Урок литературного чтения «Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»»Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 класс

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (технология деятельностного метода)

Технологическая карта изучения темы: Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»

Тема

Д.Н.Мамин- Сибиряк. «Приёмыш»

Цель урока.


Формирование гражданской и нравственной позиции учащихся, личностное отношение к окружающей действительности через организацию читательской деятельности на примере произведения Д.Н.Мамина- Сибиряка «Приёмыш»

Задачи. Учебные. Учить приемам работы с текстом, анализировать характер и поступки героев произведения; формировать навыки осознанного правильного беглого чтения. Развивающие. Научить находить различные способы действий и делать нравственный выбор; развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев. Воспитательные. Воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Планируемый результат Предметные. Отрабатывать навык чтения и развивать умения анализировать эмоциональное состояние героев. Личностные. Ценностное отношение к миру природы, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Уметь вести учебный диалог. Метапредметные.

Умение осознанно поступать в жизненных ситуациях и развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстом при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

дополнительные

- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. Учебник для 3-го класса. Часть 2. Стр.

- карточки с заданиями;

- презентация выполненная в программе Power Point;

- видео клип;

- электронные физкультминутки;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах

Конспект урока


I. Организационный момент

( представление учителя)

II.Установка на восприятие

(Показывается ролик про животных)

- Что Вы увидели в глазах этих животных?

- А где живут они с такими грустными глазами? (среди людей)

- Сегодня мы с вами порассуждаем о жизни животных в природе и среди нас.

III. Проверка домашнего задания

1) фронтальная

- Назовите автора и название произведения, который вы читали дома.

- Где происходят события описанные автором?

- Как понимаете название рассказа «Приёмыш»?

- Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?

2) - Как автор называет героев? Кто они? (работа в парах)

( На партах лежат карточки с заданиями. Дети должны по ключевым словам определить, о каком герое рассказа идёт речь).

1 карточка 2 карточка 3 карточка

(Тарас)

хозяин

охотник

бобыль

старик

дедушка

(Лебедь)

приёмыш

сирота

гордая птица

умная птица

учёная птица

друг сердечный

(Соболька)

пёстрая собачка

пёс

друг человека

Проверка работы: учащиеся зачитывают карточку.

- Ребята, что объединяет эти слова?

- Легко ли собаке быть одной?

( Красным цветом выделяются слова бобыль, сирота, друг человека)

Бобыль - человек, который остался один

Сирота - без родителей, один

Вывод: Эти герои остались одни и встретясь вместе они обрели свой дом, семью.

IV. Выборочное чтение

- Сейчас мы с вами исследуем отношения между героями рассказа.

(на доске схема)

Тарас

Лебедь Соболька

- Как Тарас относился к лебедю? (стр.20, 3 абзац, стр. 22, 1 абзац, обязательно обратить внимание на то, что Тарас не обрезал крылья лебедю стр. 20, 4 абзац)

- Как лебедь относится к Тарасу? (стр.20, 2 абзац, стр.24-25)

-А как Тарас называл собаку? Почему?( ответы учащихся)

- Как Соболька относился к Тарасу? (стр.19, 2 абзац)

- Какими были отношения лебедя и Собольки? ( стр.20, стр.21, 22,24,25)

Вывод: хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, они как и человек страдают от одиночества, тоски и нуждаются в заботе, любви и понимании.

V. Составление «кластера» (работа в группах)

- Кто в рассказе заботится о животных?

- Каким показывает нам автор Тараса?

умеющий любить

искренний

добрый

умеющий ценить

светлая душа

отзывчивый

умный

чуткий

Тарас

милосердный

- Ребята, как вы понимаете слово - милосердие?

- В чём проявилось милосердие Тараса?

Вывод: Тарас был такой, потому что он жил среди природы и она его родной дом, все животные и птицы были для него родными, он понимал их язык, любил и заботился о них, как о родных и самых близких.

- А как сам о себе говорит Тарас? (читает текст подготовленный ученик на странице 21)

VI. Физкультминутка

VII.Обобщение

- А почему же лебедь улетел? (чтение учителем стр.24 «А пришлось..)

- Как вы думаете, мог ли Тарас поступить по-другому?

- Ребята, легко ли расставаться с другом?

- Как повлияло на Тараса расставание с лебедем? (стр.22) Вывод: Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено - рыбе - в воде, зверю - в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв. Но здесь была хоть какая-то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути. VIII. Рефлексия
- Я предлагаю высказать своё мнение о рассказе, закончив данные предложения. 1. Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства _________________________ 2. Рассказ помог понять ______________________________________________ 3. Для меня было сложным ___________________________________________ 4. И мне понравилось ________________________________________________ В память о нашей встрече каждый возьмите лебедя. Вы можете написать своё пожелание Приёмышу. ( показывается клип с лебедями и звучит музыка, учитель читает текст) - Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш - птица, которой нужна свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам - людям.

IX. Домашнее задание.

Домашнее задание по выбору:

  1. Нарисовать иллюстрацию и подготовить пересказ к эпизоду рассказа

  2. Придумать продолжение рассказа «Приёмыш»

  3. Написать письмо Тарасу от имени лебедя

- Спасибо за урок.



© 2010-2022