Календарно-тематическое планирование Окружающий мир 3 класс УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир 3 класс

№ п/п


Дата

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Универсальные учебные действия

Матер.-техн. обеспечение


План

Факт





  1. Изменения в природе и в жизни человека (4 ч.)

1.




Земля - наш общий дом. Разнообразие изменений в природе и в жизни людей.

1 Наблюдения - источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей. Характеризовать особенности дикорастущих, культурных растений, диких и домашних животных. Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей. Наблюдать и сравнивать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их в дневнике наблюдений за погодой. Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Объяснять, как образуются облака, осадки, ветер, какими они бывают, чем характеризуются. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в чрезвычайных ситуациях. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты учебного труда. Выделять в тексте, извлекать из иллюстрации нужную информацию. Уметь пользоваться словарём.

Презентация

стр.5-21, ТПО. стр.2-3

2.




Времена года. Старинный календарь.

1

Учебник стр.22-

ТПО стр.4-5

3.




Атмосферные явления. Температура и её изменение.

1

Термометр

стр. 30-39

ТПО стр.6

4.




Прогноз погоды. Необычные атмосферные явления.

Проверочная работа.

1

Учебник стр. 39

стр. 40-50 ТПО стр.9


  1. До свидания, лето, здравствуй, осень! (2 ч.)

5




Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в живой и неживой природе.

1 Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать и характеризовать сезонные изменения в природе. Объяснять причины изменения длительности светового дня, температуры воздуха, связанного с положением Солнца на небе. Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать их, наблюдая за растениями и животными. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Видеоурок

Стр.52-56

ТПО стр.12-17

6




Осенние явления в жизни животных. Осенняя пора.

1

Презентация

Стр.57-70

ТПО стр.18-21


  1. Тела и вещества. Их свойства (7 ч.)

7




Тело и вещество. Три состояния вещества. Строение вещества.

1 Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Защита организма от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы - главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.
Организовывать рабочее место для выполнения разных видов работ: наблюдений, эксперимента, практической работы. Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, фиксировать их в разной форме. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать свои успехи. Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывая их свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, сравнивать их строение, существенные признаки и свойства. Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Называть причины загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха, воды, почвы и сравнивать их. Называть и характеризовать три состояния воды и процессы её перехода в разные состояния. Объяснять, как образуется роса, туман, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы. Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. Находить нужную информацию из учебных и художественных текстов, схем, рисунков, диаграмм, таблиц. Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы, фотографировать старинные объекты для использования этих материалов в презентациях.

Стр. 72-77

ТПО стр.22-23

8




Удивительные открытия. Воздух и его состав.

1

Набор для опытов

Стр. 78-89

ТПО стр. 24-26

9




Свойства воздуха. Как используют воздух.

1

Стр.90-94

ТПО стр. 27-29

10




Вода и её свойства. Очистка воды.

1

Предметы для опытов. Стр.95-101

ТПО стр.30-33

11




Превращения воды. Круговорот воды в природе.

1

Видеоурок

Стр. 102-109

ТПО стр.34-38

12




Почва, её состав и свойства. Обитатели почвы.

1

Стр. 110-117

ТПО стр.39-42

13




Почва - кормилица.

Проверочная работа.

1

Стр. 1118-122

ТПО стр. 43-45

Тест стр. 46-47

  1. Идёт волшебница зима (4 ч.)








20.




Экскурсия. Зима в природе.

1 Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. Сравнивать исторически сложившиеся и современные сезонные занятия людей, орудия труда. Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными (осенними, зимними, весенними) работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними; объяснять смысл народных пословиц и поговорок. Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Выбирать форму участия в проекте по теме «Природа и люди в разные времена года».

Видеоурок

Стр.124-131

ТПО стр.

21.




Растения зимой.

Как растут деревья.

1

Учебник стр. 132-138

ТПО стр. 51-58

22.




Зимняя пора в жизни животных.

1

Презентация

Стр. 139-149

23.




Как зимовали наши предки. Какими были новогодние праздники в старину.

Проверочная работа.

1 Видеоурок Стр. 150-156 Тест.



Развитие живых организмов. (6 часов)

14.




Организм человека. Надёжная опора и защита.

1 Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Характеризовать науки, изучающие организм и здоровье человека. Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. Характеризовать (по рисункам- схемам) строение и основные функции систем органов человека. Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств. Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Определять (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки. Прослеживать процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам. Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха. Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению здоровья, внимательного отношения к людям с нарушением здоровья. Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья с целью определения правил безопасного поведения в природе и обществе. Моделировать в ходе практической работы (совместно со школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию.

Видеоурок

Учебник часть 2

Стр.6-20

ТПО

стр. 2-5

15.




Верные помощники- мышцы. Органы дыхания.

1

Учебник стр. 21-27

ТПО стр. 5-6

16.




Кровеносная система. Удивительная жидкость-кровь.

1

Учебник

Стр.28-33

ТПО стр. 7

17.




Органы пищеварения. Органы очистки организма.

1

Учебник

Стр.34-45

ТПО стр. 8-13

18.




Нервная система и её роль в организме. Органы чувств, их значение и гигиена.

1

Учебник

Стр.46-60

ТПО стр. 14-16

19.




Как лечились наши предки и современные методы лечения.

Проверочная работа.

1

Презентация

Стр.61-63

Материал для Проверочной работы стр. 64, ТПО стр.18-19

  1. Навстречу весне. (5 ч.)

24.




Весна света. Как на Руси провожали зиму. Развитие животных.

1 Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Наблюдать опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семян (фасоли, гороха, кабачка и др.). Описывать последовательность развития цветкового растения из семени. Выращивать растения из семян, стеблевых черенков, листа. Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. Сопоставлять тематический словарь понятий и их значений. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстрации простых опытов. Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. Находить нужную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Сотрудничать при проведении исследований: участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования.

Видеоурок

Учебник стр. 66-75

ТПО стр.20-22

25.




Развитие рыб и земноводных. Стадии развития насекомых.

1

Учебник

Стр.76-80

ТПО стр. 22-23

26.




Развитие цветковых растений. Корни и стебли растений.

1

Учебник

Стр.81-91

ТПО стр. 24-26

Приборы для опыта

27.




Листья растений. Для чего цветет цветок.

1

Учебник стр.92-100

28.




Способы размножения растений. Весна воды, тепла, цвета.

Проверочная работа.

1

Учебник стр. 101-108

ТПО стр. 27-37

Материалы для проверочной работы ТПО стр.38-40

  1. Как жили наши предки. (6 ч.)

29.




История вокруг тебя. Природа в жизни наших предков.

1 Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись. Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной край, находить сведения о возникновении родного города, происхождении названия, герба. Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. Сравнивать устройство старинной избы с современными домами и квартирами, старинную домашнюю утварь и современные предметы быта. Сопоставлять исторически сложившиеся и современные занятия горожан и сельских жителей. Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников и способы их изготовления. Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей.

Видеоурок

Учебник стр. 110-116

ТПО стр.41-43

30.




Образ жизни наших предков.

Жизнь на селе в старину.

1

Учебник стр.117-129

ТПО стр.44-47

31.




Какими были порядки в семье.

Старинные города.

1

Стр.130-136 ТПО стр.48

32.




Город мастеров.

Торговое дело на Руси.

1

Видеоурок

Учебник Стр. 137-146

ТПО стр.49-51

33.




Одежда наших предков.

1

Презентация Учебник стр. 147-152

ТПО стр.52-55

34.




Как учились дети в прошлом.

Контрольная работа.

1

Презентация

Учебник стр. 153-157 ТПО стр. 56-58

Материал для контрольной работы.





© 2010-2022