Конспект урока чтения во 2-ом классе Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока чтения во 2-ом классе
Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи. Цели урока: 1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи» 2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу. 3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее. Оборудование: портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи». Но вначале проведем звуковую разминку. 1. Артикуляция звуков а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ 2. Прочитать слова следующие слова: протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень 3. Работа со скороговоркой: От топота копыт пыль по полю летит.
II. Проверка домашнего задания Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его. Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…») Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы.) А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду.) Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле.) Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают)
III. Рассказ о писателе (Учитель показывает портрет.) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) - был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.) О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе.) Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.
IV. Первичное чтение рассказа Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора. Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи») Понравилось ли вам это произведение? Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика.)
V. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие.) Выплыло - вышло, рассылать - разбрасывать лучи, привольно - свободно, встрепенулся - очнулся, обрадовался, выпорхнул - взлетел. Нашест - это жердь, на которой сидят куры в курятнике. Кельи - это домики для пчел или ульи. А теперь, ответим на вопросы. О каком времени года говорится в рассказе? (В нем говорится о весне.) Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной.) Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко.) Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка.) Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика.) Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей.) Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку.) Какой луч я пропустила? (Третий.) Куда он попал? Прочитайте. (В курятник.)
VI. Работа с неправильным планом Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом? Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка (Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка.) Учитель исправляет план. Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее. А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию. Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова. Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку. Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова. Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова. А теперь ответьте, как же автор относится к природе? (Ласково, бережно, любя, по-доброму.)
VII. Работа по иллюстрации Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?»)
VIII. Работа над выразительным чтением А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему.) В каком абзаце говорится о песенке? Сколько предложений в этой песенке? (Три.) Почему автор назвал песенку жаворонка серебряной? (Потому что жаворонок пел звонким, чистым, приятным голоском.) Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки. Прочитайте песенку целиком. Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело.) Передайте настроение зайчика при чтении. Аналогично работают с каждой частью рассказа. Прочитайте задание 4 на стр. 193.
IX. Работа над вопросами и заданиями для повторения 1. Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником, капельником. В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей. В лесу появляются первые весенние цветы - подснежники, поэтому апрель еще и цветень. В мае растет первая зелененькая травка - травень.). 2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д.) 3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля - Благовещение, 1 мая, 9 мая.) 4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других.) Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5
X. Итог урока: С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?





© 2010-2022