Конспект урока литературного чтения по теме: М. Пришвин Ребята и утята. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: М.Пришвин "Ребята и утята".

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

  • развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?

- Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

- Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:

"Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…"

- На долю кого выпала бы эта благодарность?

- М.Пришвин.

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

- Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

1) "Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил."

- "Журка"

2) "И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно. А возьму - забуду съесть и назад принесу."

- "Лисичкин хлеб"

- Какие еще произведения М.Пришвина вы читали?

ІІІ. Сообщение темы урока

- А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

- Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

- Прочитайте заглавие рассказа.

- "Ребята и утята"

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Кто видел маленьких утят?

- Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

  • Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

  • Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

  • Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов.

  • Овсяное поле - поле, засеянное овсом.

  • Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

  • Кузница - помещение, где работают кузнецы.

2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.

- Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
- Докажите строчками из произведения.
- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу.
- Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты.
- Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров.
- Это много или мало для человека?
- А для маленькой уточки?
- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
- Почему уточка-мать шла позади утят?
- Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения.
- Кто страшнее?
- Почему?
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы.
- Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
- Докажите строчками из произведения.
- Могла ли утка кричать?
- Докажите строчками из произведения.
- Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях.
- А какое чувство пережили утята?
- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
- А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама!
- А ваша мама переживает за вас?
- Как она ведет себя при этом?
- Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать.
- А какая она мама?
- Заботливая.
- Вам её жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Какие пословицы о маме вы знаете?
- Утята пойманы, что собираются делать ребята?
- Докажите строчками из произведения.
- Кто помешал мальчишкам?
- Смогли ли они объяснить свой поступок?
- Какое приказание дал им взрослый?
- Докажите строчками из произведения.
- Назовите слова, которые показывают строгость автора.
- Что делали бы вы, оказавшись рядом?
- Что можно сказать о ребятах?
- Как их назвал рассказчик?
- Как можно назвать их по-другому?
- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
- Докажите строчками из произведения.
- Как шла уточка-мать в начале рассказа?
- А почему сейчас она побежала впереди?
- Хотела быстрее увести детей от врагов.
- Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом?
- Докажите строчками из произведения.
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
- Знак уважения.
- Перед кем этот знак уважения?
- Почему?
- Как мальчишки на это прореагировали?
- Почему?
- Что пожелали люди уточке?
- Нужно ли было пожелание людей уточке?
- Почему?
- Докажите строчками из произведения.

5) Работа над иллюстрацией.

- Посмотрите на иллюстрацию.
- Кто изображен на переднем плане?
- Что они делают?
- Кто изображен на заднем плане?
- Что они делают?
- Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
- Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
- Что его волновало?
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
- Кто именно?
- А кто нет?
- Почему?

6) Работа с пословицами.

- Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.
- Прочитайте их про себя.
- Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться - умей и …)

- Продолжите пословицу.
- Умел ошибиться - умей и поправиться.
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
- Почему?
- Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

- Продолжите пословицу.
- Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
- К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
- Почему?

7) Определение главной мысли рассказа.

- Как автор назвал свой рассказ?
- Почему?
- Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
- Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
- Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
- Докажите, что М.Пришвин - человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".

5. Итог урока







Конспект урока литературного чтения по теме: М.Пришвин Ребята и утята . 2 класс









Михаил Пришвин

© 2010-2022