Рабочая программа по внеурочной деятельности Театральные подмостки (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено на заседании МО ____________________ Протокол № ____ «___»__________2015г. СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ А. П. Каменева УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Дружба» ___________А.Н. Калинин


Рабочая программа

по внеурочной деятельности:

«Театральные подмостки»

На 2015-2016 учебный год



для 3 класса

















Составитель: учитель

начальных классов

Каракешишян А. В.







Пояснительная записка

Каждый учитель - режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: "…мало изучить "систему", надо на ее основе придумать свою". Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Актуальность Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Дубковской СОШ школы, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Новизна. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Место данного курса в учебном плане.

На внеурочную деятельность по курсу «Театральные подмостки» в 3 классе отводится 34 часов в год (34 учебных недель по 1 часа в неделю), предусмотренной учебным планом.

Алгоритм работы с пьесой.

  • Выбор пьесы, обсуждение ее с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком.

  • Премьера.

Целью данного курса является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра. Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса.

Основные направления работы с детьми
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Требования:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
  • и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Учащиеся должны уметь
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
  • строить диалог с партнером на заданную тему;
  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.


Ожидаемый результат


1.Развитие актёрских способностей. 2.Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. 3.Овладение способами самопознания, рефлексии. 4. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)





Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоритические

Практические

1.

Введение.

Беседа о театре.

1

1

-

2.

Театральная игра

13

3

10

3.

Культура и техника речи

20

5

15


Итого

34

9

25

Содержание программы (34 ч.)

1 раздел. (1час) Вводное занятие.

-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

- Знакомство с театрами в Одинцове. (презентация)

2 раздел. ( 13 часов) Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

3раздел. ( 20 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.






















































































Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема внеурочной деятельности.

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Оборудование

Личностные

Метапредметные

УУД(работа с текстом)

Предметные

план

Факт

1

Введение.

Беседа о театре.

1

01.09-04.09

У учащихся будут сформированы:

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

Беседа

Интерактивная доска

2

Здравствуй театр!

1

07.09-11.09

• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности,

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

Беседа

Документ камера

3
Старая сказка на новый лад-«Волк и козлята»

1

14.09-18.09

в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

Учить умению слушать и вступать в диалог

• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

Беседа

Интерактивная доска

4-6
Репетиция сказки


3

21.09-16.10

• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

• получат возможность осознать своё место в мире; • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

Игра

7-9 Изготовление кукол для сказки

3

19.10-06.11

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Круглый стол

10 Правила поведения в театре.

1

09.11-13.11

осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Учить умению слушать и вступать в диалог получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Игра

11-12 Пословицы и скороговорки

2

23.11-04.12

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

Беседа

13-14 Кукольный театр.

2

07.12-18.12

Ученик получит возможность для формирования:

•позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

15-17 Выразительность речи

3

21.12-15.01

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

18-20 Упражнения на развитие воображения

3

18.01-05.02

ученик получит возможность для формирования:

•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

• получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

21-23 Ролевые игры

3

08.02-04.03

понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;


В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

Документ камера

24-26 Этюды с игрушками

3

07.03-25.03

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

Интерактивная доска

27-28 Литературный материал для выразительного чтения

2

28.03-15.04

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к предмету;

- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

29-32 Изготовление кукол и игрушек по разным техникам

4

18.04-13.05

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику и электронному приложению

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Беседа

Интерактивная доска

33-34 Чтение в лицах стихов А. Барто, И. Токмаковой, Э. Успенского

2

16.05-27.05

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;


Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни

Беседа

Интерактивная доска




Литература

Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - С.- Пб., 1998.

Базанов В.В. Техники и технология сцены. - Л., 1976

Берёзкин В.И. Искусство оформления сцены. - М.1986

Буева Л.П. Личность и среда. Ребёнок в системе коллективных отношений. - М., 1992

Былеева Л.В. Русские народные игры. - М., 1996

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991

Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. - М., 2003

Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1984

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М., 2000

Кузина Н. Заводные игры. - М., 2001

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. - М., 2003

Понсов А.Д. Конструкции и технологии изготовления театральных декораций. - М., 1988

Панкеев И. Русские народные игры. - М., 1998

Побединская Л.А. Праздник для детей. - М., 2000

Рындин В.Ф. Как создаётся художественное оформление спектакля. - М., 1962

Савкова З.В. Техника звучащего слова. - М., 1998

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М., 1954

Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2001

Материально-техническое оснащение.

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, акустические колонки,

документ камера.

Музыкальный центр;

Аудио и видео кассеты;

Элементы костюмов для создания образов;

Пальчиковые куклы

Сценарии сказок, пьес, детские книги .


© 2010-2022