- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру
Рабочая программа по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишечкина Т.И. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и авторской программы «Окружающий мир 2 класс» авторов А.Плешакова, М., Просвещение, 2011 год, УМК «Школа России». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
Результаты изучения курса на конец 2 класса
Программа обеспечивает достижение выпускниками второго класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные УУД 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Раздел «Человек и природа». Второклассник научится:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Основное содержание курса
Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает? Природа (20 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями. Жизнь города и села (10 ч) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села. Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города. Здоровье и безопасность (9 ч) Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. Общение (7 ч) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.). Практическая работа: Отработка основных правил этикета. Путешествия (18 ч) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др.. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсия: Весенние изменения в природе. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты. Формы организации урока: · коллективная; · фронтальная; · групповая; · индивидуальная работа; · работа в парах
Календарно-тематическое планирование
№
Тематическое планирование
Кол-во час
Дата
Характеристика деятельности учащихся
планируемая
фактическая
Раздел «Где мы живём?» (4 ч)
1
Родная страна.
1
-понимать учебные задачи раздела и урока;
- различать государственные символы России, отличать от символов других стран, исполнять гимн.
- анализировать информацию учебника, приводить примеры народов России, различать языки, обсуждать, почему народы России братские;
-работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего города, национальном составе населения региона, герба других государств;
-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.
2
Город и село.
Проект «Родной город (село)»
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
-сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село;
-работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану;
- работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки;
-рассказывать о своем доме по плану;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-распределять обязанности;
- подбирать фотографии (открытки, слайды);
- собирать информацию о земляках по краеведческой литературе;
-оформлять стенд, презентацию;
- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
- ухаживать за памятниками;
- помогать взрослым в благоустройстве;
- проводить экскурсию в краеведческом музее;
- оценить свои достижения в реализации проекта.
3
Природа и рукотворный мир.
1
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать;
-приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради;
- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;
- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.
-выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать свои достижения и других учащихся.
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
1
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
-сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село;
-работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану;
- работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки;
-рассказывать о своем доме по плану;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.
В ходе выполнения проекта дети учатся:
-распределять обязанности;
- подбирать фотографии (открытки, слайды);
- собирать информацию о земляках по краеведческой литературе;
-оформлять стенд, презентацию;
- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
- ухаживать за памятниками;
- помогать взрослым в благоустройстве;
- проводить экскурсию в краеведческом музее;
- оценить свои достижения в реализации проекта.
Раздел «Природа» (20 ч)
5
Неживая и живая природа
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- различать объекты неживой и живой природы, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради;
- работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку;
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке
6
Явления природы Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях природных явлений;
-приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений;
- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по природным явлениям;
- Рассказывать о сезонных изменениях в жизни дерева;
- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела, фиксировать результаты измерений.
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.
7
Что такое погода
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
- приводить примеры погодных явлений;
- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по нему;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
- работать со взрослыми: наблюдать за погодой, фиксировать результаты с использованием метеорологических знаков, составить сборник народных примет о погоде.
8
В гости к осени (экскурсия)
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними;
- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
9
В гости к осени (урок)
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;
- рассказывать об осенних явлениях родного края;
- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями которые были сделаны на экскурсии, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения своими наблюдениями над осенним трудом человека;
- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовит фоторассказ «красота осени»;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
10
Звёздное небо
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить на рисунке знакомые созвездия;
- сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий;
- моделировать созвездие;
- знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;
- работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить созвездия, пользоваться атласом-определителем, находить дополнительную информацию
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
11
Заглянем в кладовые земли Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами.
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
-различать горные породы и минералы;
- работать в паре: приводить примеры горных пород и минералов, готовить сообщения о них;
- читать и обсуждать отрывок из книги «Моя коллекция»;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
12-
Про воздух …
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;
- описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;
-наблюдать небо и рассказывать о нём;
- работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха в родном крае, наблюдать небо, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте неба;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
13
И про воду
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассказывать о значении воды для растений, жив и чел;
-работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;
- описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;
- работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте воды;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
14
Какие бывают растения
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- устанавливать по схеме различия между группами растений;
- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
-приводить примеры растений из своего края;
- определять с помощью атласа-определителя;
- работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений.
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
15
Какие бывают животные
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- работать в паре: соотносить группы животных и их признаки;
- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями;
- сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
-формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
16
Невидимые нити
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными;
- работать в паре: моделировать взаимосвязи выявлять роль человека в их сохранении или нарушении;
- читать и обсуждать «Про всех на свете», делать вывод о бережном отношении к природе;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
17
Дикорастущие и культурные растения
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
- приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам;
- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
18
Дикие и домашние животные
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
- находить в тексте нужную информация, обсуждать материалы книги «Зеленые страницы»;
- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком и домашнем животном (по своему выбору);
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
19
Комнатные растения Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
- оценивать роль комнатных растений для физического и психологического здоровья человека;
- формулировать собственное мнение и позицию.
-практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкции;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
20
Животные живого уголка Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них.
- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
-осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.
- задавать вопросы; строить понятные высказывания.
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
21
Про кошек и собак
1
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.
- определять породы кошек и собак;
-обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;
-объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-понимать чувства прекрасного и эстетические чувства;
- способность к самооценке.
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
22
Красная книга
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них;
-знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним;
- читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
В ходе проекта дети учатся:
- распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения.
23
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них;
-знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним;
- читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
В ходе проекта дети учатся:
- распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения.
24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
1
- выполнять текстовые задания учебника;
- оценивать правильность, неправильность предлож ответов;
- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
- формировать адекватную самооценку;
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
25
Что такое экономика
1
- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать об отраслях экономики по плану ;
- работать в паре: анализировать и моделировать взаимосвязи отраслей экономики ;
- извлекать из различных источников сведения об экономике и предприятиях региона и своего города, готовить сообщение;
- читать текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать свои вопросы, оценивать ответы одноклассников.
- определять по фотографии деньги разных стран;
- работать со взрослыми: находить доп инфо о деньгах разных стран, готовить сообщения;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
26
Из чего что сделано
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;
- работа в группе: прослеживать производственные цепочки моделировать их, составлять рассказ;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
27
Как построить дом
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать по своим наблюдениям о строительстве городского и сельского домов;
- работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского, узнавать на иллюстр-х учебника строительные машины и матер-лы об-ть их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе;
- читать текст учебника, находить и рассказывать о машинах на рисунке, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
28
Какой бывает транспорт
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- работать в паре: классифицировать средства транспорта, приводить примеры транспортных средств каждого вида;
- узнавать по фото спецтранспорт, соотносить его с номерами телефонов, осущ контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов 01, 02. 03;
- работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта;
- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;
29
Культура и образование
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
- извлеать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
-обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;
- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
30
Все профессии важны. Проект «Профессии»
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о труде людей известных детям прфессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;
- работать в паре: определять название профессий и находить их представителей на фото;
- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни
- читать и обсуждать «Кто сделал хлеб»
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
В ходе выполнения проекта дети научатся:
- распределять обязанности по подготовке проекта
- интервьюировать
- подбирать фото
- составлять рассказы о профессиях
- собирать материал в «Большую книгу профессий»
- презентовать работы
- оценивать результаты выполнения проекта.
31
В гости к зиме (экскурсия)
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать над зимними погодными явлениями;
-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;
-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;
-наблюдать за поведением зимующих птиц.
32
В гости к зиме (урок)
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;
-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;
-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
33
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
1
-выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
34
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»
1
- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
35
Строение тела человека
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- называть и показывать внешние части тела человека;
-определять на муляже положение внутренних органов человека;
-моделировать внутреннее строение тела человека.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
36
Если хочешь быть здоров
1
- Понимать учебную задачу урока и стремитья её выполнить;
- рассказывать о своём режиме дня;
-составлять рациональный режим дня школьника;
-обсуждать сбалансированное питание школьника;
-различать продукты растительного и животного происхождения;
-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
рассказывать о своём режиме дня;
-составлять рациональный режим дня школьника;
-обсуждать сбалансированное питание школьника;
-различать продукты растительного и животного происхождения;
-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
37
Берегись автомобиля!
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- моделировать сигналы светофоров;
-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;
-различать дорожные знаки и ;
-формулировать правила движения по загородной дороге.
- оценивать свои достижения на уроке.
38
Школа пешехода Практическая работа Правила безопасности на дороге.
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
39
Домашние опасности
1
- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;
-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
40
Пожар
1
- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
- характеризовать пожароопасные предметы;
-запомнить правила предупреждения пожара;
-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;
-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;
-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
41
На воде и в лесу
1
- Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;
-запомнить правила поведения во время купания;
-различать съедобные и ядовитые грибы;
-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;
-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
42
Опасные незнакомцы
1
-Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;
-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;
-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;
- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
43
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
1
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Раздел «Общение» ( 7 ч)
44
Наша дружная семья
1
-Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;
-формулировать понятие «культура общения»;
-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;
-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
45
Проект «Родословная»
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;
-отбирать фотографии из семейного архива;
-составлять родословное древо семьи;
-презентовать свой проект.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
46
В школе
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;
-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;
-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;
-оценивать с нравственных позиций формы поведения;
-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
47
Правила вежливости
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;
-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;
-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
48
Ты и твои друзья
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;
-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;
-обсуждать правила поведения за столом;
-формулировать правила этикета в гостях.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
49
Мы - зрители и пассажиры
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;
- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
50
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
1
- выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Раздел «Путешествия» (18 ч)
51
Посмотри вокруг
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-анализировать текст учебника;
-формулировать вывод о форме Земли.
- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
52-53
Ориентирование на местности Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.
2
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;
-осваивать приёмы ориентирования по компасу;
-знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
54
Формы земной поверхности
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;
-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
-сравнивать по схеме холм и гору;
-характеризовать поверхность своего края.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
55
Водные богатства
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря»
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
56
В гости к весне (экскурсия)
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
57
В гости к весне
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
-формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
58
Россия на карте
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-сравнивать изображение России на глобусе и карте;
-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;
-осваивать приёмы чтения карты;
-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
- -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
59
Проект «Города России»
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
-составлять презентацию своего исследования;
-презентовать свои проекты.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
60
Путешествие по Москве
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить Москву на карте России;
-знакомиться с планом Москвы;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Москвы от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
61
Московский Кремль
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;
-находить на фотографии достопримечательности Кремля;
- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
62
Город на Неве
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- - находить Санкт-Петербург на карте России;
-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;
-описывать достопримечательности по фотографиям;
-отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
63
Путешествие по планете
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать глобус и карту мира;
-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
64
Путешествие по материкам
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- находить материки на карте мира;
-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
65
Страны мира. Проект «Страны мира»
1
- сравнивать физическую и политическую карты мира;
-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;
- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
-готовить сообщения о выбранных странах;
-подбирать фотографии достопримечательностей
66
Впереди лето
1
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;
-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
67
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
1
-выполнять тестовые задания учебника;
-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;
-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
68
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира»
1
-выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
- обсуждать выступления учащихся;
- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Тематическое планирование по дисциплине «Окружающий мир»
Тема раздела
Максимальная нагрузка учащегося, ч
Из них
Экскурсия
Практические работы
Проекты
Где мы живем?
4
Проект «Родной город (село)»
Природа
20
В гости к осени
(экскурсия)
Практическая работа Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека
Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту»
Практическая работа Знакомство с горными породами и минералами
Практическая работа Приемы ухода за комнатными растениями
Практическая работа Правила ухода за животными живого уголка.
Жизнь города и
села
10
В гости к зиме (экскурсия)
Проект «Профессии»
Здоровье и безопасность
9
Практическая работа Правила безопасности на дороге.
Общение
7
Проект «Родословная»
Путешествия
18
В гости к весне (экскурсия)
Практическая работа Определение сторон горизонта по компасу.
Проект «Города России»
Проект «Страны мира»
итого
68
3
6
6*
*- входит в максимальную нагрузку и теоретическое обучение
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечание
Книгопечатная продукция
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 класс. Научный руководитель А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» - 2011г
3. А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 2 класс. Учебник, в 2 Ч. - М.: Просвещение, 2011 г.
4. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 2 класс, в 2 Ч. - М.: Просвещение, 2011 г.
5. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Т.Н. Максимова, М.: ВАКО, 2013 г.
6.Итоговые комплексные работы 2 класс. О.Логинова. М.; Просвещение, 2010
7. Задания для школьных олимпиад. О.Пупышева. М.: ВАКО.2010
8. Интеллектуальный марафон. Т.Максимова, М.: ВАКО, 2010
9. Я иду на урок. Природоведение. М.: 1 сентября. 1999
10.Тесты 2 класс. М.: Дрофа, 2010
11 Деятельностный метод обучения. И. Корбанова. Волгоград, Учитель, 2008
12. Проектная деятельность учащихся. М.Господникова. Волгоград, Учитель, 2011
13. Окружающий мир. Итоговая аттестация 2 класс. О.Крылова. М.: Экзамен, 2010
Д
Д
Д
К
Д
К
Д,К
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Печатные пособия
Географические настенные карты: Физическая карта
Карта полушарий
Природные зоны России
Таблицы природоведческого содержания для 1-4 класса ( 40 шт)
Животные (набор иллюстраций)
Лесные обитатели (набор иллюстраций)
Домашние и дикие животные (набор иллюстраций)
Правила дорожного движения (набор иллюстраций)
Ягоды ( набор иллюстраций)
Цветы (набор иллюстраций)
Таблицы по ОБЖ: Дорожные знаки и дорожная разметка
Безопасность в доме и квартире
Как уберечься от травм в быту
Что делать, если захватили в заложники
Первая медпомощь при ушибах и небольших порезах
Таблицы: Основы православной культуры (1-4 класс) 12 таб
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронное приложение к учебнику
2 класс (Диск CD-ROM)
К
Технические средства обучения
Экспозиционный экран.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Д
Д
Д
каб. 206
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (презентации ):
С кем дружит ель?
В гости к весне
Какие бывают животные?
Правила дорожного движения
Путешествие по компьютерному городу
Зима
Кто такие птицы?
Домашние животные
Мир вокруг нас
Ребятам о зверятах
Правила пожарной безопасности
Огонь друг или враг?
Д
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Электронный микроскоп .
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций
Муляжи овощей, фруктов, грибов
Д
Д
Ф
Д
Д
Д
Д
Каб №205
Каб №205
Каб №203
Натуральные объекты
Коллекция «Известняки»
Коллекция «Образцы металлов»
Коллекция «Гранит»
Коллекция «Хлопок»
Коллекция «Шерсть»
Коллекция «Лён»
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Живые объекты (комнатные растения)
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
К
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
Ф
Д
Д
Д
Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Литература для учителя
1. Закон об образовании 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2010 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов/, - М.: Просвещение, 2010 г. 4. Сборник рабочих программ «Школа России».1-4 класс. Научный руководитель А.А. Плешаков, Москва «Просвещение» - 2011г 5. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Данилюк, А. Кондаков, М.: Просвещение, 2011 г. 8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 9. Проектные задачи в начальной школе, под ред. А. Воронцова. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010 г. 10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, под ред. А Асмолова. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011 г. 11. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 12. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г.
Литература для учащихся 1. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 2. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 / А.А. Плешаков, М.: Просвещение, 2011 г. 3. Тесты 2 класс. М.: Дрофа, 2012