Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.»

Данный урок является уроком - закрепление изученного по теме .

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания о пройденных орфограммах; актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

2. Способствовать развитию орфографической зоркости, вырабатывать навыки грамотного письма. задачи: 1. Совершенствование практических навыков в написании орфограмм. 2. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала. 3. Развивать умение вести диалог, внимание, орфографическую зоркость, умение логически мыслить. 4. Обогащение словарного запаса детей. 5. Воспитывать уверенность каждого ученика в собственных силах, дать возможность проявить творчество (разноуровневые задания, подготовка своих заданий для выполнения упражнений).

формы работы:

  • индивидуальная и групповая,

  • самостоятельная работа

  • самооценка и самоанализ

  • рефлексия

  • обобщение


  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой и мотивация.

(СЛАЙД 1)

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

- Поднимите руку те, кто готов начать урок.

- Спасибо!

- Пожелаем друг другу успехов и удачи!


  1. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня нас с вами приглашают к себе в гости жители одной удивительной страны.

- А что это за страна и кто её жители вы мне ответите сами, отгадав загадку.

(СЛАЙД 2)

Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (Буквы)

(СЛАЙД 3)

- Правильно ребята, это Страна букв.

- А чтобы не заблудится в этой стране, мы с вами будем вести записи в Атласе-путеводителе.


  1. Чистописание.

- Жители Страны букв очень любят играть.

- Одна из любимых игр - это прятки.

- Давайте поиграем с ними и угадаем какие буквы спрятались?

(СЛАЙД 4)

- У букв есть строгий учитель, а зовут его Грамотей.

- Он строго следит за поведением букв и расставляет их на свои места.

- Проверим, какие буквы спрятались?

(ЩЕЛЧОК. При нажатии на Грамотея появляются буквы.)

-Назовите гласные буквы, которые сегодня играли в прятки?( а,у,и)

-Назовите согласные буквы. (ж,ш,ч,щ,к,н)

- Какие согласные из них всегда мягкие? Ч, щ. (че, ща)

- А какие всегда твердые? Ж-Ш (жэ, ша)

- Хорошо ребята. Давайте запишем эти буквы к себе в атлас, как показано на образце.

- Не забываем о посадке. Спина прямая.

(СЛАЙД 5)


  1. Самооценка.

- Ребята закрасьте кружок в правом нижнем углу, красным цветом если вам понравилась ваша работа.

- А если вы считаете, что вы могли бы написать лучше, то синим цветом.


  1. Формулирование темы и целей урока.

- Решили как-то буквы поиграть в пятнашки и все перепутались.

- Помогите буквам собраться в правильные буквосочетания.

(СЛАЙД 6) дети составляют буквосочетания.

- Давайте проверим. (ЩЕЛЧОК)

- Кто догадался, о чём сегодня мы будем говорить?

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Определите тему нашего урока.

(СЛАЙД 7)

- Совершенно верно тема урока: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН в словах».

- На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали эту тему и сегодня у нас с вами заключительный и обобщающий урок по этой теме. Мы вспомним и повторим всё, о чём говорили и закрепим наши знания.


  1. Закрепление изученного.

- Грамотей - строгий учитель. Он даёт буквам сложные, но очень интересные задания.

- Хотите учиться и играть вместе с буквами?

- Тогда продолжим наш урок.

- Выполнять задания всегда интересно вместе с друзьями.

- Каждый стол это команда.

- У каждой команды будет своё название.

1 команда: «жи-ши»,

2

Раздаю названия команд.команда: «ча-ща»,

3 команда: «чу-щу»,

4 команда: «чк» ,

5 команда: «чн».

- Чтобы игра прошла интересно, нужно соблюдать правила работы в группе.

(СЛАЙД 8)

Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен - объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


  1. Практическая работа в группах.

Игра «Составь правило».

(СЛАЙД 9)

- Первая игра которую предлагает Грамотей называется «Составь правило».

- Грамотей строго следит, чтобы все учили правила.

- Вспомните все ваши знания и составьте правила на ваши буквосочетания.

- Выберите, кто в вашей команде прочитает выразительно составленное правило.

- На это задание я вам даю 20 секунд.

(ЩЕЛЧОК ТАЙМЕР)

- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

- Будьте внимательны.

(СЛАЙД 10)

- Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите),

смотрите и…(видите),

думаете и…(оцениваете).

(Ответы представителей команд).

  1. Физминутка.

(СЛАЙД 11)

- А теперь немного отдохнём и проведём физминутку ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР.

- Для этого всех попрошу встать и задвинуть стулья.

- Все будут двигаться за учеником под № 2 и повторять под музыку за ним движения.

Игра «Волшебная таблица».

(СЛАЙД 12)

- А сейчас мы научимся применять наши правила.

- Перед заданием прослушаем песню Грамотея.

(ЩЕЛЧОК на Грамотея.)

- Сейчас мы проведём с вами ДЖОТ ТОТС. Соберём наши мысли на столе.

(Переворачиваю листок на доске.)

- В волшебной таблице даны слоги, вам нужно составить, как можно больше слов с нашими знакомыми буквосочетаниями. (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК)

- Каждое слово записывайте отдельно на приготовленные карточки.

- Слова в команде не должны повторяться.

- Карточки с ответами положите лицом к учителю.

- На это задание я вам даю 3 минуты.

(ТАЙМЕР)

Ответ: жи-раф, ча-ща, ро-ща, да-ча, на-ши, ши-на, ма-ши-на, чу-до, точ-ка, боч-ка, лы-жи, зада-ча, ча-сы, щу-ка.

(СЛАЙД 13)

- Ребята, сейчас мы с вами проведём ТИК-ТЭК-ТОУ. «Крестики-нолики».

- Для этого перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3х3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

- Составьте устно предложение используя три слова под № 1,5,9.

(ЩЕЛЧОК появляется стрелка)

- На это задание я вам даю 20 секунд.

(ТАЙМЕР)

- Отвечают ученики под №1.

«Отгадай загадки».

- Одно из самых любимых занятий учителя Грамотея - это загадывание загадок.

- Вам нужно отгадать загадки и записать отгадки в атласы.

(СЛАЙДЫ 14-16)

Мы, проворные сестрицы-

быстро бегать мастерицы.

В дождь -лежим,

в снег - бежим:

уж такой у нас режим. (Лыжи)

Идут, бегут. С места не сойдут. (Часы)

Белая звёздочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (Снежинка)

Кот живёт у нас на крыше,

а в чулане живут… (Мыши)

Закипит - исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

- Эй, сними меня! - кричит. (Чайник)

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (Жираф)

- Возьмите в руки простой карандаш и давайте проверим нашу работу.

(СЛАЙД 17)


  1. Самооценка.

(ЩЕЛЧОК)

- Ребята закрасьте кружок в правом нижнем углу, красным цветом, если у вас нет ошибок.

- Зелёным цветом, если у вас 1-2 ошибки.

- А если у вас 3 ошибки и более, то синим цветом.


  1. Физминутка для глаз.

(СЛАЙД 18)

Игра «Исправь ошибки».

- Буквы внимательно следили за нами и хотят проверить, все ли усвоили пройденные орфограммы.

- Для этого найдите в тексте ошибки и исправьте их.

- Открываем атласы и находим задание №3.

- Взяли простой карандаш.

- На это задание я вам даю 2 минуты.

(СЛАЙД 19 + ТАЙМЕР)

Был чюдный день. Дети пошли в рощю. Маша собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.

(Дети исправляют ошибки. Затем следует проверка.)

- Сколько ошибок вы нашли?

- Давайте проверим.

(СЛАЙД 20)

Игра «Вставь пропущенные буквы и соедини стрелочками».

- Вот новое задание Грамотея.

- Найдите в атласах задание № 4

- Вставьте пропущенные буквы и соедините стрелочками подходящие по смыслу слова:

душ_стый щ_ка

хищная ч_шка

берёзовая кот

ч_десная ш_повник

красивая рощ_

рыж_й погода

(Дети выполняют данное задание )

- Это задание я проверю у вас сама, когда соберу ваши атласы на проверку.


  1. Домашнее задание.

(СЛАЙД 21)

- Выполнить задание №5 в нашем атласе.


  1. Итог урока.

- Вы с успехом справились с заданиями учителя Грамотея, думаю, он вами очень доволен.

- Пришло время попрощаться со Страной букв.

- Продолжите предложения:

(СЛАЙД 22)

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Было интересно…

Было трудно …

Я хочу ещё узнать …


  1. Рефлексия «Лестница успеха».

- Ребята, у вас на партах лежат фигурки человечков. Поставьте свою фигурку на одну из ступенек в зависимости от того как вы сейчас оцениваете свой уровень знаний по этой теме.

- Если вы считаете, что вам нужно ещё повторить данный материал и вы нуждаетесь в помощи, то прикрепите человечка на нижнюю ступеньку.

- Если в основном вы уверены в своих знаниях, но у вас остались какие-то сомнения то прикрепите человечка на среднюю ступеньку.

- Ну а если вы уверены в своих знаниях, то прикрепите человечка на самую верхнюю ступеньку.

- На этом наш урок подошёл к концу.

- Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.

© 2010-2022