Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир 2 класс» авторов А.Плешакова, М., Просвещение, 2011 год, УМК «Школа России». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.


Общая характеристика курса


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане



Результаты изучения курса на конец 2 класса


Программа обеспечивает достижение выпускниками второго класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные УУД 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Раздел «Человек и природа». Второклассник научится:
  • различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Основное содержание курса


Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др.. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсия: Весенние изменения в природе. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Формы организации урока: · коллективная; · фронтальная; · групповая; · индивидуальная работа; · работа в парах

Календарно-тематическое планирование


Тематическое планирование

Кол-во час

Дата

Характеристика деятельности учащихся

планируемая

фактическая

Раздел «Где мы живём?» (4 ч)

1


Родная страна.

1



-понимать учебные задачи раздела и урока;

- различать государственные символы России, отличать от символов других стран, исполнять гимн.

- анализировать информацию учебника, приводить примеры народов России, различать языки, обсуждать, почему народы России братские;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего города, национальном составе населения региона, герба других государств;

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.


2


Город и село.

Проект «Родной город (село)»

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село;

-работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану;

- работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки;

-рассказывать о своем доме по плану;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности;

- подбирать фотографии (открытки, слайды);

- собирать информацию о земляках по краеведческой литературе;

-оформлять стенд, презентацию;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

- ухаживать за памятниками;

- помогать взрослым в благоустройстве;

- проводить экскурсию в краеведческом музее;

- оценить свои достижения в реализации проекта.

3

Природа и рукотворный мир.

1



-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать;

-приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради;

- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

-выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и других учащихся.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

1



- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село;

-работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану;

- работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки;

-рассказывать о своем доме по плану;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности;

- подбирать фотографии (открытки, слайды);

- собирать информацию о земляках по краеведческой литературе;

-оформлять стенд, презентацию;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

- ухаживать за памятниками;

- помогать взрослым в благоустройстве;

- проводить экскурсию в краеведческом музее;

- оценить свои достижения в реализации проекта.

Раздел «Природа» (20 ч)

5

Неживая и живая природа

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради;

- работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке

6

Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека


1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях природных явлений;

-приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений;

- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по природным явлениям;

- Рассказывать о сезонных изменениях в жизни дерева;

- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела, фиксировать результаты измерений.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

7

Что такое погода

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений;

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по нему;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

- работать со взрослыми: наблюдать за погодой, фиксировать результаты с использованием метеорологических знаков, составить сборник народных примет о погоде.

8

В гости к осени (экскурсия)

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9

В гости к осени (урок)

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

- рассказывать об осенних явлениях родного края;

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями которые были сделаны на экскурсии, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения своими наблюдениями над осенним трудом человека;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовит фоторассказ «красота осени»;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

10

Звёздное небо

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий;

- моделировать созвездие;

- знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

- работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить созвездия, пользоваться атласом-определителем, находить дополнительную информацию

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

11

Заглянем в кладовые земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.


1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

-различать горные породы и минералы;

- работать в паре: приводить примеры горных пород и минералов, готовить сообщения о них;

- читать и обсуждать отрывок из книги «Моя коллекция»;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

12-

Про воздух …

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;

-наблюдать небо и рассказывать о нём;

- работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха в родном крае, наблюдать небо, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте неба;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

13

И про воду

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- рассказывать о значении воды для растений, жив и чел;

-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;

- работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте воды;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

14

Какие бывают растения

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры растений из своего края;

- определять с помощью атласа-определителя;

- работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

15

Какие бывают животные

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в паре: соотносить группы животных и их признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями;

- сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

16

Невидимые нити

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными;

- работать в паре: моделировать взаимосвязи выявлять роль человека в их сохранении или нарушении;

- читать и обсуждать «Про всех на свете», делать вывод о бережном отношении к природе;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

17

Дикорастущие и культурные растения

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

18

Дикие и домашние животные

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

- находить в тексте нужную информация, обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком и домашнем животном (по своему выбору);

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

19

Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями


1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- оценивать роль комнатных растений для физического и психологического здоровья человека;

- формулировать собственное мнение и позицию.

-практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкции;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

20

Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.


1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.

- задавать вопросы; строить понятные высказывания.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

21

Про кошек и собак

1



- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.

- определять породы кошек и собак;

-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-понимать чувства прекрасного и эстетические чувства;

- способность к самооценке.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

22

Красная книга

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним;

- читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

В ходе проекта дети учатся:

- распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения.

23

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них;

-знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним;

- читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

В ходе проекта дети учатся:

- распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1



- выполнять текстовые задания учебника;

- оценивать правильность, неправильность предлож ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку;

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)

25

Что такое экономика

1



- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать об отраслях экономики по плану ;

- работать в паре: анализировать и моделировать взаимосвязи отраслей экономики ;

- извлекать из различных источников сведения об экономике и предприятиях региона и своего города, готовить сообщение;

- читать текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать свои вопросы, оценивать ответы одноклассников.

- определять по фотографии деньги разных стран;

- работать со взрослыми: находить доп инфо о деньгах разных стран, готовить сообщения;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;


26

Из чего что сделано

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работа в группе: прослеживать производственные цепочки моделировать их, составлять рассказ;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

27

Как построить дом

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать по своим наблюдениям о строительстве городского и сельского домов;

- работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского, узнавать на иллюстр-х учебника строительные машины и матер-лы об-ть их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе;

- читать текст учебника, находить и рассказывать о машинах на рисунке, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

28

Какой бывает транспорт

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- работать в паре: классифицировать средства транспорта, приводить примеры транспортных средств каждого вида;

- узнавать по фото спецтранспорт, соотносить его с номерами телефонов, осущ контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов 01, 02. 03;

- работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

29

Культура и образование

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

- извлеать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

-обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

30

Все профессии важны. Проект «Профессии»

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям прфессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

- работать в паре: определять название профессий и находить их представителей на фото;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни

- читать и обсуждать «Кто сделал хлеб»

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

В ходе выполнения проекта дети научатся:

- распределять обязанности по подготовке проекта

- интервьюировать

- подбирать фото

- составлять рассказы о профессиях

- собирать материал в «Большую книгу профессий»

- презентовать работы

- оценивать результаты выполнения проекта.

31

В гости к зиме (экскурсия)

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.

32

В гости к зиме (урок)

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

1



-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»


1



- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)

35

Строение тела человека

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

36

Если хочешь быть здоров

1



- Понимать учебную задачу урока и стремить­я её выполнить;

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

37

Берегись автомобиля!

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

- оценивать свои достижения на уроке.

38

Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

39

Домашние опасности

1



- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

40

Пожар

1



- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

41

На воде и в лесу

1



- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

42

Опасные незнакомцы

1



онимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1



- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Раздел «Общение» ( 7 ч)

44

Наша дружная семья

1



онимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

45

Проект «Родословная»

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

46

В школе

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

47

Правила вежливости

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

48

Ты и твои друзья

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

49

Мы - зрители и пассажиры

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1



- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

Раздел «Путешествия» (18 ч)

51

Посмотри вокруг

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

52-53

Ориентирование на местности Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.


2



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу;

-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

54

Формы земной поверхности

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

55

Водные богатства

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря»

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

56

В гости к весне (экскурсия)

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

57

В гости к весне

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

-формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

58

Россия на карте

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

- -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

59

Проект «Города России»

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

60

Путешествие по Москве

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

61

Московский Кремль

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

62

Город на Неве

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- - находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

63

Путешествие по планете

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

64

Путешествие по материкам

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

65

Страны мира. Проект «Страны мира»

1



- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей

66

Впереди лето

1



- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1



-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

68

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»

1



-выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»

Тема раздела

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Экскурсия

Практические работы

Проекты

Где мы живем?

4



Проект «Родной город (село)»

Природа

20


В гости к осени

(экскурсия)


Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека


Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»



Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами



Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями




Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.



Жизнь города и

села


10


В гости к зиме (экскурсия)



Проект «Профессии»


Здоровье и безопасность

9




Практическая работа Правила безопасности на дороге.



Общение


7




Проект «Родословная»


Путешествия


18



В гости к весне (экскурсия)

Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.


Проект «Города России»




Проект «Страны мира»

итого

68

3

6

6*
*- входит в максимальную нагрузку и теоретическое обучение

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Книгопечатная продукция

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 класс. Научный руководитель А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» - 2011г

3. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 2 класс. Учебник, в 2 Ч. - М.: Просвещение, 2011 г.

4. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 класс, в 2 Ч. - М.: Просвещение, 2011 г.

5. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Т.Н. Максимова, М.: ВАКО, 2013 г.

6.Итоговые комплексные работы 2 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2010

7. Задания для школьных олимпиад. О.Пупышева. М.: ВАКО.2010

8. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010

9. Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999

10.Тесты 2 класс. М.: Дрофа, 2010

11 Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008

12. Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011

13. Окружающий мир. Итоговая аттестация 2 класс. О.Крылова. М.: Экзамен, 2010

Д

Д

Д

К

Д

К

Д,К

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия

Географические настенные карты: Физическая карта

Карта полушарий

Природные зоны России

Таблицы природоведческого содержания для 1-4 класса ( 40 шт)

Животные (набор иллюстраций)

Лесные обитатели (набор иллюстраций)

Домашние и дикие животные (набор иллюстраций)

Правила дорожного движения (набор иллюстраций)

Ягоды ( набор иллюстраций)

Цветы (набор иллюстраций)

Таблицы по ОБЖ: Дорожные знаки и дорожная разметка

Безопасность в доме и квартире

Как уберечься от травм в быту

Что делать, если захватили в заложники

Первая медпомощь при ушибах и небольших порезах

Таблицы: Основы православной культуры (1-4 класс) 12 таб

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику

2 класс (Диск CD-ROM)

К

Технические средства обучения

Экспозиционный экран.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

каб. 206

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (презентации ):

С кем дружит ель?

В гости к весне

Какие бывают животные?

Правила дорожного движения

Путешествие по компьютерному городу

Зима

Кто такие птицы?

Домашние животные

Мир вокруг нас

Ребятам о зверятах

Правила пожарной безопасности

Огонь друг или враг?

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Электронный микроскоп .

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций

Муляжи овощей, фруктов, грибов

Д

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Каб №205

Каб №205

Каб №203

Натуральные объекты

Коллекция «Известняки»

Коллекция «Образцы металлов»

Коллекция «Гранит»

Коллекция «Хлопок»

Коллекция «Шерсть»

Коллекция «Лён»

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Живые объекты (комнатные растения)

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

К

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

Ф

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Литература для учителя
1. Закон об образовании 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов/, - М.: Просвещение, 2010 г. 4. Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 класс. Научный руководитель А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» - 2011г 5. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Данилюк, А. Кондаков, М.: Просвещение, 2011 г. 8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 9. Проектные задачи в начальной школе, под ред. А. Воронцова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, под ред. А Асмолова. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 11. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 12. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г.

Литература для учащихся 1. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 2. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 3. Тесты 2 класс. М.: Дрофа, 2012


© 2010-2022