Мастер-класс на тему: «Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Мастер-класс

Тема: « Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД »

Автор: Шевчук Наталья Петровна, учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №3» г. Красноперекопска

Дата проведения : 9 апреля 2015 г.

Цель мастер класса: познакомить с методами и приёмами организации работы в паре на уроках в начальной школе.

Ход мастер-класса:

  1. Знакомство со слушателями мастер-класса слайд 1

- Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.

- Я рада, что Вы все сегодня готовы сотрудничать со мной. Спасибо за поддержку. Предлагаю вам поработать над темой «Работа в парах на уроках в начальной школе, как средство формирования УУД»

2. Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса слайд 2

- Уважаемые коллеги, возьмите пожалуйста листы бумаги и обведите свою ладонь. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос "Чего я ожидаю от мастер- класса?". - А теперь послушаем ваши ответы. - Спасибо!

слайд 3 - В качестве эпиграфа к своему выступлению хочу привести такие строки Джона Дьюи:

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

Задачи обучения: слайд 4

  • учить умению сотрудничать и работать в паре,
  • быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений,
  • уметь слушать и слышать партнера,
  • свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

слайд 5

Что же такое пара? Пара или, как обозначают философы, диада - это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития. При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа я всё чаще включаю работу в парах. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных , коммуникативных. Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащегося, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников необходимо учить детей особой форме взаимодействия - учебному сотрудничеству, т.е. работа в паре.

Алгоритм слайд 6




  1. Подготовка к работе в паре.

  2. Непосредственная работа в паре.

  3. Рефлексия способов взаимодействия эффективности.

Подготовительный этап слайд 7

  1. Формирование пары

Способы: Самый простой и естественный способ - образовать в пару детей, сидящих за одной партой.
Преимущества - не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары. Недостатки - опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось - будут хорошо работать, не сложилось - будут конфликты. Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя: - детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.) - еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»); ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго - на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд; Состав пар:

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий - средний, средний - низкий).

Неэффективны пары из двух слабых учеников - им нечем обмениваться друг с другом.

Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

2.2.Развитие навыка работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум.

Научите детей: Работать в условиях шума.

Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою - мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке.

В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

2. Регулировать уровень шума.

Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши , и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка - все замолчат,

на один - попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

СЛАЙД 8 2.3. Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

Вот сейчас коллеги, мы эти упражнения покажем на практике.

«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Желаю успеха большого во всём и везде. ЗДРАВСТВУЙ!!!

«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

2.4. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Полезные упражнения:

- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой

парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

2.4.Этикет, или правила работы в паре сайд 9

Правила вежливого спора:

- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»

- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);

СЛАЙД 10 Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.

  2. Работаем вместе.

  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.

  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»

  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.

  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.

слайд 11 Вывод: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

5. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе, предлагаю поднять зеленую карточку, а если это все вас не тронуло - желтую.


Слайд12 Спасибо за работу!



© 2010-2022