Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.


Рябинина И.Б., учитель начальных классов
В наше время, действительно, назрела необходимость и потребность в творческой личности, в развитие творческих способностей каждого ребенка, что приносит успех в жизни. И поэтому одна из основных задач педагогики - «Гармония развития младшего школьника». И ее решение зависит от успешного выполнения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного, эстетического и трудового воспитания. Используя возможности и средства различных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, способности быть творцом новых систем отношений с окружающим миром. Успешность обучения зависит напрямую от отношения ученика к учебной деятельности. Яркое содержание, художественная творческая направленность работы, активный характер занятий - все это позволяет повысить эффективность воспитательной, обучающей и развивающей работы в школе. Обучение детей необходимо связывать с жизнью и той обстановкой, которую они видят и которая им хорошо знакома. Осуществление в процессе обучения межпредметных связей формирует ценностный образ предметного мира, расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания, полученные при изучении других предметов, реализует связь с реальной жизнью. Выявить вовремя одаренных и талантливых учащихся, помочь им развить свои способности - это ещё одна важнейшая задача школы. Но существуют неблагоприятные условия для развития способностей, и они могут быть различны: 1. Обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; 2. Неблагоприятные общие условия воспитания, то есть трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; 3. Неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, может погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность. И эти условия мы должны с вами по возможности устранить. Выготский Л.С. считал, что « искусство есть не восполнение жизни, но исход из того, что в человеке превышает жизнь. «Чудо» искусства скорее напоминает претворение воды в вино, и поэтому всякое художественное произведение всегда несет в себе какую-нибудь реальную предметную тему или совершенно обычную эмоцию о мире»[1].

Чтобы сделать мир красивым надо увидеть его таковым и воплотить увиденное в жизнь. И это мы можем воплотить на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Значение художественной деятельности детей весьма велико: она тесно связана с процессами умственной и душевной жизни, исполняет роль в формировании, развитии юного человека, эффективно осуществляя в этом отношении целый комплекс сложнейших и разнообразнейших задач. Она активизирует воображение, фантазию, однако речь идет не только о художественной фантазии, но и о таком творческом отношении к миру, без которого немыслима любая человеческая деятельность, которая служит освоению окружающих предметов и явлений, познанию их «фактуры», особенностей, различий, общности. Она способствует развитию навыков определения в них существенного, отделения главного от второстепенного, сведение наблюдаемых подробностей к определенным обобщениям, то есть, в конечном счете, к выработке мышления. На первых порах становления человека жизнь осваивается им в значительной мере через самостоятельное творчество, и эта художественная активность развивает его способность к правильному зрительному восприятию, остроту этого восприятия. Ребенок внимательнее начинает наблюдать окружающую природу и жизнь. Тренируется зрительная память форм и красок, умение более просто и отчетливо передавать воспринимаемое. Ребенок к тому же учиться понимать свои душевные способности и склонности[4].

И особую роль я хочу уделить в этом разделе декоративно-прикладному искусству.


Занятия декоративно-прикладным искусством в общеобразовательных школах имеют целью нравстенно-эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особенно заметна роль этих занятий в умственном развитии. В конечном итоге уроки по декоративно-прикладному рисованию способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не таким-то специфическими (необходимой только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Декоративно-оформительские работы - один из древнейших видов художественного творчество человека - в настоящее время находят самое широкое применение в его жизни, украшая быт, рабочую обстановку, вступая в качестве одного из основных факторов его эстетического воспитания. Традиционным видом декоративно-оформительского искусства служит декоративно-прикладное искусство народных мастеров[3] В процессе занятия декоративно-прикладного искусства воспитывается культура мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело.Статья РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Большое значение в декоративно-прикладном искусстве имеют национальные традиции. Изучение этого искусства начинается с рисования узоров[3].

Надо подчеркнуть, что занятия декоративно-прикладным искусством должны носить систематический характер тогда можно утверждать, что декоративное рисование может способствовать развитию творческих способностей младших школьников Л.С.Выготский отмечал - « основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а самом процессе»[1]. Создание детьми своего художественного образа на уроках декоративно-прикладного рисования следует предавать первостепенное значение. В учебно-воспитательном процессе выполнение учащимися такой работы должно играть «первую скрипку». Ребенок должен уметь четко представить свой замысел, целиком увидеть образ, уметь выделить главное, стремиться к его воплощению. В связи с этим возрастает роль обсуждения работ самими школьниками. Учащиеся учатся здесь выражать свое отношение к окружающему миру, должны сами находить нужные слова для выражения своего эмоционального отношения. Нужно учитывать различную скорость выполнения работ учащимися, нельзя торопить детей, на уроках должна царить спокойная, доброжелательная обстановка. Можно во время выполнения самостоятельной работы негромко включить музыку. Хорошее воздействие оказывает шум моря, леса, голоса птиц. Каждой практической части урока должна предшествовать рассказ учителя (беседа) содержащий информацию, которая позволит углубить интерес детей к работе на уроке. Это могут быть сведения по истории, культуре своего народа. Использование половиц, поговорок, загадок также, несомненно, приведет к лучшему пониманию, в конечном итоге, культурных традиций. Полезным здесь будет рассматривание рисунков, репродукций и фотографий. Использование на уроках дидактических карт, несомненно, принесет хорошие результаты. Дидактическая карта проста и понятна для детей, но в ней нет готовых шаблонов, что позволяет развитию творчества. А содержащиеся в дидактической карте проблемные вопросы заставят учащихся подумать над решением тех или иных вопросов. В конце урока обязательны выставки детских работ. Вообще результаты художественно-творческой деятельности должны выставляться в школе, в районах, городских домах творчества. Учитель должен владеть информацией, которую он дает ребенку, должна быть научно подкреплена. Для достижения наилучшего результата на занятиях по декоративно-прикладному рисованию нужно:

  1. Чтобы занятия проводились регулярно и систематично;
  2. При этом должен осуществляться переход от воспроизведения простых элементов к более сложным;
  3. Чтобы между уроками существовала связь (плавный переход);
  4. Чтобы занятия были интересными, занимательными и эмоциональными;
  5. В начальных классах на уроках изобразительного искусства обязательно нужно много наглядного материала, так как у них наглядно-образное мышление.
Также использовала некоторые творческие задания на уроках изобразительного искусства: В этих заданиях дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя творчество, фантазию, инициативу; закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях. 1) предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее и убрать её для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи; 2) На доске представлены элементы разных росписей, а также предметы, расписанные соответствующей росписи узорами. Задача детей - объединить в группы карточку с элементами росписи и предметы, расписанные этой росписью; 3) при закреплении определённого вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определённым условием. Например, нарисовать две вазы, которые между собой чем-то похожи или различаются.

Необходимо добавить, что от педагога зависит глубина и сила творческого восприятия ребенка, его «вхождение в образ». Педагогу следует позаботиться о том, чтобы, не навязывая собственных оценок и уже готовых решений, не допуская затвердения в сознании ребенка высказываний - стереотипов, добиться его собственного, свежего, эмоционального восприятия с последующим переводом в образ-слово или рисунок Младший школьник, соприкасаясь с подлинными произведениями народных художественных промыслов, получает моральное и творческое удовлетворение, переживаемое в процессе труда. Ведь важен не только сам результат, например, прекрасный дымковский конь, а процесс труда, процесс в котором ребенок творит, переживает, но главное он делает сам.


















Список литературы:
1. Выготский Л.С. Развитие высших психологических функций.- М.: Лабиринт, 1997.-235с. 2. Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНАЮ, 2003.-431с.- (Серия «педагогическая школа. XXI век»). 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «преподавание в нач. классах общеобразовательной шк.»- М.: Просвещение, 1884.-319с. 4. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1984.-144с.




5


© 2010-2022