Тема: Комплекс методик для периодического обследования развития детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплекс методик для периодического обследования

развития детей В школьные годы развитие детей тесно связано с обучением, а оно может быть разным. Обучение может активизировать развитие, может влиять на него незначительно или слабо, а может быть совсем пассивным - тогда развитие осуществляет не школа, а какие-то другие факторы жизни ребенка. Чтобы установить это, нужны методики, позволяющие получать через определенные периоды обучения сравнимые данные о развитии детей [18, c. 90]. Развитие редко осуществляется скачками или очень быстро: проходит продолжительный период (учебный год или, редко, полугодие), через который изменения в развитии станут достаточно определенными и устойчивыми. Чтобы сравнить произошедшие изменения с начальным состоянием, лучше каждый раз изучать развитие одними и теми же методами. Для этого методики, во-первых, должны быть доступны ребенку, по крайней мере, с шести лет; во-вторых, на результатах повторного обследования не должен сказываться опыт, приобретенный при первом; в-третьих, результаты тестирования должны быть относительно независимы от знаний и навыков, приобретенных в школьном обучении [24, c. 114]. Психологические основания процедуры, обработки результатов и интерпретации данных каждой из этих методик имеют свои отличия. «Композиция» Методика направлена на выявление способов, которыми испытуемые строят многоэлементные и разноэлементные по значению и внешнему виду образы событий разного, самостоятельно задуманного ими содержания рисунка. Способы различаются и тем, в какой последовательности складывался образ, и тем, как этот образ был ориентирован в пространстве рисунка, и тем, какую структуру он приобрел в конечном счете. В зависимости от этого, испытуемые по-разному располагают изображения (людей, животных, строения и т.п.) на рисунке. Различаются два вида расположения рисунка: типичное и нетипичное. Типичное - отражает возрастные изменения образного мышления ребенка, нетипичное - его художественное проявление. При анализе обоих видов рассматриваются отношения испытуемого к «рабочему полю» рисунка (лист бумаги), внутри которого он располагает изображения, и характер связей между ними: изобразительных и неизобразительных. Каждое из типичных расположений рисунка на листе бумаги строится одним и тем же способом при разном содержании рисунков. Для всех них характерно отсутствие до начала процесса рисования замысла в форме образа воображаемого события, которое будет изображаться. Вначале замысел вообще отсутствует и складывается из изображений отдельных объектов лишь по окончании рисунка. Он может также вначале состоять из словесного перечисления двух-трех объектов, ранее рисованных и по ходу рисования соединившихся в образ события. Кроме этого, замысел может включить и зрительное представление о каждом из этих объектов по отдельности - как образы памяти. Наконец, к этому может добавиться более подробный словесный пересказ фабулы события, которая в процессе рисования станет развернутым рассказом о рисунке. При такой последовательности построения образа события рисующий, располагая изображения на листе, полностью или частично не учитывает и не пользуется выразительными возможностями структуры «рабочего поля» рисунка (центра - краев - середины, верха - низа, левой - правой сторон и т. п.). Изображения на листе располагаются при этом в случайном порядке, или как-то связываются только между собой, но не с пространством рисунка, или каждое по отдельности размещается в какой-то из структурных частей листа. Содержание рисунка при всех этих способах частично или совсем не выражается в изобразительной форме, оставаясь в словесных к нему пояснениях. Это описание типичных расположений рисунков при необходимости дать четкое разграничение их главных признаков так сильно упрощено, что не оставляет места каким-либо проявлениям художественной выразительности в детских рисунках. В действительности все, конечно, сложнее. По ходу рисования у ребенка может возникнуть столь яркий образ воображения, что на фоне типичной схемы появится необычайно выразительное изображение, которое существенно преобразит рисунок. Чтобы это было учтено в комплексе обследования, есть и другие методики, анализирующие те же рисунки. Задача «Композиции» абстрагируясь от всего прочего, узнать, как ребенок строит образы изображаемых событий [22, c. 110]. «Изображения» Показатели этой методики основаны на том, что «единицей», с которой действует ребенок, строя образ событий на рисунке, является каждое отдельное изображение. Характер изображения на детских рисунках фигуры человека, по мнению многих исследователей, отражает различные стороны психического развития ребенка, особенно его интеллекта. Если ограничиться изучением тех характеристик, которые включены в интеллектуальное развитие детей, то этот тест диагностирует их достаточно достоверно. Особенно надежны такие критерии, как полнота изображения фигуры человека и объемность ее частей. Вместе с тем, данные критерии отражают преимущественно количественные изменения в развитии интеллекта детей. Для диагностики качественных изменений образного мышления в художественном развитии этих критериев недостаточно. В результате анализа множества рисунков современных детей из различных городов и сел России и ряда зарубежных стран были выявлены последовательные изменения изображений человека по признаку целостности-расчлененности. В линейных рисунках этот признак выражается в расчлененности (или слитности) контура изображения частей фигуры. Критерий целостности-расчлененности отражает не влияние, которое оказывает на характер изображения обучение ребенка определенным приемам рисования, а структурные особенности его образного мышления. Это подтверждается последовательностью процесса изображения, при котором одни дети, рисуя по отдельности каждую часть фигуры (голову - туловище - ноги - руки) последовательно присоединяют их друг к другу, а другие, начиная с общих очертаний фигуры, намечающих определенную позу и движения, потом, внутри этих очертаний, прорабатывают необходимые по замыслу детали. Подобные разновидности последовательности процесса рисования характерны не только для изображения людей и животных, но - с незначительными отклонениями - и других объектов действительности. Методика позволяет выделить три основных периода развития когнитивных сторон построения образа, внутри которых рассматривается ряд стадий, соответствующих изменениям в способах построения ребенком разных изображений. Различия между этими способами характеризуют способности детей к обобщению и развитости планирующей функции образного мышления [23, c. 93]. «Цвет» Методика строится на положении, что восприятие цвета традиционно связывается со сферой чувств человека. Для детей цвет - показатель и эстетичности (красоты), и эмоциональности (выразительности) рисунка. Поэтому он может служить важным признаком художественного развития эмоциональной составляющей при построении образов воображения. Изучение различий эмоциональных реакций на отдельные цвета лишь косвенно относится к особенностям художественного восприятия цвета. Относительно стабильно появляются положительные реакции детей и взрослых на светлые цвета и отрицательные - на темные. Восприятие «светлотности» в этом случае совпадает с восприятием цветов ахроматического ряда (белого - серых - черного) и, значит, не охватывает полностью эмоциональных характеристик окрашенных (хроматических) цветов. Наиболее близко связано с эмоциями восприятие человеком теплых и холодных цветов, особенно, когда эти цвета представлены в определенных сочетаниях. Моделью методики можно считать такую форму изобразительной деятельности детей, при которой: а) общую эмоциональную характеристику задания определяет экспериментатор, а конкретное содержание своего рисунка каждый ребенок выбирает самостоятельно; б) испытуемым сообщается, что ведущим средством выражения эмоционального содержания рисунка является сочетание цветов; в) изобразительный материал не позволяет испытуемому изменить полученные им образцы цвета; г) испытуемый может выбирать для рисунка из большого набора лишь строго определенное, небольшое число цветов. Наиболее полно указанным требованиям отвечает работа детей с аппликацией из цветной бумаги на тонированной основе [2, c. 76]. «Симметричные фигуры» Методика выявляет одну из важных сторон художественного развития детей-развитие «чувства симметрии». В науке симметрия - всеобщий признак строения природы, охватывающий все, начиная от микромира (неорганических веществ, растений, животных организмов и т. д.) до макромира - Космоса. В эстетике симметрия - наиболее общая структурная категория и общий способ построения красоты, порождающий многие другие, основанные на принципе меры: соразмерность, согласованность, гармонию и др. Бытовое представление о симметрии зачастую отражает лишь одно из ее свойств и нередко ошибочно включает признак «повторения» - искаженное понимание принципов «отражения» и «эквивалентности» (уравненности и соразмерности). Вместе с тем, когда надо отличить от других симметричные объекты или изображения, большинство людей (в том числе и дети) интуитивно выбирают такие, строение которых значительно отличается от их бытовых представлений. Объясняется это тем, что опознанием и созданием (изображением) симметричных построений руководит не рассуждение об этом явлении, а чувство симметрии - способность, которой в разной мере наделены все люди, но которая развита у людей неодинаково. Методика основана на психологических механизмах произвольного построения образов воображения по эстетическим критериям. С точки зрения изобразительных жанров задание испытуемым относится к художественному конструированию орнаментального типа. По этому заданию дети придумывают и зарисовывают карандашом несколько разных симметричных по строению фигур абстрактного вида или натуральных объектов. Сочинение и изображение таких фигур не составляет сложности для детей, начиная с шести лет и более старшего возраста. Однако при обследовании подростков в инструкции эксперимента необходимо добавить требование «придумать и зарисовать абстрактные симметричные фигуры» (что не требуется для учеников первых-третьих классов), так как натуралистичность изображения многие подростки считают особенно важным достоинством рисунков [29, c. 230]. «Комбинаторная задача» Методика направлена на определение уровня развития у испытуемых «чувства ритма» - способности, которая характеризует художественное развитие детей в широком диапазоне многих видов творчества в искусстве, а не только в изобразительной деятельности. Как и предыдущая («Симметричные фигуры»), эта методика основана на психологическом механизме произвольного построения образов воображения по эстетическому принципу, однако в этом случае - по принципу ритма. Ритм, как и симметрия, одновременно является одной из основополагающих категорий эстетики - общим способом построения меры красоты и, вместе с тем, всеобщим признаком, характеризующим динамику в развитии природы, в особенности - всего живого, включая человека. Ритм - по происхождению явление динамическое, т. е. отражающее особенности всякого движения в широком понимании этого явления, как, например, моторики действий человека, функционирования механизмов и т.п. до прогресса или регресса в развитии. Ритмичные построения разного рода движения присутствуют во всех видах искусства. Наиболее универсально их культурные формы теоретически и практически разработаны в музыке и танце, а изобразительные - в декоративно-прикладном искусстве и дизайне. Независимо от того, из каких элементов геометрических фигур (изображений растений, живых существ или предметов) составляются, например, орнаменты, их структура может быть точно подразделена на достаточно большой ряд видов (общих способов), каждый из которых позволяет построить множество вариантов орнамента. Благодаря единству происхождения ритма в жизнедеятельности человека и в искусстве, испытуемые, опираясь на свои способности и художественное развитие, в процессе поиска могут интуитивно находить большее или меньшее количество таких способов и вариантов их применения. Рабочим полем орнамента является полоса, ограниченная сверху и снизу линиями, за которые не должны заходить элементы узора. А сами эти элементы представляют собой одинаковые по величине и окраске квадраты. Требуется, соблюдая эти условия, составить из квадратов как можно больше ритмичных узоров, обязательно разных и красивых. Однако и при этих простых условиях количество решений задачи превышает сотню вариантов [14, c. 101].


© 2010-2022