- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по окружающему миру Почва и ее состав
Конспект по окружающему миру Почва и ее состав
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малышева В.Н. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Почва. Состав и свойства.
ФИО (полностью) Малышева Валентина Николаевна
Место работы Г Красноярск, МБОУ СОШ № 17
Должность Учитель начальных классов
Предмет Окружающий мир
Класс 3» А»
Тема « Почва. Состав и свойства.»
Предметная программа и её автор Окружающий мир, А.А. Плешаков
Цель урока:
-
Познакомить с процессом образования почвы.
Задачи урока
-
1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
-
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
-
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
-
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.
Модель организации Работа в группах.
Необходимое оборудование учебник, энциклопедия, словарь, рабочая тетрадь, оборудование для опытов, лупы на каждого..
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА № Этап урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Название используемой литературы Примечание
1 2
3 5 6 7 1 Адаптационный этап 1.Адаптировать учеников к деятельности на уроке
Слушают
На доске запись « авчоп» Что здесь написано? Попробуйте прочитать запись.
2.Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы
Составляют план работы по теме. Вступают в диалог с учителем. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание. Учащиеся затрудняются с ответом.
Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Сотрудники лаборатории приготовились к работе. Организует беседу о роли почвы в природе. - А зачем надо знать человеку о почве? Создает проблемную ситуацию о роли почвы и ее строении.
2 Основной этап 1.Формирование знаний отношений действий опыта
Слушают, вступают в диалог, задают встречные вопросы
Беседа о том, что «такое почва»? ( затруднение) -« А что мы называем почвой?» -Какая литература нам поможет разобраться в данном материале?
1.Атлас-определитель. 2.Энциклопедия. 3.Толковый словарь. (Одна книга на парту)
Лежит литература на столе учителя.
2.Разрешение интеллектуального затруднения
Наблюдают, слушают рассказ, делают вывод о роли темы. Отвечают на вопросы учителя.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок картофеля, а осенью, смотришь, 50 мешков из кладовой соберешь. Горсточка семян делается грудой огурцов, редиса, помидоров, моркови, свеклы…
-Как вы думаете, сказка это или нет? Такая кладовая есть на самом деле. - Кто догадался, как она называется? _ А каков секрет этой кладовой?
Организует беседу по прочитанной статье А.А. Плешакова « Как образуется почва» А.А. Плешаков» «Как образуются почвы» ?
3. Практическая работа. Состав почвы.
Сегодня мы поработаем в в вертуальной учебной лаборатории (Проводят опыты.) Опыты описываются в приложении, таблица 2
3 Творческий этап Закрепление знаний, отношений,опыта на основе их применения
Выполняют упражнения взаимодействуя с одноклассниками
Предлагает упражнения на закрепление знаний о почве.
Дает задания на составление таблицы"почва и ее состав»
Кроссворд составляют учащиеся по вопросам. ( см. Приложение)
4
Итог урока
Самостоятельно выполняют задание и делают вывод о том, что почва имеет сложный состав. Составляют и объясняют свои таблицы
кроссворд.
Организует презентацию работ учащихся.
Составь кроссворд по теме « Почва»
5
Дома
Ответить на вопрос « Почему почву называют чудесной кладовой?»
Поискать материал о разновидностях почвы
Ответить на вопрос « Что вредит почве»?
Поискать материал о разновидностях почвы ( разные источники)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ материалов , ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ № Название
Тип
Форма предъявления информации (иллюстрация, опыты, презентация.)
Примечание. 1 Учебник А.А. Плешакова рассказ «Как образуется почва». Рассказ прилагается 2 Приборы для опытов. Спиртовка, стаканы, почва. Вода. Палочка. Для опытов Описание опытов в приложении. 3 Энциклопедия.
Словарь.
Работа с разными источниками информации Чтение, применение. \Почему почву называют чудесной кладовой? ( для домашнего задания)
Использованная литература 1.Учебник « Мир вокруг нас» А. А. Плешаков 2.Толковый словарь Ожегова. 3.Материал из Векипедии - свободной энциклопедии « Виды почв». 4. Журналы «Начальная школа» за 2010год. 5. « Поурочные разработки» по курсу «Окружающий мир» 3класс. 6 Таблицы и картинки .
ПРИЛОЖЕНИЕ.
-
А.А. Плешаков
рассказ « Как образуется почва».
Скалы и камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых для растений.
И все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под воздействием микробов получается перегной. Теперь тут могут поселиться и другие растения. Они дают еще больше перегноя. Так постепенно, очень медленно, камни, песок и глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В ней селятся различные животные: дождевые черви, кроты, мыши и другие. Они повышают плодородие почвы.
Как видишь, почва не может появиться без живых существ.
В то же время, растениям, животным почва необходима. Вот замечательное подтверждение того, что все в природе взаимосвязано!
-
Состав почвы. Опыты.
Опыт 1.
Возьмите стакан воды и бросьте туда комочек почвы.
Что вы наблюдаете?
( В почве есть воздух)
Размешайте почву палочкой и поставьте стакан в сторону.
Опыт 2.
Возьмите промокательную бумагу ( салфетку). Насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к салфетке. Стряхните почву в стакан с водой.
Что вы заметили на салфетке?
( влажное пятно)
Нагреваем почву. Над почвой ставим стекло. Стекло стало влажным.
Что доказывает этот опыт?
( есть вода)
Опыт 3.
Если почву нагреть больше, то
Что появляется ? Что чувствуете?
( дым, неприятный запах)
Почему?
( горит перегной)
Опыт 4.
Возьмите стакан .
Что вы видите?
( плавают останки насекомых)
Рассмотрите осевшую часть на дне.
Что видите?
( глина и песок)
Какой вывод можно сделать?
( глина, песок, перегной)
Опыт 5.
Несколько капель воды из стакана с почвой поместим на стекло. Подержим стекло над огнем.
Что произошло?
( воды не стало, испарилась. Остались белые налеты)
Что это?
( соли)
Соли - питательные вещества, необходимые растениям.
А откуда в почве соли?
( из перегноя)
Некоторые соли растворяются в воде.
Сделайте вывод.
3. Заполните таблицу « Состав почвы»
Состав почвы
Свойства почвы
воздух
Темный цвет
вода
Гумус ( остатки …)
перегной
плодородие
песок
глина
соли
микробы
4 Кроссворд( итог)
п
о
ч
в
а
п
е
с
о
к
п
е
р
е
г
н
о
й
п
л
о
д
о
р
о
д
и
е
Вопросы к кроссворду.
1.Слой земли, на котором растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4 Основное свойство почвы.
Re: Тема " Почва и ее состав"
от Лидия Биктимирова - Воскресенье, 24 Май 2015, 09:08
Валентина Николаевна, мне показалось очень символичным, что одновременно с обсуждением исследований на опытном участке опубликован план урока по изучению почвы в рамках класса. Было бы замечательно, если бы в результате наших обсуждений получилась модель интегрированного занятия, включающая в себя и природные наблюдения. Пробуем?
Давайте начнём с самого начала: постановки целей и задач.
1) В соответствии с требованиями ФГОС цель формулируется как результат, который предусматривается достичь учащимися. Поставленная цель: "Познакомить с процессом образования почвы", - предусматривает действия учителя. А что в результате будут знать и уметь дети? Возможно ли замерить этот результат? Если Вы ответите на эти вопросы, это и будет цель урока в формате ФГОС.
2) С позиции учителя цель тоже целесообразно подкорректировать: во-первых, Вы собираетесь только "познакомить..." или всё же сформировать какие-то конкретные знания и умения?
3) Требуется уточнение. Задачи и содержание урока должны раскрывать поставленную цель, соответствовать ей. Цель урока - "познакомить с процессом образования почвы", - не отражается в задачах и мало отражается в содержании урока, поскольку процессу образования почвы выделено всего несколько минут при обсуждении статьи А.А. Плешакова "Как образуется почва" , остальное время изучается состав, свойства и роль почвы. Верно?
Приведённые выше комментарии не следует понимать, что поставленная Вами цель является неправильной. Просто её надо откорректировать в контексте ФГОС.
С задачами можно согласиться, если заменить формулировки "дать представление..." и "показать...." на формулировки с позиции действий ученика.
Непонятно, почему Вы не пишите, какие УУД и на каком этапе формируются.
Чтобы интегрировать аудиторное занятие (урок) с натурными наблюдениями, нужно определиться, в какое время проводится урок по УТП. Если это в зимнее время, когда нет доступа к живой почве, надо предусмотреть на осенней экскурсии сбор образцов, чтобы вернуться к ним на планируемом уроке. Можно уже сейчас подключить детей (хотя бы их часть) к исследованию свойств почвы на основе м/м презентации "словесный портрет почвы". Например, в летнем лагере или в качестве летнего задания тем, у кого есть дачные участки или домик в деревне...
Спасибо за подробную разработку. Надеюсь на продолжение начатой творческой работы.