Опыт работы по развитию внимания младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мироненко Татьяна Александровна - опыт работы по развитию внимания


Содержание и результаты собственного опытно-экспериментального

исследования по развитию внимания младших школьников


Среди наиболее значимых, с нашей точки зрения, психолого-педагогических особенностей внимания - это его устойчивость, концентрации, переключаемость и объём. Специальная работа учителя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию младших школьников и успешному усвоению ими учебной программы. Для выяснения уровня развития внимания у младших школьников был проведен эксперимент. Базой для исследования послужило муниципальное бюджетное образовательное учреждение Углеродовская средняя общеобразовательная школа. В эксперименте участвовали учащиеся 3-го класса в количестве 13 человек, из них 6 девочек и 7 мальчиков. Свойства внимания третьеклассников мы исследовали с помощью трёх методик: теста Бурдона, методики на переключаемость, методики на выявление объёма внимания. Так, методика тест Бурдона, изучает свойства внимания: устойчивость и концентрацию. Исследование проводилось при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке цифр (Приложение 1). Следующая проведенная методика изучает способности школьников к переключению внимания. Мы использовали специально подготовленные карточки с парами цифр (Приложение 2). Последняя методика направлена на изучение объема внимания. Мы использовали специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4х4, содержащие различное количество овальчиков (Приложение 3). Каждую из характеристик мы рассматривали отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания мы использовали различные методические приёмы. В заключение обследования каждого ребенка по всем трём представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую оценку уровня развития внимания школьников. Все методики проводились в четыре этапа. По данным результатам мы определили общий уровень развития внимания детей. Данные мы представили в Приложении 4 и Таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики развития внимания детей на начальном этапе эксперимента

Уровень

Кол-во чел.

Кол-во % 1. Высокий - - 2. Средний 10 чел. 76,9% 3. Низкий 3 чел. 23,1%


Анализируя результаты диагностики развития внимания детей, на начальном этапе эксперимента мы выяснили, что высокий уровень не показал ни один из учащихся, средний уровень показало большинство детей, что является 76,9%, а 3 человека показали низкий уровень - это Оля К., Алина К. и Артем Т. На основе анализа результатов, полученных на начальном этапе эксперимента, мы определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания нами была составлена и реализована коррекционно-развивающая программа, способствующая развитию произвольного внимания детей младшего школьного возраста (Приложение 5). Цель программы - помочь детям с нарушениями внимания адаптироваться в школьной среде. Задачи программы:
  1. Сформировать учебную мотивацию у детей младшего школьного возраста.
  2. Проверить адаптацию детей к школе.
  3. Научить детей концентрации внимания с помощью развивающих игр и методик.
  4. С помощью игр и упражнений сформировать у детей произвольное внимание.
Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 1 месяца в классах в конце учебного дня по 40 минут. Каждое занятие состояло из разминки и упражнения. На первом занятии детям понравилась разминка «Солнце, воздух и вода». Разминка направлена на коррекцию внимательности и переключаемости. Суть ее состоит в том, чтобы ученики выполняли команду, данную учителем. Дети слышали команду и в заданном темпе ее выполняли. Хорошие результаты дала работа в группах. Ребятам ставилась цель рассмотреть внимательно предлагаемые предметы в течение 1-2 минуты, затем предметы закрывались, и ребятам предлагалось подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эта игра - соревнование направлено на сосредоточение внимания. После перемены или урока физкультуры ребята были не в состоянии сосредоточиться на учебных занятиях, поэтому чтобы, немного успокоить детей, мы использовали такие приемы: - Знак «Внимание!» - нами поднимался круг с красным восклицательным знаком в центре; - «Радуга внимания» - этот приём на концентрацию внимания. Для его проведения использовали оборудование: 7 белых альбомных листов с цветным кругом в центре, его диаметр - 7 см; цвета кругов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет соответствовал какому-либо дню недели. Лист прикреплялся к доске. Звучала приятная спокойная музыка. Учащиеся молча смотрели в центр листа 30 сек., затем закрывали глаза и ещё 30 сек. удерживали перед собой образ листа с кругом. Если в классе возникал шум и дети никак не могли угомониться, нами произносилась тихо следующая фраза: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики услышали и поднимали правую руку. Далее тихо произносилось: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимали обе руки. После этого в классе наступала тишина. Таким образом, все внимание детей было обращено на учителя. На уроках задания и игры вызывали интерес учащихся, а значит, дети учились управлять своим вниманием, оно стало более устойчивым, увеличился его объем. Практика показала эффективность такой организации обучения: ученики стали более внимательно слушать объяснение учителя; более сосредоточенно работать над заданием; повысилась общая заинтересованность к учебе, а главное - развиваются и корректируются различные аспекты личности ребенка. На ребят, у которых при начальной диагностике был выявлен низкий уровень развития произвольного внимания, а именно Оля К., Алина К. и Артем Т., было направлено особое внимание. Во время уроков нами давались смысловые команды индивидуально, например: «Будь внимателен!», «Сосредоточься!» и пр. Нами часто обращалось внимание даже на незначительные победы учеников, что способствовало созданию ситуации успеха, особенно для слабоуспевающих. Помимо этого, нами было проведено родительское собрание на тему: «Развиваем внимание», на котором мы познакомили родителей с важностью развития внимания младших школьников, выявили проблемы развития внимания и дали рекомендации по взаимодействию с детьми по развитию у них произвольного внимания. Родительское собрание было проведено в форме организанионно-деятельностной игры (См. Приложение 6). На первом этапе собрания мы познакомили родителей с понятием внимания, его свойствами и видами. С родителями были освоены несложные упражнения на развитие произвольного внимания, которые можно использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. Затем мы предложили родителям оценить себя как воспитателя собственного ребенка. Для этого нами использовался специально подготовленный текст, после проведения которого, некоторые родители задумались о перестройке своих подходах к воспитанию, а многие утвердились в верности своей позиции. На втором этапе родительского собрания мы обратились более подробно к изучению свойств внимания. В ходе параллельной беседы с родителями мы вооружили их советами по развитию каждого свойства внимания. В завершение собрания нами были предложены памятки по развитию внимания школьников. После проведения такой работы были подведены общие итоги изменения развития произвольного внимания наших детей. Чтобы убедиться в эффективности используемой нами коррекционно-развивающей программы, мы вновь провели диагностику уровня внимания по той же форме, параметрам и показателям. Результаты оформили в Приложение 7 и Таблицу 2.

Таблица 2

Результаты диагностики развития внимания детей на заключительном этапе эксперимента

Уровень

Кол-во чел.

Кол-во % 1. Высокий 1 чел. 7,7% 2. Средний 12 чел. 92,3% 3. Низкий - -

Итоги показывают, что проведенная коррекционная работа дала результаты. Отметилось значительное улучшение внимания у учащихся, детей с низким уровнем развития внимания нет, 92,3% имеют средний уровень, а Настя В. достигла высокого уровня развития внимания, что составило 7,7%. Сравнительные данные результаты диагностики развития внимания детей мы представили графически на рисунке 1.

Опыт работы по развитию внимания младших школьников

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития внимания на начальном и заключительном этапах эксперимента
В процессе работы были отмечены такие изменения: у детей повысился уровень внимания в результате проводимых систематических занятий. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что уровень внимания детей младшего школьного возраста повышается, если педагоги будут проводить систематические занятия по развитию внимания, использовать диагностические методики.


Выводы


Таким образом, мы провели и проанализировали результаты собственного опытно-экспериментального исследования по развитию произвольного внимания у школьников. Так, мы представили собственный опыт работы учителя начальных классов по развитию внимания школьников в урочное и внеурочное время. Опыт работы учителя и результаты его применения убедили нас в том, что систематическая работа по развитию внимания на всех уроках через использование учебно-дидактических игр, включая организацию перемен и физминуток, что ведет к развитию произвольного внимания и усидчивости младших школьников. Пришли к выводу, что дети внимательнее слушают учителя, меньше задают вопросов и тем самым меньше отвлекаются от выполнения основной работы. Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие внимания является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка. Мы сделали вывод, что внимание изучено не достаточно полно и это дает человеку новую возможность его познания.










Приложение 1


Методика 1. Изучение свойств внимания (тест Бурдона) Цель: изучение свойств внимания: устойчивости и концентрации. Материалы: исследование проводится при помощи специальных тестовых бланков со столбцами расположенных на них в случайном порядке букв или цифр. Описание методики: школьникам предлагается просматривать на бланке ряд за рядом и вычеркивать определенные указанные в инструкции знаки (буквы, цифры). Инструкции: «Ребята, по моему сигналу (например, «Начали!») вам нужно начать просматривать столбцы цифр и зачеркивать все встречающиеся вам или цифры «2» и «9». Начнем с первого столбца слева. Через определенный промежуток времени я скажу «Стоп!». Сразу вслед за сигналом поставьте после цифры, на которой вы остановились в этот момент, вертикальную черту. Затем, после моего сигнала, продолжите ту же работу дальше уже на втором столбце. Будьте внимательны, следите за моими командами и вычеркивайте только заданные буквы и не пропускайте их». Порядок работы: общая продолжительность работы - 4 минут. Психолог останавливает работу детей и просит поставить вертикальную черту с интервалом в одну минуту, т.е. 4 раза. Обработка полученных данных Результат вычеркивания цифр оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень.

8735297 4164898 4729266 8732270 4599508 8735726 8768647 6672330 8765421 9885647 0169835 4598275 8599518 0339847 3701625 0142552 1019876 8735297 4164898 4729266 8732270 4599508 8735726 8768647 6672330 8765421 9885647 0169835 4598275 8599518 0339847 3701625 0142552 1019876


Приложение 2
Методика 2. Изучение переключаемости внимания Цель: изучение способности школьников к переключению внимания. Материалы: специально подготовленные тренировочные и тестовые пары цифр. Описание методики: школьникам предлагается в течение некоторого фиксированного времени с возможно большей точностью и скоростью складывать два однозначных числа. Предлагается освоить два разных способа работы с парами чисел. Первый способ: школьник складывает два числа - верхнее и нижнее, к их сумме прибавляет единицу и результат записывает рядом с верхним Карточка1 21461, при этом, когда сумма становится двухзначным числом, то записывают только вторую цифру этой суммы. Полученный результат: 4 6 1 8 0 1 4 6 1 8 2 1 4 6 1 Второй способ: школьник складывает верхнее и нижнее число (как при первом способе), но из этой суммы вычитает единицу и результат записывает рядом с нижним числом Карточка 2 12 23 2234. Полученный результат: 1 2 2 3 2 2 3 4 2Опыт работы по развитию внимания младших школьников 3 4 6 Порядок работы и инструкции: Дается 4 карточки с набором цифр в два ряда. Обследование проводится в два этапа. На первом этапе предлагается заполнить карточки по первому способу за фиксированное время. На втором этапе предлагается заполнить те же карточки по второму способу за фиксированное время. Одни и те же карточки проходят в два этапа и получается результат: Карточка 1 4 6 1 8 0 1 4 6 1 8 2 1 4 6 1 2 4 9 6 8 Карточка 2 4 5 6 8_____ 1 2 2 3 2 2 3 4 2 3 4 6 Обработка полученных данных Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень








Приложение 3
Методика 3. Изучение объема внимания Цель: изучение объема внимания Материалы: специально подготовленные тестовые бланки: 6 таблиц 4x4, содержащие различное количество овальчиков. Описание методики и порядок работы: испытуемому на короткое время (около 1 секунды) предъявляются по одной из 6 карточек. Предъявление начинается с тех карточек, которые содержат минимальное количество точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого школьники отмечают на аналогичном пустом бланке расположение овальчиков. На воспроизведение карточки дается 15 секунд. Инструкции: «Сейчас вам предстоит следующее задание: я буду показывать вам по два раза таблицы, на которых изображены овальчики. Разные таблицы содержат разное количество овалов. Ваша задача - запомнить, как расположены на данной таблице овалы и в том же виде изобразить их на своих пустых таблицах. Каждое задание надо выполнять точно и быстро». Обработка полученных данных: Обследование проводится в 4 этапа. Результат заполнения карточек оценивается в 3 балла: 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень.
Опыт работы по развитию внимания младших школьников

Приложение 4

Результаты диагностики развития внимания детей на начальном этапе эксперимента


Имя ребенка/ Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ср. арифм. Балл

Уровень

  1. Вика Б.

2 1 3 1 1 2 2 2 2 1 3 1

1,75

С

  1. Настя В.

2 2 3 2 1 2 2 2 3 2 3 1

2,08

С

  1. Лиза Д.

1 2 3 2 2 2 2 2 3 1 2 1

1,91

С

  1. Андрей Е.

1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 1

1,5

С

  1. Оля К.

1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1

1,25

Н

  1. Алина К.

1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 2 1

1,33

Н

  1. Саша М.

2 1 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1

1,66

С

  1. Влад П.

2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1

1,58

С

  1. Ярик П.

2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2

1,91

С

  1. Дима Р.

1 2 2 1 1 2 2 2 2 1 3 2

1,75

С

  1. Артём Т.

1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1

1,25

Н

  1. Алина Ш.

2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 3 2

1,91

С

  1. Рома Ю.

3 2 3 2 2 2 2 1 2 2 3 2

2,16

С

В Таблице показаны результаты диагностики, где высокий уровень - 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.



Приложение 5

Коррекционно-развивающая программа для развития внимания младших школьников Занятие 1. 1. Разминка. «Солнце, воздух и вода». Методика направлена на коррекцию произвольного внимания, а также внимательности и переключаемости. Методика представляет собой подвижную игру. Ведущий-психолог задает команды: «Солнце» - участники поднимают руки вверх, «Воздух» - руки в стороны, «Вода» - приседание, руки вниз. Упражнение сначала начинается в спокойном темпе, затем постепенно происходит ускорение. Дети должны слышать команду и в заданном темпе выполнять команду. Суть состоит в том, чтобы ученики выполняли команду, данную тренером-ведущим. 2. Упражнение. «Муха» Игра на развитие наблюдательности, концентрации внимания и ориентации в пространстве. Ход игры: ведущий чертит на доске сетку, состоящую из 9 клеток. В центре сетке сидит воображаемая «Муха». Задача ведущего: задавать команды такие, как «на одну клетку вверх», «вниз», «вправо», «влево» и так далее. Но при этом необходимо загадать ту клетку, в которой остановится выдуманная муха. Задача участников внимательно глазами следить за воображаемой «мухой». При команде ведущего «стоп», участники должны отгадать, где остановилась «муха». Занятие 2. Разминка.1. Игра: «Море волнуется». Данная игра состоит в том, чтобы участники по команде ведущего «…море волнуется три, морская фигура замри» - все участники должны застыть на месте с заданной ими фигурами. Эти игры позволяют развить у детей умение слышать и выполнять команду взрослого. 2. Игра-соревнование. Особенности сосредоточения внимания устанавливают в опытах-играх. Перед участниками ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, камешки, бусинки, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Занятие 3. 1. Игра: «Удержи шарик на доске». Цель: развитие концентрации внимания, координации движения, а также ловкости. Ход игры: группа детей делится на две команды. Дается дощечка и шарик. Суть игры: удержать шарик на поверхности доски на ходу так, чтобы он не упал. А так же как можно быстрее дойти до финиша. 2. Упражнение. Методика Мюстерьерга Дается несколько буквосочетаний, в этой совокупности букв зашифрованы слова. В этой таблице спрятано 10 названий животных. К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я Задание 4. 1. Разминка. Упражнение «Устный счет». Цель: формирование распределения и переключаемости внимания. Задача участников: писать цифры на доске в порядке убывания и одновременно в слух перечислять буквы алфавита от А до Я по порядку. 2. Методика. Распределение цифр в определенном порядке. Описание методики. В левой таблице расположено 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.











12
4
34
11
20










7
31
21
37
2










28
1
16
25
33










40
19
20
39
9










13
35
6
17
24

Занятие 5. 1. Разминка упражнение «Алфавит». Упражнение на развитие внимательности и скорости реакции. Ход игры: Каждому участнику раздаются листочки, на ней указанны определенные буквы. Ведущий-психолог задает сначала слово. Задача участников: в определенном темпе по очереди вставать и хлопать в ладоши, по указанной букве слова. Затем, ведущий усложняет задачу - задает предложение; текст пословицы или крылатого выражения. 2. Методика «Найди ошибку в тексте» (разработана П.Я. Гальпериным и Н.В. Ярославской.) Цель: формирование концентрации, распределения и объема внимания. Ход проведения: детям раздается бланк с каким-либо текстом. В нем обязательно должны быть какие-либо ошибки. Текст необходимо подобрать под возраст участников (из детских книг с рассказами или сказками, отрывки). Задача учеников: найти ошибки за короткое время, как можно быстрее. В конце выявляется победитель. Занятие 6. 1. Разминка. Игра в рыбака и рыбку. Цель игры: развитие концентрации внимания, скорость реагирования. Инвентарь: скакалка. Правила игры: участники встают в круг. Ведущий-психолог, держа за один конец скакалки, водит по полу по кругу. Задача игроков: перепрыгивать через эту скакалку. Занятие 7. 1. Упражнение «Точки». Направлено на коррекцию и развитие концентрации внимания. Необходимо по образцу срисовать точки, в том же порядке, в котором они расставлены. 2. Игра «Расшифруй поговорку». Необходимо расставит символы так, чтобы получились слова, а затем, сложить поговорку. Высказать смысл расшифрованной поговорки. Занятие 8. 1. Упражнение «Найди букву». Игра в виде корректурной пробы. Дается какой-либо текст. Необходимо находить и зачеркивать определенную заданную букву. 2. Упражнение «Грамматический анализ». Направлено на устойчивость, концентрацию и распределение внимания. Необходимо в тексте имена существительные подчеркивать одной чертой, а имена прилагательные двумя. Занятие 9. 1. Игра «Слово в слове». Игра на развитие распределения и переключаемости внимания. Необходимо из одного большого слова составить как можно больше малых слов. Например: МАГНИТОФОН - НОТА. 2. Игра «найди лишнее». Дается 10 буквосочетаний, в которых зашифрованы слова. Ребенку необходимо разгадать слово, расставив буквы в нужном порядке. А затем по логике исключить лишнее. Занятие 10. 1. Игра «Найди 10 отличий». Игра на развитие переключения и распределения внимания. Перед участниками выкладывают две похожие картинки с изменением каких-либо элементов рисунка. Задача участников найти 10 отличий. 2. Упражнение «Бусы». Перед ребенком предъявляется картинка с разукрашенными бусинками в начале рисунка в таком порядке: 2 желтых, 2 красных, 3 голубых. Задача участников продолжить раскрашивать бусы в том же порядке.


Приложение 6

Родительское собрание

на тему «Развиваем внимание»

(организационно - деятельностная игра) Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания. Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  2. Выявление проблем развития внимания.
  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
Форма проведения: организационно - деятельностная игра. Этап подготовки:
  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.
  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.
  3. Подготовка памяток для родителей.
3.1.Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания. 3.2.О развитии произвольного внимания у младших школьников. 4. Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике родителями.

5. Подготовка опросника «Я и мой ребёнок». «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача обучения» (К.Д.Ушинский) Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей - от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше стремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу, мы проведём в форме организационно - деятельностной игры. Этап 1. Освоим понятия. Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся - «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд - «Внимание - это важно».) «Внимание - концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов». Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания. (Слайд - «Механизм») Учитель: Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю) (Слайд - «Особенность внимания») Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить. (Слайд - «Виды внимания») Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это - непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника. Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает. Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст)

Упражнения по развитию произвольного внимания. (методика Р.В. Овчаровой) Упражнение1. «Запоминай порядок» 1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения; 2.Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Упражнение 2. «Заметить всё» Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив, друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

Упражнение 3 «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет. Учитель: Не следует допускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы. Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, вы поставите себе заслуженную «пятёрку» и утвердитесь в верности своей позиции. Тест для родителей «Я и мой ребёнок». Вопросы Ответы Можете ли вы Могу и всегда так делаю Могу, но не всегда так поступаю

Не могу



1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? А Б В 2.Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст? А Б В 3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? А Б В 4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? А Б В 5.Сохранить самообладание, даже если ребёнок вывел вас из себя? А Б В 6.Поставить себя на место ребёнка? А Б В 7.Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)? А Б В 8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А Б В 9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? А Б В 10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? А Б В 11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? Б В А 12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? А Б В 13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? А Б В

Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка и ответ «В» - в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. Этап 2. Углубимся в проблему. (Слайд) Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания. По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность



Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше. Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут. Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий. Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой. Концентрированность внимания - под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности. В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.
Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома).

Упражнение по развитию внимания.

(методика О.А.Степановой)


Упражнение 1.»Маленькие обезьянки» Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Упражнение 2. «Разложи по порядку» Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Выигрывает игрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается. Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?» Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда. Третий этап. «Вырабатываем стратегию» (Слайды- паровоз) Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства - внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза - помеха развитию внимания - «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками - Лучшие стимулы развития внимания - рисование, лепка, конструирование - Телевизор задерживает внимание -

Больше разнообразия в заданиях - Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

Игры на развитие восприятия и внимания.

(методики О.А.Степановой) Что продают в магазине? В этой игре используются стилизованные рисунки - «вывески магазинов». Задача игроков - узнать, какие товары продают в том или ином магазине. На что похоже? Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры. Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями - рисовать по очереди будут дети, а отгадывать - взрослый и другие участники игры. Угадай, чья тень? Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная («тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень.

Необычный алфавит. Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на неё весь алфавит по порядку: Е Ц О Т Л Ч Й Я Ё Ж В П А Ю Н М Щ Г У Б Ш З Э Д Ф Р С И Х К От 1 до 20 и обратно. Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно. 4 9 10 2 5 7 1 14 11 17 12 16 20 3 18 19 8 13 15 6


Приложение 7

Результаты диагностики развития внимания детей

на заключительном этапе


Имя ребенка/ Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ср. ариф.

балл

Уровень

  1. Вика Б.

3 2 3 1 1 2 2 2 2 1 3 2

2,0

С

  1. Настя В.

2 3 3 2 2 3 3 3 3 2 3 2

2,58

В

  1. Лиза Д.

2 2 3 2 2 2 2 2 3 1 2 1

2,0

С

  1. Андрей Е.

1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1

1,83

С

  1. Оля К.

1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1

1,5

С

  1. Алина К.

1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1

1,5

С

  1. Саша М.

2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2

1,83

С

  1. Влад П.

2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

1,75

С

  1. Ярик П.

2 2 2 2 2 2 1 2 2 3 2 2

2,0

С

  1. Дима Р.

2 2 2 3 1 2 2 2 2 3 3 2

2,0

С

  1. Артём Т.

1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 3 1

1,58

С

  1. Алина Ш.

3 2 2 2 3 2 1 2 1 2 3 2

2,08

С

  1. Рома Ю.

3 2 3 2 2 2 2 1 2 3 3 2

2,25

С
В Таблице показаны результаты диагностики, где высокий уровень - 3 балла за ответ, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.





Мироненко Татьяна Александровна - опыт работы по развитию внимания


© 2010-2022