Вычитание. Разность. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности Знак «–»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Вычитание. Разность. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности Знак «-»

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель: знакомство учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания, с разностью как выражением.

Задачи:

  • Образовательная: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов;

  • Развивающая: способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность»; учить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями;

  • Воспитательная: содействовать воспитанию культуры поведения при фронтальной , парной и самостоятельной работе.

Методы работы: проблемного обучения, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания, уметь читать разности чисел пользуясь математической терминологией;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

Оборудование:

  • Учебник « Математика» для 1 класса издательства Алматыкiтап баспасы 2012 Авторы: А.Б. Акпаева, Л..А. Лебедева, В.В. Буровова;

  • Раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для рефлексии);

  • Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент (Цель: создание рабочей атмосферы, настрой учеников на нужный лад.)

Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

-Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу… "Цифр" и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ).

Слайд 2.

-А вот мы и встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их.

II. Актуализация знаний

1. Каллиграфическая минутка. (Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма, повторение пройденного материала)

Фронтальная работа

11,22,33,44,55,66,77,88,99

- - Что заметили? (записано с помощью одной цифры)

- Что такое цифра? (знак, с помощью которого записывают числа)

- Выпишите в тетрадь цифры, с помощью которых записано каждое число

- Каким способом можно проверить вашу работу? ( поменяться тетрадями, сверить с доски, один ученик читает, а остальные проверяют )

Проверим работу последним способом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Что у вас получилось? ( отрезок натурального ряда)

- На какие группы вы можете разделить числа? (четные, нечетные)

- 2.Математический диктант ( с данными цифрами) слайд3

(Цель: развитие внимания, сосредоточенности, смекалки, самостоятельности.)

-Обведите число в кружок.

Какое число стоит между 2 и 4? Л легко

Какое число следует за числом 8?

Обведи число, которое стоит слева от 6.

Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, найдите сумму. Т трудно

5 - это 4 и сколько?

6 увеличить на 1.

3 9 5 8 1 7

- Какое число самое большое? А маленькое?

- Какие цифры не обвели? (2,4,6) слайд4

- Составьте пример на сложение с помощью этих чисел. (2 + 4 = 6) слайд 5

- Какой ещё пример на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

(Под примером появляется второй пример: 4+2=6).

- Какое свойство использовали для его составления? (Переместительное).

- Прочитайте пример разными способами.

- Составьте пример на вычитание с этими числами. ( 6-4=2 или 6-2=4). Слайд 6.

III. Постановка проблемы. (Цель: формулирование учениками целей урока, которые необходимо достигнуть при изучении темы)

- При сложении каждое число имеет свое имя

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим.

IV. "Открытие" детьми нового знания. (Цель: Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование)

- Начнём своё исследование.

- Для начала вспомните, что значит "вычесть"? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число? (Сколько было вначале).

- Что показывает второе число? (Сколько взяли).

- А третье число? (Сколько осталось).

- Какое число из трёх самое большое? (Первое).

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Оно уменьшается).

*Учитель обращает внимание на звучание слова "уменьшается".

- То как может называться это число? (Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ). Слайд 6.

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ). Слайд 6.

- А третье число (сообщает учитель) показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос "на сколько" задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число? (Выясняется, что это РАЗНОСТЬ).

В ходе "открытия" нового знания на доске появляются подписи чисел: "уменьшаемое", "вычитаемое", "разность".

Проблема разрешена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания). Слайд 7

V. Физкультминутка.

VI. Первичное усвоение знаний . (Цель: проверка, на сколько верно решение проблемы.)

1. Работа с учебником.

- Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 41. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

- Назовите уменьшаемое.

- Назовите вычитаемое.

- Назовите разность.

- Как теперь можно прочитать пример на вычитание? (Разность чисел 6 и 1 равна5).

2. Пришло время применить свои знания на практике.

1 группа. (Л)

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

2 группа (Т)

уменьшаемое

8

9

9

9

9

10

10

вычитаемое

3

4

5

6

7

8

9

разность

4

5

6

3

2

5

4

6

7

2

3

6

4

5

2

3

2

4

1

2

3

Назовите новых жильцов города. слайд 8

5 5 4 3 2 2 1

VII. Первичное закрепление знаний (Цель: закрепление знаний, полученных в процессе занятия)

1. Работа в парах.

Цифры приготовили вам задания: выпишите только разность и найдите значение выражения. Слайд 8

5 -1, 6=6, 7 - 2, 8 > 5, 3 = 3, 10 -2 -5 , 8 -2

Назовите, какие цифры приготовили вам задание

4 5 3 6

- прочитайте выражения, используя новые термины.

2. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Игра в слова.

- Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры:

Вычитание. Разность. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности Знак «–»

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

- У меня получились такие примеры, а у вас?

- Прочитайте примеры, используя наше "открытие".

VIII. Итог урока. (Цель: анализ, осознание учеником собственной деятельности)

- Какое открытие мы сделали на уроке?

- Как называются числа при вычитании? Слайд 10

- Вам понравилось делать открытия?

- Если вам на уроке было интересно и все задания выполнили без ошибок, выберите «Солнышко». Слайд 11
- Если на уроке было интересно, но испытывали затруднения при выполнении заданий, возьмите «солнышко и тучку»

- возьмите «тучку» - если у вас ничего не получилось.

Покажите свои карточки.

- Молодцы! Спасибо за работу!









Самоанализ

Тема: Вычитание. Разность. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности Знак «-»

Урок проведен в 1 «И» классе (25 учащихся:10 девочек, 15 мальчиков). Большинство учащихся класса имеют высокие и средние учебные способности и положительную мотивацию к учебной деятельности. Есть учащиеся (8 человек) с низкими способностями. Индивидуальные особенности развития каждого учащегося учитываются при выборе форм организации познавательной деятельности (фронтальная, индивидуальная работа по карточкам) и методов обучения (использовала наглядные, словесные, практические методы, а также метод проблемного обучения ).

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию. Учебный материал подчиняется принципам научности, доступности (предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых).

Предложенные задания посильны для учащихся 1 класса. Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным ранее материалом. Учащиеся учились самостоятельно рассуждать.

Для решения поставленных задач выбрана следующая структура урока: орг.момент, актуализация знаний, изучение новой темы путем «открытия» детьми нового знания, усвоение и закрепление, итог урока и рефлексия.

Сочетание различных методов обучения, а также парной, индивидуальной и фронтальной форм работы дало возможность реализовать задачи урока. Такое сочетание методов и форм обусловлено возрастными особенностями учащихся 6-7 -летнего возраста.

Активизация деятельности первоклассников была достигнута за счет системы вопросов, использования элементов занимательности и наглядности.

Для «открытия нового знания» осуществлялась опора на ранее изученный материал: повторили компоненты действия сложения, вспомнили что означает «вычесть» и что обозначает каждое число. Предложенные упражнения были направлены на выработку прочных вычислительных навыков.

В течение урока осуществлялась контрольно-оценочная деятельность, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся - на содержательной основе, без выставления оценок. В конце урока каждый ученик адекватно оценил свою работу на уроке.

Учебное время урока использовалось эффективно, запланированный объем работы был выполнен; цель и поставленные задачи достигнуты. На уроке присутствовала доброжелательная обстановка и позитивный настрой.



© 2010-2022