. - По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки. Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.

3 отрывок

На экране телевизора появился диктор.

- Передаем концерт по заявкам, - объявил он.

- Концерт - это хорошо, - сказал Федя. - Веселей будет делать уроки.

4 отрывок

Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол.

- Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять?

5 отрывок

Так… «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом…»



Приложение №2

Отрывок из произведения Н.Носова «Телефон»

1 отрывок

Один раз мы с Мишкой были в игрушечном магазине и увидели замечательную игрушку - телефон.

2 отрывок

В большой деревянной коробке лежали два телефонных аппарата, две трубки, в которые говорить и слушать, и целая катушка проволоки.

3 отрывок

Продавщица объяснила нам, что если один телефон поставить в одной квартире, а другой - у соседей и соединить оба аппарата проволокой, то можно переговариваться.

4 отрывок

- Вот нам бы купить! Мы как раз соседи,- сказал Мишка.- Хорошая штука!

5 отрывок

Это не какая-нибудь простая игрушка, которую поломаешь и выбросишь. Это полезная вещь!



Приложение №3

Отрывок из произведения Н.Носова «Живая шляпа»

1 отрывок

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец, Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

2 отрывок

- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.

3 отрывок

- Васька! - обрадовались ребята.

- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.

4 отрывок

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!

- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

5 отрывок

Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.



Приложение №4

Отрывок из произведения Н.Носова «На горке»

1 отрывок

Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу.

2 отрывок

Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

3 отрывок

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

4 отрывок

А Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.

5 отрывок

Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему.



Приложение №5

Для работы группы, которая выполняет цветовую маркировку текста (фиксирует эмоциональное состояние).

-Какое чувство и эмоции вызвала у вас прочитанная часть?

-Обсудите в группе. Выберите квадрат нужного цвета, обоснуйте свой выбор.

- радость

- восторг

- надежда

- изумление

- -горе

- тревога

-отчаяние

Приложение № 6

Для работы группы, которая заполняет карту персонажей текста.

-Заполните кластер «Персонажи текста» по мере чтения частей текста.

Главный герой. Как его зовут?

Учительница. Как её зовут?

Друг главного героя. Как его зовут?

?

?

?

?







Приложение №7

Кластер, составленный по правилам синквейна тему «Какое животное Денис Кораблёв может принести в живой уголок?».

Рисунок животного.

Название(1 существительное)

Качества(2 прилагательных)

Что можно делать с этим животным?(3 глагола)

Фраза из 4 слов. Почему советуете принести это животное?

Ассоциация, синоним. (1 слово)



© 2010-2022