• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на конференции на тему Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Выступление на конференции на тему Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Каньшина О.А., учитель нач.кл. Слайд 1. Много лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Сегодня, находясь на пути реализации нового образовательного стандарта, понимаю, что нужно многое еще сделать. Слайд 2. Изучив стандарт, прослушав курс лекций и проанализировав свою деятельность, поняла, что я могу работать по ФГОС. Слайд 3. Вот уже много лет я работаю под девизом «Учить детей учиться». В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Слайд 4. Многолетняя практика убедила меня в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - не только дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, но и развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Слайд 5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Слайд 6. Результаты фиксирую в рабочем журнале учителя, используя предметные и метапредметные таблицы, а также листы индивидуальных достижений уч-ся, которые дети сначала заполняют совместно с учителем, а затем и самостоятельно. Слайд 7. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика является портфель достижений (портфолио).
Слайд 8. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Слайд 9. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Слайд 10. Структура портфолио: Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.


Слайд 11. Разделы «Портрет», «Рассказ о семье» (заполняются с родителями). Слайд 12. "Моя семья" - здесь можно рассказать о маме, папе и всех тех родственниках, с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции. Возможны даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Слайд 13 - «Я ученик», «Мой класс» (Составляются вместе с учителем на уроке). Если друзей нет - и такое бывает, ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь. Слайд 14. "Мои увлечения" - Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания. Слайд 15 - В Раздел «Рабочие материалы» помещаются диагностические работы. Раздел «Мои достижения» заполняется в конце учебного года.

Слайды 16-17. "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

Слайды 18 - 21 РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести в этот раздел. Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Слайд 22. РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимания стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика. Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.

Важно помнить.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Надо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Слайд 23. Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть: • публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей); • выставка портфолио (по желанию учащихся). Слайд 24. Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально: • творчество; • факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка); • понимание и полнота отражения учебного материала. Слайд 25. Предварительные результаты Работа по технологии портфолио позволяет учителю: • оценить уровень самостоятельности детей; • выявить проблемы в формировании у них самооценки; • определить преобладающую мотивацию ребенка; • оценить уровень владения умениями и навыками.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Слайд 26 - Спасибо за внимание!

4


© 2010-2022