• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова: - М. : Вентана-Граф, 2013. - 192 с. - ( Начальная школа XXI века)

Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова: - М. : Вентана-Граф, 2013. - 192 с. - ( Начальная школа XXI века)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Окружающий мир» (2 класс)

на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа составлена для 2 классов на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных приказом Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241);
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования
  • Положения «О рабочей программе учебных предметов (курсов)» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического 31.03.2010, протокол №1; утвержденного приказом директора № 586 от 02.04.2010;
  • Образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №59», утвержденной приказом директора № 179 от 02.09.2013 ;
  • Учебного плана для 1-4 классов МБОУ «СОШ №59» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора № 178 от 02.09.2013;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067), с._____
  • Авторской программы по предмету: Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.-( Начальная школа XXI века).

Обоснование выбора УМК для реализации учебной программы:

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования (2009г.) по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырёхлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса, составлена на основе авторского курса и учебника Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», рабочих тетрадей «Окружающий мир» для 2 класса. Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Основная цель: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Задачи:

- Создание условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.

- Обеспечение формирования научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

- Создание условий для социализации ребёнка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
  • под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Функции предмета «Окружающий мир»: Образовательная заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, человеке и обществе, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая обеспечивает формированиенаучных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая связана с решением задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:

  1. Принцип интеграции - соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
  2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставления каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
  3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудированного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
  4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
  5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного обучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
  6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей и т. п.

В программе представлены содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы 2 класса «Кто ты такой», «Что такое здоровье».
  • Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Тема 2 класса «Кто живёт рядом с тобой».
  • Человек и мир природы: что такое природа. Может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Тема 2 класса «Мы - жители Земли».
  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.
Темы 2 класса: «Россия - твоя Родина».
  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Место предмета в учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается во 2 классе 2 часа в неделю (68 часов в год). В связи с нехваткой календарных часов по предмету, уплотнён материал по следующим темам: - Режим дня (7-8 урок, 27.09.2014 г.); - Почему нужно правильно питаться (11-12 урок, 06.10.2014г.)


Количество уроков по разделам за год

Раздел программы

Кол-во учебных часов

Контрольные работы (стандартизированные), лабораторные работы, практические работы

Введение. Что окружает человека

1

Кто ты такой

14

2

Кто живёт рядом с тобой

6

1

Россия - твоя Родина

13


Мы - жители Земли

9


Природные сообщества

23

1

Природа и человек

2


Итого:

68

4

Данная рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

Формы обучения:

- групповые;

- индивидуальные;

- коллективные.

Методы и технологии:

- наблюдение;

- опыты;

- поисковая, исследовательская деятельность;

- творческие работы;

- рассматривание;

- рассказ - рассуждение;

- работа с иллюстративным материалом;

- ролевая игра;

- беседа;

- дидактическая игра;

- решение логической задачи;

- учебный диалог;

- обсуждение проблемных ситуаций.

Формы, способы и средства проверки оценки результатов обучения по данной программе:

-практическая работа;

-тестирование; -проверочная работа; -устный опрос. Проверочные задания для контроля и оценки знаний учащихся представлены в Приложении. Критерии оценки разных видов работ соответствуют Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №59».

Содержание курса

2 класс (68ч)

Введение. Что окружает человека (1ч) Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предме­ты и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сход­ства и различия.

Кто ты такой (14 ч) Чем люди похожи. Что отличает одного человека от друго­го. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши по­мощники - органы чувств. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определе­ние времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и пита­ние. Культура поведения за столом. Воспитание у себя орга­низованности, любознательности, желания изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на до­роге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь чело­веку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом само­чувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания. Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуа­циях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живёт рядом с тобой (6 ч) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свобод­ное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, при­вязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнения для благо­получия человека. Правила культурного поведения в общест­венных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отноше­ния к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уваже­ние к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к исполь­зуемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Ко­гда и почему появились правила. Игровой и потешный семей­ный фольклор.

Универсальные учебные действия Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать прави­ла поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими. Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия - твоя Родина (13 ч) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом. Москва - столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в воз­никновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург - се­верная столица России. Достопримечательности Санкт-Пе­тербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IХ веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта сла­вян. Русская трапеза. Образование городов. Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культур­ные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб - главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эко­номист, программист). Мы - граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция - глав­ный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных на­родов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трёх народов.

Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятии «Родина», приводить при­меры синонимов к слову «Родина». Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Мос­квы. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их. Ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: назы­вать основные права и обязанности граждан России, права ребёнка. Знать флаг и герб России.

Мы - жители Земли (9 ч) Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля - пла­нета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной сис­темы. Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и расте­ние - живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия Характеризовать кратко Солнечную систему; выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы.

Называть царства природы. Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества (23 ч) Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, бе­резняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые рас­тения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (зве­ри), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса челове­ком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительно­го и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоёмов и рек человеком. Правила пове­дения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведе­ния). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса (с ориентировкой на растительность родного края). Различать понятия (без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Составлять небольшое описание на тему «Лес - сообщество». Моделировать на примере цепи питания жизнь леса. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Отличать водоём как сообщество от других сообществ; Кратко характеризовать его особенности. Различать состоя­ния воды как вещества, приводить примеры различных состоя­ний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоём от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения. Отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы. Описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведённым наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры.

Природа и человек (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности).

Экскурсии.

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы.

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями,

муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).



Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

(Планируемые результаты обучения)


К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

  • различать (соотносить) прошлое - настоящее - будущее; год - век (столетие); соотносить событие с его датой;

  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;

  • называть царства природы;

  • описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;

  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания


К концу обучения во 2 классе учащиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;

  • ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;

  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:

Познавательные УУД:

  • ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;

  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

  • проводить сравнение, классификации;

  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения

  • явлений природы, выявления признаков и свойств объектов

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Коммуникативные УУД:

  • ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Регулятивные УУД:

  • ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

Личностные УУД:

  • ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой.


Перечень учебно-методического обеспечения

(Материально-техническое обеспечение образовательного процесса)


  1. Печатные средства обучения:
  • предметная линия учебников (на каждого ученика);
  • рабочие тетради, дидактические материалы (на каждого ученика);
  • наборы географических и исторических карт (с ориентировкой на содержание предмета);
  • таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
  • научно-познавательная литература, справочно-библиографическая литература и периодические издания;

  • методическая литература для учителя.

  1. Оборудование для проведения практических занятий:

  • глобус, компас, микроскоп; модели форм поверхности Земли; модели систем органов организма человека;

  • гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы);

  • оборудование для опытов, экспериментов (типовой вариант).

  1. Технические средства обучения:
  • компьютер;
  • проектор;
  • электронные носители;
  • музыкальные записи к темам программы;
  • фотоаппарат.

Список литературы

Для учителя:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы.- М.: Вентана-Граф, 2011. - 240 с.
  2. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие / Н. Ф. Виноградова. 2-е изд., доп. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 232 с.
  3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.

Для учащихся:

  1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с. : ил. - (Начальная школа XXI века).
  2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 160 с. : ил. - (Начальная школа XXI века).
  3. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 32 с. : ил.
  4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 48 с. : ил.

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Окружающий мир», 2класс.

п/п

Наименование разделов и тем программы

Календарные сроки

Основное содержание

Тип, вид урока

Оборудование, контрольно-измерительные материалы

Примечание

Плани-

руемые

Факти-

ческие


Введение. Что окружает человека (1 ч)


1.

Введение. Что окружает человека



Окружающий мир - это природа и общество.

ИНМ

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


Кто ты такой (14 ч)



2.

Я, ты, он, она... Все мы люди



Человек - живое существо, организм. Физические качества и внешний вид человека. Чем люди похожи, чем они раз­личаются.

ИНМ

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

3.

Наши помощники - органы чувств


Органы чувств человека, их значение для познания окружающего мира.

ИНМ

Учебник,

рабочая тетрадь

4.

Наши помощники - органы чувств



Как человек определяет вкус, запах, цвет, звук, боль. Почему нужно беречь органы чувств.

ЗУН

Учебник,

рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

5.

Поговорим о здоровье


Что такое здоровье. Правила здорового образа жизни.

ИНМ

Учебник,

рабочая тетрадь

6.

Поговорим о здоровье



Причины некоторых детских болезней. Как вести, если почувствовал себя плохо, произошёл несчастный случай или в доме находится больной.

ЗУН

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

7-8

Режим дня



Выполнение режима дня - важное условие здоровья и хо­рошего самочувствия. Что такое режим дня. Правила орга­низации учебной и досуговой деятельности.

ИНМ

ПР

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

9.

Физическая культура



Что такое физическая культура. Какие упражнения помо­гут сделать человека сильным и здоровым.

КУ

Учебник,

рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

10.

Физическая культура



Почему каждый должен делать утреннюю гимнастику.

ЗУН

Учебник,

рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

11-12

Почему нужно правильно пи­таться



Для чего организму необходимо питание. Из чего состоит пища: белки, жиры и углеводы. Как нужно питаться, чтобы получать все необходимые вещества для роста и развития.

ИНМ

ЗУН

Учебник,

рабочая тетрадь

13.

Почему нужно правильно пи­таться


Витамины. Правила поведения во время приёма пищи.

ОПМ

Учебник,

рабочая тетрадь

14.

Почему нужно быть осторож­ным



Осторожный человек - предусмотрительный человек, который знает, как можно избежать неприятностей. Поведе­ние на улицах и игровых площадках.

ИНМ

Учебник,

рабочая тетрадь, , модели светофоров, дорожных знаков

15.

Почему нужно быть осторож­ным




Правила дорожного дви­жения и дорожные знаки. Правила предусмотрительного по­ведения. Почему нужно знать свои особенности, можно ли изменить себя.

ПР

Учебник,

рабочая тетрадь, медицинская аптечка, перевязочные материалы


Кто живёт рядом с тобой

(6 ч)



16.

Что такое семья


Семья - часть общества.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь


17.

Что такое семья



Характеристика семьи как кол­лектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства.

ЗУН

Учебник, семейные фото, листы бумаги А4, фломастеры

18.

Что такое семья



Характеристика семьи как кол­лектива: проведение досуга, добрые взаимоотношения.

ПР

Творческие работы учащихся

19.

О правилах поведения


Какие бывают правила и зачем их создают.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

20.

О правилах поведения


Когда появи­лись правила поведения.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

21.

О правилах поведения


Кого называют друзьями. Правила дружбы.

ОПМ

Учебник, рабочая тетрадь


Россия - твоя Родина (13 ч)



22.

Родина - что это значит



Родина, отечество, родная страна - место, где человек ро­дился, где он живёт, учится, работает, создаёт семью, дружит и т.д.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

23.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась



История рассказывает о событиях и людях прошлого. Как учёные изучают прошлое. Как можно узнать о прошлом города.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

24.

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась


Как Русь начиналась. Предки русских людей - сла­вяне.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

25.

Москва - столица России



Москва - столица России.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

26.

Москва - столица России



Москва - столица России.

ЗУН

Учебник, аптечка, перевязочные материалы

27.

Города России


Города России.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, карта

28.

Родной край - частица Родины



Россия - огромная страна, в которой живут разные наро­ды, есть много городов, сёл, деревень. Каждый край чем-то знаменит. Достопримечательности родного края.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, географическая карта края

29.

Как трудятся россияне



Культура создаётся трудом людей.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

30.

Как трудятся россияне


Зачем человек трудится. Хлеб - всему голова.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

31.

Все профессии важны



Профессии и их значение для человека и общества.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

32-33

Мы - граждане России



Граждане Российской Федерации. Государственная симво­лика.

Права и обязанности граждан. Права ребёнка.

ИНМ

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

34.

Россия - многонациональная страна



Россия - многонациональная страна, объединяющая бо­лее ста народностей. Каждый человек имеет националь­ность, принадлежит к какому-то народу. Все граждане Рос­сии - россияне.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы


Мы - жители Земли (9 ч)



35.

Твоё первое знакомство со звёз­дами



Звёздное небо всегда привлекало внимание человека. Звёз­ды имеют разный цвет.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

36.

Твоё первое знакомство со звёз­дами



Солнечная «семья». Как древние лю­ди представляли Солнечную систему.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

37.

Чем Земля отличается от других планет?



Земля - планета жизни. Условия жизни на Земле.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

38.

Чем Земля отличается от других планет?


Луна - спутник Земли. Глобус - модель Земли.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

39.

В некотором царстве...


Царства живой природы. Бактерии как царство живой природы.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

40.

Грибы



Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это отдельное царство природы, тесно связанное с жизнью ле­са. Внешний вид гриба и его строение. Грибы ядовитые и полезные для человека. В каком виде употребляют грибы в пищу.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы, иллюстрации

41.

Какие животные живут на Земле



Животные, живущие на Земле, объединяются в группы (классы) по главным (существенным) признакам.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

42-43

Разнообразие растений




Растения бывают разные по внешнему виду, частям (орга­нам), месту обитания.

Функции разных частей (органов) рас­тения.

ИНМ

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



Природные сообщества (23 ч)



44.

Среда обитания - что это такое



Среда обитания.

Природное сообщество - живые организмы, обитающие в одном месте и связанные между собой.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

45.

Лес и его обитатели


Лес - многоэтажный дом. Деревья, кустарники и травы леса.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь

46.

Деревья леса




Деревья смешанного леса, березняка, соснового бор Особенности строения разных деревьев, узнавание по стеблю, кроне, плодам, семенам.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

47.

Кустарники леса



Кустарники леса занимают средний этаж леса. Кустарники различаются по внешнему виду, особенностям строения, но все имеют общие черты - отсутствие единого стебля-ствола.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

48.

Травянистые растения леса



Травы - растения нижнего яруса. Они разнообразны по внешнему виду, условиям произрастания, но, в отличие от де­ревьев и кустарников, имеют мягкие стебли.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

49.

Травянистые растения леса



Среди травяни­стых растений есть лечебные и ядовитые для человека.

ПР

Учебник, рабочая тетрадь, гербарий, растения разных сообществ

50-51

Животные леса



Животные смешанного леса: названия, внешний вид, повадки, особенности и условия жизни.

Звери леса - лесные жители.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы



52.

Животные леса



Птицы - лесные жители.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

53.

Животные леса



Экологические связи в природе.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

54.

Животные леса



Зависимость особенностей животного от условий его жизни.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

55.

Что мы знаем о воде



Вода - условие жизни на Земле. Явления природы, связан­ные с водой. Свойства воды.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

56.

Что мы знаем о воде



Различные состояния воды. Кру­говорот воды в природе.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация

57-58

Водоёмы и их обитатели



Какие бывают водоёмы.

Болото - водоём со стоячей водой.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь


59.

Водоёмы и их обитатели


Река - водный поток, движущийся в одном направлении по руслу. Исток и устье реки.

КУ

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

60.

Водоёмы и их обитатели


Обитатели пресных и солёных водоёмов.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

61.

Водоёмы и их обитатели



Особенности рыб как обитателей водоёмов. Рыбы - представители разных водоёмов.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

62.

Луг и его обитатели


Луг как сообщество растений и животных. Растения луга.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, гербарий

63.

Луг и его обитатели


Луг как сообщество растений и животных. Животные луга.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь

64.

Поле и его обитатели


Чем поле отличается от луга. Полевые растения.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

65.

Поле и его обитатели


Зерно­вые культуры.

ЗУН

Учебник, рабочая тетрадь, гербарий

66.

Сад и его обитатели



Сад как сообщество растений и животных. Плодовые куль­туры. Сезонные изменения в жизни сада. Размножение расте­ний сада.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь, муляжи плодов


Природа и человек (2 ч)



67.

Человек - часть природы


Человек - часть природы. Правила взаимодействия с при­родой.

ИНМ

Учебник, рабочая тетрадь

68.

Человек - часть природы


Почему человек должен беречь природу. Красная кни­га России.

ОПМ

Учебник, рабочая тетрадь

69-70.

Резервные уроки (Экскурсии).


Посещение музеев и достопримечательностей города

Э



Приложение


Текущий контроль


Задание 1. Напиши названия месяцев, начиная с марта.

Задание 2. Закончи предложения.

Пырей - дикорастущее растение, а пшеница - ___________________ .

Сосна - дерево, сирень - ______________ .

Задание 3. Подчеркни правильный ответ.

Пчёлы и осы для защиты

  • используют сходство с листьями;

  • выделяют жидкость с едким запахом;

  • имеют жало.

Задание 4. Поздравь бабушку с днём рождения.

Задание 5. Напиши название дорожных знаков.

Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.-( Начальная школа XXI века).Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.-( Начальная школа XXI века).Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.-( Начальная школа XXI века).Рабочая программа по курсу Окружающий мир 2 класс (на основе авторской программы по предмету: 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова: - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192 с.-( Начальная школа XXI века).

1 2 3 4

Задание 6. Найди ошибку.

Медведь, ёж, свинья, кошка, корова, змея - звери.

Задание 8. Какие народы живут в России? Напиши названия двух - трёх народов.

Задание 7. Напиши название главного города России.

Задание 9. Соедини линиями изделие народного промысла и материал, из которого делают это изделие.

Хохломская посуда глина

Дымковская игрушка дерево



© 2010-2022