- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова
Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Коваленко В.Н. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
2 класс
В. Н. КОВАЛЕНКО
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3
Г. ТАЛГАР
Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Задачи:
1)Формировать знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов; закрепить понятие корня;
2)Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов; способствовать формированию навыков самостоятельной работы.
3)Создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся на уроках русского языка.
Оборудование: карточки со словами, картинки, карточки с загадками и отгадками.
Ход урока
-
Организационный момент
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлечение -
Станет радостным учение.
- Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши 1 раз.
-
Подготовка к основному этапу урока
Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать в мир слов и продолжим знакомство с тайнами русского языка.
Отгадайте загадку:
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой,
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)
- Ребята, а какое сегодня число.
- Запишите число в тетради.
1. Оформление тетради
28 ноября
Классная работа.
- С какой буквы начинается слово НОЯБРЬ?
- Какой звук она обозначает, дайте характеристику звуку.
Сегодня на минутке чистописания мы будем работать над написанием буквы Нн.
-
Чистописание
Чтобы буквы получились красивыми, не забываем о правилах письма.
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу.
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
- Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы.
- А ещё на наш урок заглянул необычный гость.
- А кто он? Попробуем угадать.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Таким представляли ветер люди в древности.
3. Словарная работа
- Ветер-озорник пошалил. Посмотрите, что он сделал?
Вот так горе! Вот беда!
Тут рассыпались слова.
- Какие слова рассыпались?
В, т, е, е, р м, р, о, з, о и, е, й, н п, г, о, д, о, а у, и, ц, л, а о, л, о, б, а, к
(Ветер, мороз, иней, погода, улица, облако)
Ветер не только рассыпал буквы в словах, но и рассыпал слова в предложении.
- Если мы его соберём, то узнаем, насколько силён ветер.
- Составьте предложение из слов.
Ветер, а, слово, рушит, дружбу, горы (Ветер рушит горы, а слово - дружбу.)
- Как вы понимаете значение этого выражения? (Слово имеет такую же силу, как и ветер. Нужно обдуманно употреблять слова, чтобы не обидеть другого человека и не разрушить дружбу.)
-
Постановка учебной задачи
- Наш друг ветер прилетел в один необычный лес, в котором встретились два корня - корень слова и корень дерева.
(Инсценировка)
- Я корень. А ты кто?
- Я тоже корень.
- А где ты живёшь?
- Я живу в земле. А ты?
- Я живу в словах.
- Он живёт в словах. Разве так бывает?
- Не улыбайся. От меня и таких корней вырастают целые деревья слов. Посмотри, сколько новых слов выросло.
Прочитаем эти слова.
- Что их объединяет? ( У этих слов есть общая часть - корень.)
- Что такое корень?
- От какого корня образовались слова? (-ход-)
- А близки ли слова по смыслу?
( ход, выход, ходули, ходики, поход, восход, переход, ходьба, походка, ходунки,
ходит)
Внимание!
1)Все эти слова близки по смыслу.
2)У них есть общая часть: ход -
Значит, их можно считать родственными или однокоренными.
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
- Итак, тема нашего урока «Однокоренные или родственные слова»
-
Работа по теме урока
-
Повторение правила по таблице и по учебнику.
Слова, имеющие общую часть (корень) и близкие по смыслу, называются родственными или однокоренными.
-
Работа с загадками
- Ветер подул и на ваши парты разбросал листочки с загадками. Если мы их отгадаем, то сможем составить словесное дерево с корнем -снег-.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
С неба падают зимою.
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые … (снежинки)
В снегу уже все по уши,
Довольны малыши.
У всех намокли варежки -
Играем мы в … (снежки)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали и в миг
Получился … (снеговик)
Он лежит и в переулке,
И в полях лежит зимой,
Если выйду на прогулку, -
То на шапке меховой.
Отгадал уже, дружок?
Чистый, беленький … (снежок)
Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аня и не Шурочка… Ее зовут… (Снегурочка)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … (подснежник)
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят -
Значит, будет … (снегопад).
- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.
- Что нужно сделать, чтобы найти корень?
- Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.
- Мы раскрыли один из секретов однокоренных слов.
Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.
-
Работа со словами
Ветер предлагает нам распределить слова по группам и найти лишние слова.
- Почему они лишние?
стол гора море
Горный, заморский, столовая, морж, столик, настольная, горький, столб, морской, гореть, моряк, горка.
- Почему эти слова лишние? (Слова имеют разное значение.)
- Мы раскрыли ещё один из секретов однокоренных слов.
- Что же это за секрет? (Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.)
-
Физминутка
Для здоровья, не для шутки
Проведём физкультминутку!
Раз - два! Дружно встали,
Великанами мы стали. (руки вверх)
Руки в стороны, как крылья, (взмахи руками)
И на пояс - три - четыре.
Влево, вправо повернулись,
Наклонились и прогнулись,
Раз - присели, два - присели.
И за парты дружно сели.
- Игра
Лиса - лисёнок Сова - совёнок Лось - лосёнок Тигр - тигрёнок Корова ? - теленок - Является ли «телёнок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)
6. Ветерок продолжил свой путь и заглянул на лесную поляну. Он решил поиграть со зверями и перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек. На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ - Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: « Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Лис, лисёнок и лисица, Гусь, гусёнок, гусеница» Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, друзья, Чья не встретилась семья? - Назовите семьи зверей. - Почему слова «гусь, гусёнок, гусеница» - это не семья? 6. А теперь ветерок отправляется нас на с. 119 в упражнение 323. Сейчас понадобится ваша внимательность, наблюдательность. Объясните, какие буквы пропущены. Найдите и выпишите однокоренные слова. Обозначьте в них корень. У лесной опушки Домик небольшой. В том домишке бедном Жил лесник седой. Знал он, где какая Птичка гнёзда вьёт, Просеки, тропинки Знал наперечёт. Домик - в домишке, у лесной - лесник. 7. Самостоятельная работа. - Ветер хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно.
I вариант
Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
Стоит на поляне могучий __________ .
Рядом с ним растёт молодой _________ .
Осенью на землю падают _____________ листья.
Слова для справок: дубок, дуб, дубовые
II вариант
Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
Вася и Наташа пошли в ___________ .
_____________ дорожка привела их к домику ____________ .
За ним начинался молодой ________________ .
Слова для справок: лесная, лесника, лес, лесок
- Домашнее задание
- Подведение итогов урока, оценивание
- С какими словами мы сегодня работали?
- Какие слова называются однокоренными?
- Как называется общая часть родственных слов?
Игра «Узнай, кто это?»
- Подберите к отгадке однокоренные слова.
1. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?
(рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит, рыбёшка)
2. Кто хлопочет с поварёшкой, варит вкусный суп с картошкой?
(повар, варит, варенье).
3. Кто пасёт овец и коз, там, где луг травой зарос?
(пастух, пасёт, пастбище)