Доклад нравственно-эстетическое воспитание на уроках чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
«Преподавание всех предметов должно быть эстетическим и нравственным» Каден На сегодняшний момент педагогическая наука и образовательная практика обладает широким спектром средств и методов, направленных на нравственно-эстетическое воспитание. Художественная культура содержит огромный потенциал в плане развития и воспитания личности, т. к. несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Что же понимается под нравственно-эстетическим воспитанием? Рассмотрим понятие «нравственность». В словаре Ожегова даётся следующее толкование этого понятия: «нравственность ― внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» С.Л. Рубинштейн считает, что именно развитие нравственных качеств составляет основу поведения. В младшем школьном возрасте ребенок познаёт сущность нравственных категорий и учится оценивать поступки и действия окружающих. Эстетическое воспитание, по нашему мнению нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей ― добра и красоты. Постижение младшими школьниками народной художественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучение народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно литература формирует представления о добре и зле, о месте и назначении человека в обществе, развивает высокие человеческие чувства, а также влияет на мировоззрение и поведение человека, помогает постичь мудрость жизни. Именно от учителей во многом зависит духовный рост учащихся. Как воспитатель, который ведет внеклассное чтение, свою задачу вижу в совершенствовании путей активного воздействия литературы, слова на умы и сердца детей. На занятиях стараюсь учить учащихся понимать человеческие горести, беды, печали, радости и сопереживать им, радоваться с ними, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Благодаря общению с литературными героями, перенимая у них поучительные положительные черты качества, дети делаются добрее, человечнее и становятся личностями. Поэтому на занятиях больше внимание должно быть уделено эмоциональной восприимчивости детей. Сегодня, как никогда важным является развитие внешней и внутренней культуры наших учеников, обучения их нормам поведения в обществе, воспитание скромности, отзывчивости, доброты, готовности, чуткости, трудолюбия, честности, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к старшим, стремления к сохранению девичьей чести и мужского достоинства. Непросто соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить с самим собой, с кем-то, нравственно устроить его в сегодняшнем сложном времени. Нравственное сознание, поведения, чувства учащихся необходимо воспринимать с первых дней ребенка в школе в ходе разнообразных коллективных действий и переживаний в процесс общения с учителями, воспитателями с друзьями, воспитателями, с друзьями, одноклассниками, окружающими, говорящими сверстниками. Чтение и анализ художественных произведений, в которых ставятся вопросы о справедливости, гуманизма, честности, патриотизме помогают учащимся понять и оценивать нравственные поступки людей. Занятия по чтению - это уроки общения учащегося с жизненным позициями, бытовыми условиями, колоритной окружающей средой, душевными переживаниями, поступками литературных героев. На занятиях учащиеся знакомятся со способами передачи эмоциональными состояния героев. С этой целью на занятиях использую различные дидактические материалы: зарисовки, иллюстрации, картинки, ТСО. Способы и приемы: пересказ содержания прочитанного, драматургия, выборочное чтение по ролям, ответы на вопросы, сравнения положительных и отрицательных поступков героев, связь с жизнью, выражение собственного критичного мнения по отношению к героям; Принципы: 1) систематичности, который раскрывает связи между предметами и явлениями; Принцип сознательности и активности, при которых выясняются каким образом усвоенное учащимся нравственные начала применяются в решении выдвигаемых жизнью задач. Принцип наглядности в обучении- обеспечения учащимся полноценные знания, необходимость правильно сочетать в процесс обучения слово и наглядность. Словесное объяснение, не подкрепленное наглядными и конкретными образами, не может способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных знаний; Принцип прочности срабатывает тогда, когда какие-нибудь литературные события перекликаются с подобными имеющими место в жизни детей случаями; Принцип должности, применение этого принципа в школе глухих сопряжено с известными трудностями, такими как упрощенный пересказ (адаптированный) текст произведения, упрощенного материала. Для этого применяются письменные упражнения, чтения адаптированных текстов, зарисовки, выполнение практических заданий, позволяющие учащимся переключаться на более легкую: при объяснении неизвестного опираться на известное, от простого к сложному, от легкого к трудному. Для повышения действенности нравственного воспитания на занятиях внеклассного чтения нужно создать наиболее эффективные условия для формирования нравственного поведения детей: 1. Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. 2. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет двух товарищества, взаимопонимания. 3. Беседы не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети размышляли сами. 4. Важно, чтобы был эмоциональный настрой у самого учителя. 5. Нужно добиться, чтобы дети сами стали пропагандистами книг, рассказывали о прочитанном дома, своим товарищам, обсуждали с ними и учителем наиболее волнующие вопросы. Для этого на уроках внеклассного чтения, помимо коллективного чтения, можно организовать постоянные часы рассказывания, во время которых дети делились бы прочитанным дома. 6. Учителю на уроках необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникновения тех или иных взаимоотношений между детьми. 7. Почти во все уроки можно включать элементы совместной работы. 8. Правильно организованная общественно полезная работа сближает детей. 9. Вопросы ученикам следует ставить таким образом, чтобы дети учились самостоятельно оценивать поступки людей по нравственным показателям, находить средства выражения своих характеристик в рисунке. 10. Для всех учащихся на уроке внеклассного чтения нужно применять следующие рекомендации для более полного усвоения учебного материала: а) давать более легкие задания; б) воспитывать интерес к учебной деятельности и усидчивость на занятии. 11. Предлагаемые уроки становятся короче. Это объясняется тем, что некоторые из правил неизбежно забываются. Необходимо повторение в самой приятной для детей форме - форме ролевой игры. На такое повторение можно отвести и целое занятие, а иногда и два. 12. Нужно проводить беседы с детьми. Тематика бесед: а) Охрана и улучшение окружающей среды - обязанность школьника; б) об ответственности школьников за выполнение трудовых и общественных поручений; в) о взаимной ответственности членов коллектива; г) о честности, правдивости, умении держать слово; д) о сознательной дисциплине и культуре поведения В настоящее время необходимо особо уделить внимание нравственно-эстетической культуре младших школьников, которую мы рассматриваем как процесс нравственно-эстетического воспитания. Для младших школьников нравственные и эстетические ценности неразрывно связаны, поэтому их необходимо рассматривать не в отрыве, а в совокупности. Важно, проводить целенаправленную работу по формированию моральных, этических, эстетических принципов и установок, которые воспитываются долго и кропотливо. В народной художественной культуре заложены высокая духовность и нравственность, которые совместно с красотой выступают гарантами нравственно-эстетического воспитания.

5


© 2010-2022