Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Тема: «Слова- антонимы».

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Дидактическая цель

Ознакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», тренировать в подборе антонимов к словам

Планируемые

результаты Личностные УУД: - Развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). Предметные: - Уметь находить слова антонимы.

Методы

обучения По источнику знаний: словесные, практические, наглядные; По уровню познавательной активности: частично - поисковый; По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

Ресурсы:

- основные

-дополнитель- ные

Иванов С.И. "Русский язык". Учебник для 2-ого класса. Часть 2.

- бланки, карточки для парной и групповой работы

- проектор, экран, компьютер

- презентация

Этап урока и его цели

Содержание урока

Планируемые

результаты I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. - В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. У нас сегодня на уроке присутствует много гостей, давайте их поприветствуем.
- Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя Константина Георгиевича Паустовского. Прочитайте эти слова. - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Урок относится к разделу «Как устроен наш язык») - Чем мы занимаемся на уроках этого раздела? (Мы открываем тайны языка) - Девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь - слушай» - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») - Я вам желаю удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка. Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
- Возьмите свой бланк. Прочитайте первое задание и подумайте, какое умение вам сейчас понадобится для его выполнения. (Умение находить синонимы.) - Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). - Молодцы! Прошу вас соединить линиями синонимы.

тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

смелый веселье

тихий бесшумный

радость промах

ошибка трусливый

смелый веселье


- Проверим, что у вас получилось. По какому критерию вы можете себя оценить после выполнения этого задания? (Умение находить синонимы.) - Оцените себя на шкале. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, обосновывать правильность или ошибочность результата (Регулятивные УУД). III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
- Обратите внимание на пару слов, которая осталась.

смелый - трусливый

Почему мы не можем назвать эти слова синонимами? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? (Нет) - Какую учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Узнать, как называются эти слова.) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Открытие нового знания. Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ») Для этого я предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.

Работа в парах:

-работать дружно

-быть внимательными друг к другу, вежливыми

-вовремя оказывать помощь


- Возьмите карточку и выполните следующее задание. Какие умения вам потребуются для его выполнения? (умение писать слова с безударной гласной в корне слова и умение писать слова с парной согласной в корне слова)

1.стр … на

2.зон …Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)

3.в … дичка

4.гр …бник



1

н

2

3

н

4

м

ы

Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)

Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс)Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы (2 класс) На доске. - Итак, мы с вами выяснили, как называются эти слова? - Можем ли мы считать, что достигли учебной задачи?

(Нет. Мы не научились создавать пары слов и находить эти слова в тексте) - Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить?

Какие слова называются антонимами?

Какой частью речи могут быть антонимы?

Для чего нужны антонимы?

- Сможем ли мы на сегодняшнем уроке ответить на все эти вопросы? (Нет, нам не хватит времени.) - На какой вопрос мы должны будем ответить? ( Какие слова называются антонимами?) Какая тема нашего урока? - Наметим наш план действий: 1. Сделаем свои предположения. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). Моделировать, т.е. обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (Познавательные УУД). V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. - Итак, мы приступаем к исследованию, которое поможет нам ответить на этот вопрос. Предлагаю объединиться в группы. Работа в группах:

-обращайся с товарищами вежливо

- учись слушать мнение других

-учись доказывать свою точку зрения

- У вас на партах лежат карточки с синонимами и антонимами. Вы должны будете провести исследование - сравнить синонимы и антонимы по различным признакам.

Печальный, грустный, охранять, сторожить, дорога, тропинка, день, ночь, черный, белый.

синонимы


антонимы

1.

отвечают на один

и тот же вопрос


2.

имеют

близкое значение


3.

имеют

противополож

ное

значение

Слова, которые отвечают на … вопрос

но имеют … значение, называются антонимами.




- Мы выяснили, что такое антонимы. Каким образом мы можем себя проверить? (По учебнику).

- Откройте учебник на странице 62. Прочитайте тайну языка, которую мы сегодня узнали.

Физминутка

А нам теперь пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)

А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)

Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)

А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)

Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)

Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)

И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)

Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)

Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)

Теперь «начало» я скажу.

А вы ответите («конец»)!


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

-Я предлагаю вам потренироваться в подборе антонимов. Для этого выполним упражнение 3 (стр. 63). Откроим тетради и запишем сегодняшнее число. (Дети выходят к доске по цепочке).

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-В конце нашего урока самостоятельная работа.

-Прочитайте внимательно задание. Подумайте, какие умения понадобятся для его выполнения (умение подбирать антонимы, умение определять части речи).

мороз - ( )

смелый - ( )

смеяться - ( )

радость- ( )

низкий - ( )

Эталон для самопроверки.

мороз - жара (сущ.)

смелый - трусливый (прил.)

смеяться - плакать (гл.)

радость- грусть (сущ.)

низкий - высокий (прил.)

Дети проверяют свою работу и оценивают по выбранным критериям. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь создавать модели и схемы для решения задач (Познавательные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
- Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - На какой вопрос мы ответили? - Как вы думаете, почему в самостоятельной работе вы должны были определить часть речи? - На какой вопрос мы должны будем ответить на следующем уроке?

Опрос

Проанализируй результат своей работы на уроке.

  • я понял (а), что такое антонимы
  • я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе

другому человеку

  • я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе

Оцените свою работу на уроке: зелёный цвет (не было ошибок), жёлтый цвет (были ошибки), красный цвет (не смог выполнить ни одного задания).
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)



© 2010-2022