- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по математике на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ (учебник, с. 33)
Технологическая карта урока по математике на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ (учебник, с. 33)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Альховик Л.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математика 12.02
Урок 81
Решение задач на противоположное движение
(учебник, с. 33) Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений решать задачи на движение в противоположных направлениях, составлять выражения с переменными по условию задачи, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий. Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на движение в противоположных направлениях, составлять выражения с переменными по условию задачи, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира. методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. Образовательные ресурсы: Математика. 3-4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». - Волгоград : Учитель, 2012. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); rusfolder. com/32474579; nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/reshenie-zadach-na-protivopolozhnoe-napravlenie Оборудование: компьютер; презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение». Основные понятия и термины: задачи на противоположное движение.
организационная структура (сценарий) урока I. Организация начала урока. Друзья мои! Сегодня мы откроем тайну, Ведь в жизни нашей часты чудеса. Секрет математических чудес необычайных Узнаем мы всего за полчаса. Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его помогут Волшебные слова: «Хотим все знать!». II. Сообщение темы, цели урока. Первое - предлог, Второе - летний дом. А целое порой Решается с трудом. - Что это? (Задача.) - Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи.) - Да, сегодня мы будем решать задачи на встречное движение. - Что такое движение? (Движение - это перемещение в пространстве.) - Запомните. Это ключевое слово нашего урока. - А математическая разминка - это движение мысли. III. Устный счет. А пока, чтоб работать быстро и ловко, Нам нужна ума тренировка! Математическая разминка. 1. Цепочка примеров. 450 : 9 = 50 + 63 = 113 - 13 = 100 · 10 = 1000 2. Задача-эстафета: • Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч? • Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха? • Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км? • Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц? • Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч? • Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м? Ответы: 20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9 с. 3. № 127. Учащиеся читают задачу и составляют по ней буквенные выражения. IV. Системная актуализация опорных знаний. 1. Повторение сведений о задачах на движение. - Какие существуют виды задач на движение? • Движение в противоположном направлении с удалением. • Движение в противоположном направлении навстречу друг другу. • Движение в одном направлении с отставанием. • Движение в одном направлении вдогонку. - Что общего и в чем различия этих задач? Общее: есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние. Различия: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения. - Сегодня мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях. 2. Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние. - Вспомните, как найти: Скорость - υ = S : t Время - t = S : υ Расстояние - S = υ t V. Решение задач на противоположное движение. Работа по учебнику (с. 33). - Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого - 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?
- Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние? (Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.) - Чтобы найти расстояние, что находим 1-м действием? (Скорость удаления.) - Запишем решение. 5 + 4 = 9 (км/ч) - скорость удаления. 9 ∙ 3 = 27 (км) - расстояние. Ответ: расстояние - 27 километров. - Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого - 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?
- Что известно? Что нужно найти? Как находим время? (Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.) - Чтобы найти время, что находим 1-м действием? (Скорость удаления.) - Запишем решение. 5 + 4 = 9 (км/ч) - скорость удаления. 27 : 9 = 3 (ч). Ответ: время - 3 часа. - Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?
- Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость? (Известны: расстояние, одна из скоростей и время. Надо найти вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.) - Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-м действием? (Скорость удаления.) - Запишем решение. 27 : 3 = 9 (км/ч) - скорость удаления. 9 - 5 = 4 (км/ч). Ответ: скорость - 4 километра в час. - Похожи ли эти задачи? (Это задачи на движение в противоположном направлении.) - Чем отличаются эти задачи? (Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.) - Как называются такие задачи? (Обратные.) VI. Работа над пройденным материалом. 1. Работа по учебнику: № 128. - Найдите значение выражений: 1-й вариант - 1-я строка, 2-й вариант - 2-я строка. 10 000 - 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 = 10 000 - 13 068 : 4 + 267 = 10 000 - 3 267 ++ 267 = 7000 240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947 487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405 560 : 7 + (3 820 - 850) = 80 + 2 970 = 3 0502 2. Решение примеров. - Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос. У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание: быстро и правильно решить примеры.
Карточки с примерами
- Итак, проверяем на таблице. (Проверка по цепочке.) - Какая цифра получилась? (5.) - В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5. VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах? - Какие действия можно производить с величиной? - Какие еще величины характеризуют процесс движения? - Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние? - При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. Прочитайте пословицу. («Тише едешь - дальше будешь».) - Как вы понимаете ее? - Чему мы учились на уроке? - Что вам понравилось? - Что было трудно? Домашнее задание: с. 33, № 126.