- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Театральные подмостки (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Театральные подмостки (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каракешишян А.В. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании МО ____________________ Протокол № ____ «___»__________2015г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ А. П. Каменева УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Дружба» ___________А.Н. Калинин
Рабочая программа
по внеурочной деятельности:
«Театральные подмостки»
На 2015-2016 учебный год
для 3 класса
-
Составитель: учитель
начальных классов
Каракешишян А. В.
Пояснительная записка
Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: "…мало изучить "систему", надо на ее основе придумать свою". Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Актуальность Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Дубковской СОШ школы, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Место данного курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность по курсу «Театральные подмостки» в 3 классе отводится 34 часов в год (34 учебных недель по 1 часа в неделю), предусмотренной учебным планом.
Алгоритм работы с пьесой.
-
Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.
-
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
-
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
-
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
-
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
-
Репетиция всей пьесы целиком.
-
Премьера.
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Требования:
Учащиеся должны знать
-
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Учащиеся должны уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Ожидаемый результат
1.Развитие актёрских способностей. 2.Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. 3.Овладение способами самопознания, рефлексии. 4. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы
Кол-во часов
Всего
Теоритические
Практические
1.
Введение.
Беседа о театре.
1
1
-
2.
Театральная игра
13
3
10
3.
Культура и техника речи
20
5
15
Итого
34
9
25
Содержание программы (34 ч.)
1 раздел. (1час) Вводное занятие.
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами в Одинцове. (презентация)
2 раздел. ( 13 часов) Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3раздел. ( 20 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема внеурочной деятельности.
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Оборудование
Личностные
Метапредметные
УУД(работа с текстом)
Предметные
план
Факт
1
Введение.
Беседа о театре.
1
01.09-04.09
У учащихся будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
Беседа
Интерактивная доска
2
Здравствуй театр!
1
07.09-11.09
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
Беседа
Документ камера
3
Старая сказка на новый лад-«Волк и козлята»
1
14.09-18.09
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Учить умению слушать и вступать в диалог
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
Беседа
Интерактивная доска
4-6
Репетиция сказки
3
21.09-16.10
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
• получат возможность осознать своё место в мире; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
Игра
7-9 Изготовление кукол для сказки
3
19.10-06.11
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Круглый стол
10 Правила поведения в театре.
1
09.11-13.11
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности
Учить умению слушать и вступать в диалог получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Игра
11-12 Пословицы и скороговорки
2
23.11-04.12
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Беседа
13-14 Кукольный театр.
2
07.12-18.12
Ученик получит возможность для формирования:
•позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
15-17 Выразительность речи
3
21.12-15.01
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
18-20 Упражнения на развитие воображения
3
18.01-05.02
ученик получит возможность для формирования:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
21-23 Ролевые игры
3
08.02-04.03
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
Документ камера
24-26 Этюды с игрушками
3
07.03-25.03
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
Интерактивная доска
27-28 Литературный материал для выразительного чтения
2
28.03-15.04
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
29-32 Изготовление кукол и игрушек по разным техникам
4
18.04-13.05
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
•адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Беседа
Интерактивная доска
33-34 Чтение в лицах стихов А. Барто, И. Токмаковой, Э. Успенского
2
16.05-27.05
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Беседа
Интерактивная доска
Литература
Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - С.- Пб., 1998.
Базанов В.В. Техники и технология сцены. - Л., 1976
Берёзкин В.И. Искусство оформления сцены. - М.1986
Буева Л.П. Личность и среда. Ребёнок в системе коллективных отношений. - М., 1992
Былеева Л.В. Русские народные игры. - М., 1996
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003
Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001
Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1984
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М., 2000
Кузина Н. Заводные игры. - М., 2001
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. - М., 2003
Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральных декораций. - М., 1988
Панкеев И. Русские народные игры. - М., 1998
Побединская Л.А. Праздник для детей. - М., 2000
Рындин В.Ф. Как создаётся художественное оформление спектакля. - М., 1962
Савкова З.В. Техника звучащего слова. - М., 1998
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001
Материально-техническое оснащение.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки,
документ камера.
Музыкальный центр;
Аудио и видео кассеты;
Элементы костюмов для создания образов;
Пальчиковые куклы
Сценарии сказок, пьес, детские книги .