Рабочая программа учебного курса литературного чтения к УМК «Начальная школа 21 века» с учетом введения ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

учебного курса литературного чтения к УМК

«Начальная школа 21 века»

с учетом введения ФГОС нового поколения

на 2014-2015 учебный год


для 1а класса

Учитель: С.Н.Иванова







г. Москва

Пояснительная записка
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Общая характеристика учебного предмета Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений: изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Принципы построения курса Использование системно-деятельностного подхода предполагает преемственность с дошкольными образовательными учреждениями, постепенное формирование у детей основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо) В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа XXI век» были положены следующие принципы:

  • системности - обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника, а также создания литературного пространства на основе взаимодействия и интеграции различных форм дополнительного образования (кружки, факультативы, библиотечные часы, а также самостоятельная работа с книгой в группе продлённого дня);
  • эстетический - обусловливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  • эмоциональности - учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя (развитие его эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать художественный мир автора, сопереживание чувствам героев);
  • преемственности - обеспечивает связь разных уровней (этапов) литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к его содержанию: • содержание учебников представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. Объём и содержание произведений каждого блока отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальной школы, произведения способствуют приобщению младших школьников к культурному опыту своего и других народов; • развитие основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, устная и письменная литературная речь) входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико - ориентированный характер;
  1. введение в каждый раздел и последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
  2. системная работа по формированию самостоятельной читательской деятельности проходит в каждом разделе каждого класса и усложняется от класса к классу;
  3. система творческих заданий, представленная в каждом блоке (разделе), позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности учащихся;
  4. умение работать с информацией (находить информацию в тексте произведения, в справочниках, энциклопедиях и доступных интернет-ресурсах) формируется последовательно во всех классах начальной школы.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
  1. сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  2. работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова с учётом специфики его структуры и жанровых особенностей;
  3. одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  4. сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  5. различение художественных и научно-популярных произведений;
  6. формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
  7. освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
    Основная цель курса литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читательских умений предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое на уровне не только фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Задачи курса «Литературное чтение»:

  1. обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  2. научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  3. систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  4. включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  5. формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  6. расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка»
    в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Место литературного чтения в учебном плане Изучение литературного чтения в 1 классе начинается в курсе «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После периода обучения грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

Ценностные ориентиры содержания Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Результаты освоения курса «Литературное чтение» Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  5. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  6. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  3. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  3. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  5. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  2. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области "Филология", должны отражать:
  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  2. формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника начальной школы умения учиться - овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.



Календарно-тематическое планирование литературное чтение 1 класс (33 ч)


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Вид контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

по плану

Факти-чески

Читаем сказки, загадки, скороговорки (3 ч)

1

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

Понимать содержание прослушанных произведений.

Осознанно воспринимать и различать произведения
фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение).

Умение читать вслух произведения разных жанров и отвечать на
вопросы по содержанию.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

2

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть», В.Сутеев «Кораблик».

1

Текущий

3 Сказки о животных. В. Бианки. «Лесной Колобок-Колючий бок».

1

4 В.Бианки «Лис и мышонок». Закрепление по разделу

1

Тематический

Учимся уму-разуму (4 ч)

5

К.Ушинский «Играющие собаки», Л.Толстой «Косточка», В.Осеева «Кто наказал его?» Е. Пермяк «Торопливый ножик».

1

Правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие)

Уметь моделировать обложку книги: указывать фамилию автора,
заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

6

В. Осеева «Потерянный день», «Три товарища», «Печенье»

1

Текущий

7

Рассказы о животных. В. Чаплина «Мушка»

1

8

А.Барто «Я - лишний», Э.Успенский «Всё в порядке». Закрепление по разделу

1

Тематический

Читаем о родной природе (4 ч)

9

Л.Толстой «Солнце и ветер». В.Бианки «Синичкин календарь». Э.Мошковская «Лёд тронулся».

1

Понимать содержание прослушанных и самостоятельно
прочитанных произведений.

Уметь находить в тексте информацию о героях, произведении
или книге, заданную в явном виде.

Уметь определять тему текста;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями.

Уметь сравнивать произведения по таблице.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

10

И.Соколов-Микитов «Русский лес». М.Пришвин «Лесная капель». Закрепление по разделу.

1

Текущий

11

Рассказы о детях и для детей. Е. Ильина «Чик - чик ножницами». Рубрика «Книжная полка»

1

О наших друзьях - животных (5 ч)

12

И.Мазнин «Давайте дружить», Ю.Коваль «Бабочка»

1

Уметь читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме.

Уметь моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам.

Уметь придумывать истории с героями изученных произведений.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

13

С.Михалков «Аисты и лягушки», Е.Чарушин «Томкины сны»

1

Текущий

14

И.Жуков «Нападение на зоопарк», М.Пришвин «Ёжик», Б.Заходер «Ёжик». М.Пришвин «Норка и Жулька».

1

Текущий

15

Сказки о животных. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

1

16

Э.Шим «Глухарь», Г.Скребицкий «Самые быстрые крылья». Закрепление по разделу.

1

Тематический

Учимся уму-разуму (4 ч)

17

М.Пляцковский «Добрая лошадь», В.Осеева «Кто хозяин?»

1

Понимать содержание прослушанных произведений.

Осознанно воспринимать и различать произведения
фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение).

Умение читать вслух произведения разных жанров и отвечать на
вопросы по содержанию.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

18

В.Осеева «На катке», В Голявкин «Про то, для кого Вовка учится», Е.Пермяк «Самое страшное»


19

Рассказы о детях. С. Баруздин. «Весёлые рассказы».

1

Текущий

20

С.Востоков «Кто кого», И.Бутман «Клоун»

1

Текущий

21

Е.Пермяк «Бумажный змей», В.Берестов «Серёжа и гвозди»

1

Итоговый

Читаем сказки, пословицы, считалки (4 ч)

22

М.Пляцковский «Урок дружбы», В.Орлов « Как малышу нашли маму»

1

Использовать в речи литературо-ведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения).

Уметь различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу.

Уметь сравнивать фольклорные и авторские сказки и выделять
их особенности.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

23

Сказки зарубежных писателей. Х.- К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».

1

24

А.Усачёв «Грамотная мышка», В.Сутеев «Цыпленок и утенок»

1

Текущий

25

С.Прокофьев «Сказка о том, что надо дарить»

1

Текущий

26

Д.Биссет «Дракон Комодо» Закрепление по разделу

1

Тематический

О наших друзьях - животных (3 ч)

27

Народные сказки. Русская народная сказка «Терёшечка».

1

Понимать содержание прослушанных и самостоятельно
прочитанных произведений.

Уметь находить в тексте информацию о героях, произведении
или книге, заданную в явном виде.

Уметь определять тему текста;

работать с несложными таблицами, схемами, моделями.

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

28

А.Барто «Жук», Н.Сладков «На одном бревне». В.Орлов «Большие уши».

1

Текущий

29

Е.Чарушин «Томка и корова». В.Берестов «Выводок».

1

Тематический

Читаем о родной природе (6 ч)

30

И.Соколов-Микитов «Радуга», Е.Трутнева «Эхо». И.Соколов-Микитов «Май», С.Витвицкий «Травка зеленеет…».

1

Понимать содержание прослушанных произведений.

Осознанно воспринимать и различать произведения
фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки) и художественной литературы (рассказ, сказка, стихотворение).

Умение читать вслух произведения разных жанров и отвечать на
вопросы по содержанию.

Текущий

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Регулятивные УУД

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные УУД

Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

31

Рассказы о животных. Г. Скребицкий. «Мать».

1

32

Я.Тайц «Все здесь», «По ягоды»

М.Есеновский «Моя небольшая родина», Ю.Коринец «Волшебное письмо»

1


Текущий

33

Проверка техники чтения. Закрепление изученного.

1

Итоговый


© 2010-2022