Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка Корень слова. Однокоренные словаУрок русского языка

2 класс

В. Н. КОВАЛЕНКО

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3

Г. ТАЛГАР

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Задачи:

1)Формировать знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов; закрепить понятие корня;

2)Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные слова, выделять общую часть родственных слов; способствовать формированию навыков самостоятельной работы.

3)Создавать условия для доброжелательного взаимодействия учащихся на уроках русского языка.

Оборудование: карточки со словами, картинки, карточки с загадками и отгадками.

Ход урока

  1. Организационный момент

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон и скука.

Если будет увлечение -

Станет радостным учение.

- Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши 1 раз.

  1. Подготовка к основному этапу урока

Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать в мир слов и продолжим знакомство с тайнами русского языка.

Отгадайте загадку:

Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой. (Ноябрь)

- Ребята, а какое сегодня число.

- Запишите число в тетради.

1. Оформление тетради

28 ноября

Классная работа.

- С какой буквы начинается слово НОЯБРЬ?

- Какой звук она обозначает, дайте характеристику звуку.

Сегодня на минутке чистописания мы будем работать над написанием буквы Нн.

  1. Чистописание

Чтобы буквы получились красивыми, не забываем о правилах письма.

Если ручкой я пишу,

Не верчусь и не спешу.

Буква к букве по линейке

Аккуратно вывожу.

- Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы.

- А ещё на наш урок заглянул необычный гость.

- А кто он? Попробуем угадать.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

- Таким представляли ветер люди в древности.

3. Словарная работа

- Ветер-озорник пошалил. Посмотрите, что он сделал?

Вот так горе! Вот беда!

Тут рассыпались слова.

- Какие слова рассыпались?

В, т, е, е, р м, р, о, з, о и, е, й, н п, г, о, д, о, а у, и, ц, л, а о, л, о, б, а, к

(Ветер, мороз, иней, погода, улица, облако)

Ветер не только рассыпал буквы в словах, но и рассыпал слова в предложении.

- Если мы его соберём, то узнаем, насколько силён ветер.

- Составьте предложение из слов.

Ветер, а, слово, рушит, дружбу, горы (Ветер рушит горы, а слово - дружбу.)

- Как вы понимаете значение этого выражения? (Слово имеет такую же силу, как и ветер. Нужно обдуманно употреблять слова, чтобы не обидеть другого человека и не разрушить дружбу.)

  1. Постановка учебной задачи

- Наш друг ветер прилетел в один необычный лес, в котором встретились два корня - корень слова и корень дерева.

(Инсценировка)

- Я корень. А ты кто?

- Я тоже корень.

- А где ты живёшь?

- Я живу в земле. А ты?

- Я живу в словах.

- Он живёт в словах. Разве так бывает?

- Не улыбайся. От меня и таких корней вырастают целые деревья слов. Посмотри, сколько новых слов выросло.

Прочитаем эти слова.

- Что их объединяет? ( У этих слов есть общая часть - корень.)

- Что такое корень?

- От какого корня образовались слова? (-ход-)

- А близки ли слова по смыслу?

( ход, выход, ходули, ходики, поход, восход, переход, ходьба, походка, ходунки,

ходит)

Внимание!

1)Все эти слова близки по смыслу.

2)У них есть общая часть: ход -

Значит, их можно считать родственными или однокоренными.

- Как пишутся корни в однокоренных словах?

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

- Итак, тема нашего урока «Однокоренные или родственные слова»

  1. Работа по теме урока

  1. Повторение правила по таблице и по учебнику.

Слова, имеющие общую часть (корень) и близкие по смыслу, называются родственными или однокоренными.

  1. Работа с загадками

- Ветер подул и на ваши парты разбросал листочки с загадками. Если мы их отгадаем, то сможем составить словесное дерево с корнем -снег-.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)


С неба падают зимою.
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые … (снежинки)

В снегу уже все по уши,
Довольны малыши.
У всех намокли варежки -
Играем мы в … (снежки)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали и в миг
Получился … (снеговик)


Он лежит и в переулке,
И в полях лежит зимой,
Если выйду на прогулку, -
То на шапке меховой.
Отгадал уже, дружок?
Чистый, беленький … (снежок)

Есть внучка у деда, у Деда Мороза,
Не Таня, не Лена и даже не Роза,
Не Аня и не Шурочка… Ее зовут… (Снегурочка)

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький … (подснежник)

Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят -
Значит, будет … (снегопад).

- Являются ли данные слова однокоренными? Докажите.

- Что нужно сделать, чтобы найти корень?

- Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов и выделить в них общую часть.

- Мы раскрыли один из секретов однокоренных слов.

Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований.

  1. Работа со словами

Ветер предлагает нам распределить слова по группам и найти лишние слова.

- Почему они лишние?

Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова Урок русского языка Корень слова. Однокоренные слова

стол гора море

Горный, заморский, столовая, морж, столик, настольная, горький, столб, морской, гореть, моряк, горка.

- Почему эти слова лишние? (Слова имеют разное значение.)

- Мы раскрыли ещё один из секретов однокоренных слов.

- Что же это за секрет? (Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные.)

  1. Физминутка

Для здоровья, не для шутки

Проведём физкультминутку!

Раз - два! Дружно встали,

Великанами мы стали. (руки вверх)

Руки в стороны, как крылья, (взмахи руками)

И на пояс - три - четыре.

Влево, вправо повернулись,

Наклонились и прогнулись,

Раз - присели, два - присели.

И за парты дружно сели.


  1. Игра
Я называю животное, а вы хором называете родственное слово, которое обозначает его детёныша.

Лиса - лисёнок Сова - совёнок Лось - лосёнок Тигр - тигрёнок Корова ? - теленок - Является ли «телёнок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)

6. Ветерок продолжил свой путь и заглянул на лесную поляну. Он решил поиграть со зверями и перепутал их. Помогите родителям найти своих детишек. На лесной полянке Летом, спозаранку Собрался лесной народ - Все водили хоровод. Перепуталась родня, Не поймут, где, чья семья. Долго вёлся разговор, Разгорелся даже спор! Тут сова на ветку села, Всем молчать она велела И сказала: « Я, друзья, Расскажу, где, чья семья. Ёж, ежонок и ежиха, Слон, слонёнок и слониха, Лис, лисёнок и лисица, Гусь, гусёнок, гусеница» Молодец, сова, умна, Но ошиблась и она. Догадайтесь же, друзья, Чья не встретилась семья? - Назовите семьи зверей. - Почему слова «гусь, гусёнок, гусеница» - это не семья? 6. А теперь ветерок отправляется нас на с. 119 в упражнение 323. Сейчас понадобится ваша внимательность, наблюдательность. Объясните, какие буквы пропущены. Найдите и выпишите однокоренные слова. Обозначьте в них корень. У лесной опушки Домик небольшой. В том домишке бедном Жил лесник седой. Знал он, где какая Птичка гнёзда вьёт, Просеки, тропинки Знал наперечёт. Домик - в домишке, у лесной - лесник. 7. Самостоятельная работа. - Ветер хочет проверить, как вы умеете работать самостоятельно.

I вариант

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

Стоит на поляне могучий __________ .

Рядом с ним растёт молодой _________ .

Осенью на землю падают _____________ листья.

Слова для справок: дубок, дуб, дубовые

II вариант

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

Вася и Наташа пошли в ___________ .

_____________ дорожка привела их к домику ____________ .

За ним начинался молодой ________________ .

Слова для справок: лесная, лесника, лес, лесок

  1. Домашнее задание
- Ветерок продолжает свой путь, и на память о себе он оставляет вам домашнее задание с. 119 № 321, 322; правило
  1. Подведение итогов урока, оценивание

- С какими словами мы сегодня работали?

- Какие слова называются однокоренными?
- Как называется общая часть родственных слов?





Игра «Узнай, кто это?»

- Подберите к отгадке однокоренные слова.

1. Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке?

(рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит, рыбёшка)

2. Кто хлопочет с поварёшкой, варит вкусный суп с картошкой?

(повар, варит, варенье).

3. Кто пасёт овец и коз, там, где луг травой зарос?

(пастух, пасёт, пастбище)




© 2010-2022