Образ человека и его характер

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ломакова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 5

г. Волгодонск

Урок ИЗО во 2 классе.

УМК «Школа России»

Тема Урока: «Образ человека и его характер (мужской образ в объеме)» Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со скульптурой, способами передачи характера в объемном изображении человека; способствовать формированию умений работать с пластилином, передавать пластику движения, оценивать готовое изделие и работу других учащихся; развитию познавательного интереса, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к истории Родины, уважения к русским воинам, желания им подражать. Оборудование: • для учителя: учебник, компьютер, презентация, музыкальное произведение А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»; • для учащихся: пластилин, стеки, технологическая карта.

Сценарий урока I. Организация начала урока. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок. II. Постановка учебной задачи. На доске написаны слова: добрый, злой, красивый, вредный, страшный, чернобровый, коварный, серьезный, сильный духом, храбрый, уродливый, мужественный. - Прочитайте слова. Что можете о них сказать? (Это прилагательные, которыми можно описать человека.) Распределите их на две группы, обсудив признак распределения с соседом по парте. Что у вас получилось? (В одну группу мы отнесли слова, которыми можно описать характер человека, а в другую - слова, которыми можно описать внешность. В одну группу мы отнесли слова, которые описывают положительных героев, а в другую - которые описывают отрицательных персонажей.) - Это задание поможет вам определить тему урока. Сделайте предположение. - Тема урока - «Образ человека и его характер». Сегодня мы поговорим о мужском образе. Изображать мужской образ мы будем в объеме. III. Изучение нового материала. - На доске изображение картины В. Васнецова «Богатыри». - Рассмотрите изображение. Кого вы видите на них? Вместе с этими героями совершим путешествие в прошлое. - Богатыри - люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. - Вспомните их имена. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Геракл.) - Какие материалы использовали художники в своих работах? (Камень, краски.) - Когда художник работает на листе, как мы называет такое изображение? (Плоское.) - Рассмотрите картину В. Васнецова «Богатыри». - Какой богатырь самый могучий? Как удалось художнику передать мощь? (Выражение лица, крепкое телосложение, уверенно сидит в седле, оружие, крепкий конь.) - Какой самый мечтательный? Докажите. - Куда смотрит каждый из богатырей? - Чем вооружены богатыри? - Что надето на богатырях? - Для чего нужна кольчуга? - Для чего нужен шлем на голове? - Что охраняли богатыри? С кем сражались? - Для чего нужен был верный конь? В. М. Васнецов изобразил защитников в виде сказочных героев. «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова - это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа. Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная, уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид (в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой - копье), исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Богатыри показаны все вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу. Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. - Послушайте песню. (Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».) - Какие чувства вызывает у вас эта песня? - Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли Русской? - Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей! - Обратимся к скульптуре героя древнегреческих мифов Геракла. Он совершил около 20 подвигов, во многих из них он сражался с чудовищами. - Посмотрите на изображение героя. Как скульптор передал его силу? (Мы видим спортивное, мускулистое, крепкое тело, накачанные мышцы на руках, груди, на руках видны вены - это говорит о напряженной борьбе с чудовищем. Сосредоточенный, решительный взгляд, грозный вид. Оружие.) - Это изображение называется скульптурным, или… (объемным). - В чем особенность объемного изображения? (Объемное изображение можно рассмотреть со всех сторон.) - Видели ли вы на улицах нашей станицы объемное, скульптурное изображение человека? (Да. Памятники.) - Какие материалы может использовать художник, изображая в объеме? (Художник использует камень, гипс, глину, дерево, бронзу.) - Теперь давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (Ответы детей.) - Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Ответы детей.) - Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т. д.) Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины. Мы с вами знаем много пословиц о доблести защитников Отечества. Есть такая пословица: «Родина - мать, умей за нее постоять». - Почему Родина названа матерью? - Что значит «уметь за нее постоять»? - Да, родная земля может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле, ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. - А вы хотите быть защитниками страны? Вы уже знаете, что защитники Родины должны быть смелыми, ловкими, сильными. И для этого нужно тренироваться. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Образ человека и его характер. Ученики выполняют движения по тексту. Дружно встанем - раз, два, три - И налево надо тоже поглядеть

из-под ладошек, Мы теперь богатыри! И направо, и еще, через левое

плечо. Мы ладонь к глазам приставим, Буквой «Л» расставим ноги, Ноги крепкие расставим, Точно в танце, руки в боки, Поворачиваясь вправо, Наклонились влево-вправо - Оглядимся величаво. Получается на славу! IV. Творческая практическая деятельность учащихся. - Вам предстоит создать объемное изображение какого-либо героя. Можно вылепить богатыря, а можно создать современного героя. Давайте обсудим, каким образом мы сможем передать образ героя: силу, храбрость, мужество, доброту. 1. Форма тела. 2. Выражение лица. (Серьезное, доброе.) 3. Одежда должна соответствовать герою. 4. Оружие. 5. Детали (например, украшение щита, одежды, конь, враг и т. д.). Если кому-то трудно самому придумать и воплотить образ сильного мужчины, можно воспользоваться технологической картой. - Возможны разные варианты изготовления рыцарей и богатырей. V. Итог урока. 1. Выставка и анализ работ. - По сей день славится сила богатырская. Сколько богатырей, защитников нашей Родины нам удалось создать! Все герои получились разные и по сюжету, и по характеру. Выскажите свое мнение по поводу работ. Алгоритм самооценки: - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе сделать работу? Что у тебя получилось лучше всего? - Ты справился с работой или есть недочеты? В чем испытал затруднения? - Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? - Как бы ты оценил свою работу? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. - Кто желает оценить свою работу по образцу?
2. Обобщение по теме. - Чем занимались сегодня на уроке? - Что такое скульптура? - Каким образом выражает художник свое отношение к человеку в объемном изображении? - Как бы вы оценили свое настроение после урока? 3. Уборка рабочего места.

5


© 2010-2022