Адаптация ребёнка к школе (первые уроки)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю. В. Кавецкая,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ Гимназия №5

г. Хабаровск



АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Методические разработки уроков «Путешествие в мир сказок»

для первой школьной недели


Первый класс - это сложный период в жизни не только ребенка, его родителей, но и учителей. В жизни детей меняется коллектив, ритм жизни, шкала требований и оценок, ведущий вид деятельности. Родители также изменяют ритм своей жизни, знакомятся с новым коллективом родителей, детей, педагогов. Учитель, набирающий первоклассников, вновь привыкает к детям и их родителям, невольно сравнивая пришедших детей с теми, которые перешли в среднюю школу. Несмотря на то, что многие первоклассники сейчас приходят в школу из детских садов или иных дошкольных образовательных сообществ и имеют навыки коллективной жизни, школьные требования все же отличаются от того, с чем они сталкивались ранее. Прежде всего, резко меняется ведущий вид деятельности: от игры, спокойного режима и прогулок к работе в достаточно напряжённом режиме и жёсткой системе требований. Задача учителя начальных классов, в первые школьные недели, помочь первоклассникам быстрее и мягче адаптироваться к школьным условиям. На наш взгляд, наиболее успешным способом адаптации детей к школе может стать система интегрированных уроков по мотивам сказок «Путешествие в мир сказок». Сказка - наиболее знакомая и понятная форма подачи материала. К семи годам дети уже знают много сказок, умеют их рассказывать, делать выводы и обобщения из поступков сказочных героев, а также самостоятельно придумывать и разыгрывать сказки. Методические рекомендации для проведения адаптационных уроков предназначены для учителей начальных классов, воспитателей детских садов, учителей приготовительных классов, учителей коррекционных школ. Адаптационные занятия по данной методике могут проводиться учителями, работающими по разным программам, так как они включают в себя: 1) выявление умеющих читать детей; 2) подготовку руки к письму; 3) активизацию мыслительной деятельности; 4) развитие речи; 5) выявление психологических особенностей детей; 6) раскрепощение закомплексованных детей; 7) подготовку к работе в группах. Занятия по данной игровой технологии проводятся в течение первой учебной недели для адаптации первоклассников к школе (к школьным порядкам, режиму, коллективу класса). Эти занятия совмещают в себе три учебных предмета: обучение грамоте, письму и математике. Занятия проводятся в игровой форме с быстрой сменой видов деятельности, что позволяет учащимся не переутомляться. Дети учатся владеть карандашом, правильно держать его в руке, в непринуждённой форме узнают несколько видов штриховки, что позволяет им в дальнейшем хорошо справляться с работой в прописях. На всех занятиях дети работают в альбомах для рисования, используя простой и цветные карандаши. Из опыта более, чем двадцатилетней практики, можно сказать, что система интегрированных уроков «Путешествие в мир сказок» значительно облегчает вхождение первоклассников в учебный процесс и школьную жизнь, делает легче для родителей организацию учебного процесса дома, позволяет учителю быстрее наладить контакт с детьми и их родителями, сплотить коллектив.

ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Сюжетная линия по сказке «Курочка Ряба» Цель: Знакомство с буквами, чтение и печатание слов за ведущим. Развитие речи и мелких мышц рук, пополнение словарного запаса, обучение счёту предметов, чтению и печатанию слов, записи чисел, закрепление прямого и обратного счёта предметов. Раздаточный материал: шаблоны героев сказки (дед, баба, курочка, мышка) разрезная азбука, треугольники и квадраты.


Ход занятия 1.Отправляемся в путешествие по сказке. В какой сказке мы встречаемся с курочкой? Хотите поиграть в курочку Рябу? Давайте сначала напечатаем это слово. С какого звука оно начинается? Найдите у себя эту букву. Печатание слова «курочка» учителем на доске, а детьми в альбомах. 2. Чтобы начать сказку, нам надо отобрать героев. Кто участвует в этой сказке? Посмотрите у себя на столах, шаблоны каких героев у вас есть (мышка и курочка). Кого не хватает (бабы и деда)? Печатание слов «дед», «баба», «мышка». С каких слов начинается сказка? (Жили-были дед и бабка…) Где они жили? (В доме) Какой у них был дом? (деревянный, маленький или большой… - каждый высказывает свою точку зрения) Нарисуем дом в альбомах. Обвёдем шаблоны деда и бабки. Заштрихуем их. (Примеры штриховки: рубашка - слева направо, штаны - сверху вниз, …) А где жила курочка? (В гнезде из соломы). Нарисовать гнездо в домике. Почему курочку звали Рябой? Обведём шаблон курочки. Зашриховать курочку сверху вниз слева направо и сверху вниз справа налево. Получившиеся ромбики закрасить разноцветными карандашами. Дед с бабой хорошо ухаживали за курочкой. Что значит «хорошо ухаживать»? Чем кормили? Как к ней относились?
Курочка несла им яички. Нарисуйте столько кружочков на полу домика, сколько у меня. (Учитель показывает картинку, где нарисовано 6 яиц) Пересчитаем. (Прямой и обратный счёт) Но вот курочка отблагодарила своих хозяев. Снесла она яичко. Какое она снесла? (Золотое) Значит, нарисуем ещё одно. Сколько стало? Пересчитайте. (Прямой и обратный счёт) Каким цветом раскрашиваем? (Жёлтым)
Как продолжается сказка? (Дед бил… Баба била…) А что случилось дальше, мы узнаем, когда отдохнём. Физминутка под музыку. (Показать, как ходит курочка, как бегает мышка, …..)
Что же случилось дальше? (Мышка бежала, хвостиком махнула…) Появляется новый герой - мышка. Напечатаем это слово. Расскажите, какая мышка. Обведём шаблон мышки. Заштрихуем её.
Мышка разбила яйцо. Значит, его надо Сколько осталось яичек? (Одно зачеркнуть) Давайте проверим, пересчитаем.
Чем закончилась сказка? (Я вам снесу не золотое яичко, а простое.)
Сколько всего персонажей в сказке? (Четыре) Перечислите их. Выложить столько треугольников, сколько яичек, а квадратов столько, сколько персонажей.
Проверьте, правильно ли я считаю. (Раз, один, два…) Почему неправильно? Прямой и обратный счёт детьми.
Как получили число четыре? (Один дед плюс одна бабка плюс одна курочка плюс одна мышка) Другой вариант (Два плюс два: два человека и два животных) Ещё один вариант (Три плюс один: три положительных персонажа и один отрицательный)
Выучим стихотворение о цифре четыре. (С.Я. Маршак, «От одного до десяти» За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря.)
Драматизация сказки.
Также можно сделать творческую работу: аппликацию из цветной бумаги, лепку из пластилина.
Итог: Выставка детских работ, сделанных на занятии.
В конце занятия на память о сказке дети получают жетоны с изображением курочки.

ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Сюжетная линия по сказке «Репка» Цель: Продолжение знакомства с буквами, чтение и печатание слов за ведущим. Развитие речи и мелких мышц рук, пополнение словарного запаса, обучение счёту предметов, чтению и печатанию слов, записи чисел, закрепление прямого и обратного счёта предметов, закрепление понятий «первый», «следующий», «между», «за». Раздаточный материал: шаблоны героев сказки, разрезная азбука, треугольники и квадраты.

Ход занятия
1. Отгадайте загадку: Круглолица, желтобока. вся в земле она сидит, хвост на улицу торчит. (Репка) Как вы думаете, почему я загадала загадку о репке? Правильно, сегодня мы отправимся путешествовать по сказке «Репка». Вспомним начало сказки. (Посадил дед репку….) Что он посадил? (Семя) Печатаем и читаем слово «семя». Землю дружно поливаем, удобряем. Наконец настал денёк - Показался и росток. И как в сказке той бывает, Репка быстро подрастает. До забора поднялась, Сладким соком налилась. Вот так репка! Вот так диво! И крупна-то, и красива, До верхушки не достать!..
На доске появляется рисунок репки. Печатаем слово «репка» и обводим шаблон. Штрихуем её.
Кто первым пришёл тянуть репку? Печатаем слово «дед», обводим шаблон деда рядом с репкой, штрихуем его.
Слова деда: «Вот-те штука, вот-те на! Репка чуть не со слона! А уж крепкая какая! Как и выдерну, не знаю!» Мог ли дед выдернуть репку? Кого он позвал? Кто пришёл второй?
Печатаем и читаем слово «бабушка». Обводим шаблон, штрихуем. Кто пришёл за ней? Внучка. (Аналогичная работа) Сколько их стало?
Кто прибежал на помощь за внучкой? (Жучка). (Аналогичная работа). За кем встала Жучка? Между кем стоит внучка?
Слова Жучки: Кошка Мурка, к нам, сюда, Посмотри на чудеса!
Печатаем слово «Мурка» и проводим аналогичную работу.
Слова Мурки: Мышка, мышка, к нам иди! Что тут выросло - гляди! Печатаем слово «мышка» и проводим аналогичную работу.
Смогли ли они вытащить репку? Почему это им удалось? Зря труды не пропадут. И коль дружно мы возьмёмся, Своего всегда добьемся.
Сколько всего персонажей в сказке? Давайте их пересчитаем. Вспомните, какие ошибки могут быть при счёте. Выложите столько треугольников, сколько персонажей в сказке, а квадратов на один меньше. Сколько получилось квадратов?
Кто стоит за кошкой? За внучкой? … Кто стоит слева от бабушки? От мышки слева кто? … Кто самый большой? Сколько людей? Сколько животных? Как можно получить число «шесть»? (6= 1+1+1+1+1+1; 6=3+3; 6= 2+4; 6= 1+5)
Разучивание стихотворения: С. Я. Маршак Цифра шесть - дверной замочек. Сверху крюк, внизу кружочек.
Драматизация сказки. Выставка работ учащихся.

ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Сюжетная линия по сказке «Колобок» Цель: Продолжение знакомства с буквами, чтение и печатание слов за ведущим. Развитие речи и мелких мышц рук, пополнение словарного запаса, обучение счёту предметов, чтению и печатанию слов, записи чисел, закрепление прямого и обратного счёта предметов, закрепление понятий «первый», «следующий», «между», «за». Раздаточный материал: шаблоны героев сказки, разрезная азбука, треугольники и квадраты

Ход занятия
Сегодня мы отправимся путешествовать по сказке «Колобок». Напечатаем это слово.
Как начинается сказка? Что необходимо иметь, чтобы испечь колобок? (Мука, соль, сахар, молоко…) Напечатать слова «мука, молоко, масло». На доске появляется рисунок колобка. В альбомах в левом верхнем углу страницы дети рисуют небольших размеров дом с окном.
Куда положили колобок? Что произошло дальше? Дети рисуют дорогу от дома.
Кого первым встретил колобок? Печатаем слово «заяц». Опишите зайца. Обвести шаблон зайца, заштриховать. (Штриховка героев сказки делается элементами из прописей.)
Какую песню пел колобок? Съел ли заяц колобка?
С кем следующим встретился колобок? Печатаем слово «волк» и проводим аналогичную работу.
Смог ли он уйти от волка? Что видел колобок по дороге? Нарисовать вдоль дороги две ёлочки, а ромашек на одну больше.
Кого следующим встретил колобок? Печатаем слово «медведь» и проводим аналогичную работу.
Колобок идёт по лесу и считает берёзки. Берёзок ему встретилось на две больше, чем елочек, а колокольчиков столько, сколько елочек и берёзок вместе. Нарисуйте берёзки и колокольчики.
А теперь отгадайте загадку. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. Как вы думаете, почему я загадала эту загадку? Печатаем слово «лиса» и проводим аналогичную работу.
Чем закончилась сказка? Нарисовать пенёк, нарисовать на нём колобка, а потом нарисовать колобка на носу у лисы.
Сколько героев в сказке? Возьмите столько треугольников, сколько героев. Как можно получить это число? (5=1+1+1+1+1; 5=1+4; 5=2+3). Кого колобок встретил первым? Кто нарисован рядом с волком? Кто стоит слева от медведя? После кого пришла лиса?
Разучивание стихотворения А.С. Маршак А потом пошла плясать По бумаге цифра пять. Руку вправо повернула, Ножку круто изогнула.
Отгадайте загадку: Перед тобой пятёрка братьев. Дома все они без платьев. А на улице зато Нужно каждому пальто. (Пальцы) Объясните отгадку.
Драматизация сказки.
Подведение итогов, раздача жетонов, выставка работ учащихся.

ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Сюжетная линия по сказке «Теремок» Цель: Продолжение знакомства с буквами, чтение и печатание слов за ведущим. Развитие речи и мелких мышц рук, пополнение словарного запаса, обучение счёту предметов, чтению и печатанию слов, записи чисел, закрепление прямого и обратного счёта предметов, закрепление понятий «первый», «следующий», «между», «за». Раздаточный материал: шаблоны героев сказки, разрезная азбука, треугольники и квадраты

Ход занятия
Сегодня мы отправимся в гости в теремок.
Напечатать слово «теремок». Нарисовать домик, заштриховать его буквами из названия (т, р, е,…)
С каких слов начинается сказка? (Учитель предлагает свой вариант: «Стоит в поле теремок-теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок.»)
Чтобы заселить теремок, отгадайте загадку: Маленькая серенькая по полю шныряет, крошки подбирает. (Мышка) Написать слово, обвести шаблон, заштриховать элементами из прописей.
Отгадайте следующую загадку: И в лесу я, и в болоте, Вы всегда меня найдёте На поляне, на опушке, Я зелёная …. (Лягушка) Написать слово, обвести шаблон, заштриховать.
Кто же ещё там живёт? Заяц. Кто из вас знает загадку про зайца. Вот моя загадка. Зимой белый, летом серый. Почему заяц разного цвета в разное время года? Аналогичная работа со словом «заяц».
Зверушки обживаются в теремке. «Стали жить-поживать, до добра наживать.» Что означает эта фраза?
Зайдём к ним в гости, посмотрим, как живут и чем заняты наши хозяева. Что мы можем увидеть в доме? (Печка, стол, стул, скамейка, самовар,…) Выставить картинки мебели и посуды и распределить их на две группы.
Чем заняты герои? (Мышка печёт блины, лягушка носит воду, заяц печь топит.)

Сколько героев живёт в теремке? Письмо цифры «три».
Кто пришёл первый? Какой цифрой её обозначим? Письмо цифры «один» Кто пришёл вторым? Письмо цифры «два».
В гости приходят с подарками. Дадим героям подарки. Сколько надо подарков? Нарисовать столько квадратиков, сколько героев. Что бы вы подарили каждому из героев сказки?
Как можно получить число «три»? (3=1+1+1; 3=!+2)
Кто ещё пришёл в гости в теремок? (Лиса, волк - проводится аналогичная работа)
Живут-поживают, горя не знают. Вдруг послышался страшный шум. Это идёт …. (медведь) Мишка косолапый по лесу идёт, Шишки собирает, песенку поёт. Шишка отскочила прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою топ.
Печатаем «медведь» и проводим аналогичную работу.
Сколько героем было в теремке? (Три) Сколько ещё пришло? Сколько стало? Как это записать с помощью примера? (3+3) Вспоминаются другие варианты получения числа шесть и стихотворение С. Я. Маршака о цифре шесть.
Может ли медведь войти в теремок? Стал он там жить? Чем закончилась сказка? Подтолкнуть детей к выводу о том, что надо жить дружно и построить новый большой теремок. Драматизация сказки. Подведение итогов, раздача жетонов, выставка работ учащихся.

















© 2010-2022