Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гимназия №7 им. В.М.Воронцова

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс)

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс)

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс) Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс) Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс) Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс)

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс) Научить детей составлять синонимический ряд слов и исполь­зовать его в речи;. познакомить с этимологией слов «цвет», «цветок»; продолжить знакомство с фразеологизмами; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу; обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями; при­общать детей к поэзии; воспитывать бережное отношение к природе.

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс) магнитофон; грамзаписи: «Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Грезы любви» Ф. Листа; рисунки цветов, зеле­ного пейзажа; карточки с названиями растений, фамилиями авторов стихов; листы с текстами для работы учащихся, словари синонимов и русского языка, Красная книга РФ.

Учитель начальных классов: Родина Татьяна Валериевна

Дата проведения: апрель 2007 года

г. Воронеж

Ход урока:

I.Организационный момент. Учитель включает музыкальный фрагмент «Вальса цветов» П. И. Чайковского.

- Дети, дайте музыке цветовую оценку. (У каждого ребенка лежат на парте листики цветной бумаги всех основных цветов.)

II. Подготовительная беседа.

- Я слышу в ваших оценках спор цветов.

(Показывается инсценировка, где дети выступают в роли цветов.)

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс)Оранжевый. Я - морковь, я - апельсин, я - заря.

Желтый. Я - пух утенка, я - пшеница, я - солнце.

Синий. Я - колокольчик, я - чернила, я - море.

Фиолетовый. Я - слива, я - сирень в цвету, я - сумерки.

Зеленый. Я - трава, я - сад, я - лес.


- Кто же из них прав? Какой цвет должен преобла­дать? ( Они все правы и не правы по-своему. Нельзя, чтобы пре­обладал один какой-то цвет. Все цвета должны быть.)

- Представьте, что все краски исчезли, кроме одной! Учитель показывает рисунок, на котором все выполнено в одном цвете - зеленом, и одновременно читает стихотворение Е. Руженцевой «Сказка про краски».

Если б все на свете было

Одинакового цвета.

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою

На рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем вытираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным -

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!


- Цвет - общеславянское слово, восходящее к родственно­му латинскому слову kuitet - «сверкать», «блестеть». В укра­инском языке квиток - «цветок». Цветок - от слова «цвет».

III. Постановка темы урока. - Давайте сегодня поговорим о цветах. Знаете, есть такое выражение: «Дети - цветы жизни». Значит, кому же как не вам говорить о цветах, тем более, что за окном апрель. А еще мы будем тренироваться в употреблении синонимов.

IV. Работа над образными средствами языка.

- Какие же цветы радуют нас после стужи? ( Мать-и-мачеха, первоцвет, гусиный лук, ветреница дуб­равная...) - Эти цветы называют в природе первоцветами. Догадай­тесь почему?

( Они расцветают первыми.) Учитель прикрепляет на доску рисунки одуванчика, ландыша, мать-и-мачехи. Рядом с ними - карточки со словами.

молочник гладыш ландыш

серебреник пустодуй одуванчик

односторонник двоелистник мать-и-мачеха - Перед вами рисунки первоцветов и названия, которые им давал народ в различных местах. Соотнесите рисунки растений с их названиями.

- Одуванчик, молочник, пустодуй.

  • Ландыш, серебреник, гладыш.

  • Мать-и-мачеха, односторонний, двоелистник.


- Попробуйте описать какой-нибудь первоцвет, не назы­вая его, а мы должны будем узнать, о каком цветке идет речь.

Дети выполняют задание.

- А теперь конкурс «Узнай автора». Я буду зачитывать вам фрагменты из стихотворений, которые вам уже встречались на уроках. Ваша задача - узнать автора.

На доске фамилии авторов.

Е.Благинина П.Чайковский Л. Аграчева С. Школьникова

- Одуванчик у дорожки

В пышной шапке

С длинной ножкой.

Я нашла его в лесу,

Но домой не унесу.

( Аграчева.)

Как прохладно в чаще еловой!

Я цветы в охапке несу,..

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

( Благинина.)

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей.

( Чайковский.)

С перелесков ветер дует,

Сладким медом поманит,

Сладким медом от медунок,

От весенних медуниц.

( Школьникова.)

- А этих поэтов еще никто не знает, хотя каждый из вас с ними хорошо знаком. Стихи, которые я сейчас прочту, сочини­ли ваши одноклассники.

Букет.

Цветы цветут в начале мая

В лесу, саду и на лугу,

Всей красотой благоухая.

На них я насмотреться не могу…

Сорву букет

И подарю их маме.

Пусть тоже видит красоту!

(Д.Щербань)

Подснежник.

Растёт, растёт подснежник, подснежник голубой.

Весёленький и нежный,

На радость нам с тобой!

Букетик соберу я и маме подарю!

За красоту такую

Весну благодарю!

(Л.Жуков)

- Ребята, а следующее стихотворение прочтёт сам автор.

Весенний пейзаж.

Зимы пейзажи снежные

Унылы и грустны.

Мы ждём дыханья нежного

И зелени весны.

Природа просыпается.

И замечаешь ты:

Вот - почки распускаются,

Вот - первые цветы.

В лесу, весной наполненном,

Лишь присмотрись: там, тут,

Склонив головки синие,

Подснежники цветут.

Как - будто брызги-точки,

Художник разбросал.

И мне известно точно -

Художник тот - Весна!

( Ю.Дьяконова )

Учитель записывает на доске рядом с фамилиями поэтов фами­лии учеников.

V. Физкультминутка.

- Давайте попробуем представить, что наши ладошки лепестки одуванчика.

Утро? (Дети раскрывают ладошки в виде цветка)

Вечер? (Дети закрывают ладошки в виде бутона)

Действие повторяется несколько раз.


  1. Работа над образными средствами языка (продолжение)

- Что называют синонимами?
- Возьмите в руки листочки со стихотворением Л. Усанова. Прочитайте их и подчеркните в тексте слова-синонимы.

Улетела злая вьюга,

Принесли тепло грачи,

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

По лугам несутся смело,

По тропинкам, по полям!

Зацвела, похорошела

Отдохнувшая земля.

(Дети выполняют задание.)

- Какие синонимы вы нашли?

- О ручьях говорится: побежали, несутся.

- О земле - зацвела, похорошела.


- Русский язык богат синонимами, поэтому, когда в на­шей речи часто повторяются одни и те же слова, - это некра­сиво. Давайте предложенный вам текст украсим, заменив по­вторяющиеся слова их синонимами.

Каждому ученику раздается листок с напечатанным текстом. С первым весенним солнышком вы увидите желтые огоньки мать-и-мачехи. Ее очень часто путают с одуванчиком, но мать-и-мачеха цветет без листьев, они у нее появляются уже летом. Войдя в весенний лес, вы обязательно увидите необычный цве­ток, который зацветает через несколько дней после мать-и-маче­хи. Цветки медуницы хоть и некрупные, но зато какие яркие! Давайте пройдем еще по лесным тропинкам. Вы, конечно, уви­дите, как спешит скорее развернуть свои листья торопливая хох­латка. Что же еще вы увидите в весеннем лесу? Это и подснежник, и фиалка, и первоцвет. И наверняка вы унесете домой букетики первых цветов. Но помните, что вы отнимаете у леса его весен­нюю улыбку. А стоит ли?

- Посмотрите, как выглядят растения, упоминавшиеся в тексте.

Учитель показывает рисунки медуницы и хохлатки.

- Какое слово часто встречается? - Давайте составим его синонимический ряд. Можно вос­пользоваться словарем синонимов. Увидеть, взглянуть, рассмотреть, созерцать, любовать­ся, засмотреться, заметить.

- А теперь украсьте текст.

Дети читают тексты, которые у них получились.

- После того как отцветут самые смелые, самые первые цве­ты, придет пора одного из самых любимых цветов - ландыша. Ландыш - символ весны, а во Франции первые дни мая так и называют: днями ландыша, и в первое майское воскресенье проводят праздник - День ландыша. Карл Линней - известный ученый-ботаник дал ландышу такое название - «лилия долин, цветущая в мае».

Ученик читает стихотворение Е. Серовой.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется:

Его задень -

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы,

И цветы…

Давай послушаем,

А вдруг

Услышим - я и ты?

- О ландыше народ создал множество легенд. Послушайте одну из них. Учитель включает «Грезы любви» Ф. Листа, которая звучит му­зыкальным фоном.

- Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет. Вот такая красивая история.

VII. Словарная работа. - У нас на уроке сегодня звучат слова «цвет», «цветок». А на Руси красный цвет издревле считался главным. Отсюда по­шли выражения: «красная строка», «красная нить», «Крас­ная книга». Расшифруйте, раскройте их смысл. Для этого вос­пользуйтесь словарем русского языка.

Дети в группах работают со словарем. ( Красная строка - первая строка абзаца, начинающаяся с отступа.)
- Раньше книги писали от руки. Текст не делился на пред­ложения и слова. Начало повествования летописец открывал большой красной, то есть замысловато разрисованной буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. ( Красная нить - выделение, подчеркивание в качестве ос­новной идеи.)
- Это выражение пришло в речь нескольких народов от английских моряков. С 1776 года во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить, чтобы предотвратить хищения. Красная нить - это мысль, пронизывающая всю речь оратора или все произве­дение. ( Красная книга - книга, в которую занесены редкие, ис­чезающие и исчезнувшие виды животных и растений.)

- Вы уже видели эту книгу и знаете, для чего она нужна.

Учитель показывает Красную книгу. - Давайте сегодня в ней отыщем цветы, о которых мы гово­рили на уроке.

( Ландыш, первоцвет.)

VIII. Творческая работа. -А теперь вам предлагается творческое задание. Я предла­гаю вам рифмы. Сочините стихи, которые будут напоминать о том, что вы увидели сегодня на уроке.

На доске.

лес букет

чудес привет

Дети сочиняют стихи. Желающие зачитывают их классу.

- А теперь послушайте мое стихотворение.

Я иду в весенний лес,

Полон всяких он чудес.

Соберу большой букет -

Это мне весны привет.

- Вам понравилось это стихотворение?

- Нужен ли большой букет? -Конечно, не нужен. Постарайтесь не рвать больших бу­кетов, так как вы уничтожаете растения. А доставить радость можно и небольшим букетом.

IX. Итог урока. - Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет на земле ничего поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, уди­вительной гармонии форм, линий и красок. Легенды и сказки

о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов, и вас в том числе.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

X. Домашнее задание.

Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Презентация по русскому языку на тему Цветы - улыбка весны(2 класс)


© 2010-2022