Статья Некоторые приёмы организации обучения детей с РАС. Из оыта работы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кадочникова О.И., учитель начальных классов

МБС(к)ОУ «С(к)ОШ для детей с ОВЗ № 154» г.Перми

Некоторые приёмы организации обучения детей с РАС. Из опыта работы. Начало обучения в школе является сложным периодом в жизни ребёнка с расстройством аутистического спектра. Наибольшие трудности связаны с усвоением образовательной программы, неумением использовать полученные знания на практике, проблемами поведенческого характера. Нарушение социального взаимодействия и социальной коммуникации затрудняет установление контакта ребёнка с РАС с учителями и сверстниками. «Трудности произвольного сосредоточения, концентрации внимания на совместной деятельности, подражания определяют особую тактику в организации самого процесса обучения» (Никольская О.С.). В нашей школе для детей с РАС обучение организовано как в классно-урочной форме, так и в форме индивидуального обучения. Э. учится в школе третий год. Попытка обучения в малокомплектном классе оказалась неэффективной. Переведён на индивидуальное обучение. Э. быстро пресыщается, устаёт, часто отвлекается. Снижена мотивация к учебной деятельности. Имеются выраженные двигательные стереотипии. Наблюдаются аффективные реакции: крик, плач. Малейшие трудности вызывают протест и отказ от работы. Задачи организации обучения определила так:

  1. Установить контакт с ребёнком, сформировать «поведение ученика».
  2. Организовать процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности Э.
В своей работе использую элементы двух коррекционных подходов: TEACCH и ABA, а также рекомендации Н.Я. Семаго, С.А. Морозова. Для отработки поведенческих навыков, формирования «поведения ученика» «заключаю» с учеником поведенческий договор. В начале каждого занятия прописываются правила, которые мальчик должен соблюдать, чтобы получить наклейку. В начале обучения наклейка давалась за выполнение каждого пункта договора. Теперь Э. получает награду, если выполнены все условия. ПРИМЕР ДОГОВОРА.

Статья Некоторые приёмы организации обучения детей с РАС. Из оыта работы

Если во время урока Э. нарушает пункт договора, то читаю правило, которое он нарушил. Обычно поведение мальчика приходит в норму. Важным для продуктивного обучения детей с РАС является строгое структурирование учебного материала. Поэтому в начале каждого урока Э. предлагается план, в котором прописаны все структурные компоненты. Это помогает Э. чётко понять, что и в какой последовательности будет происходить на уроке. Выполнив пункт плана, мальчик обводит его в кружочек. ПРИМЕР.

Статья Некоторые приёмы организации обучения детей с РАС. Из оыта работы Одна из проблем обучения детей с РАС - нарушение тонических процессов. Для Э. характерен гипотонический вариант, т.е. быстрое пресыщение и утомление. Одно из средств преодоления данного нарушения - выбор адекватного способа мотивации ребёнка к учебной деятельности. Мотивация формируется спонтанно, на основе жизненного опыта ученика. Э. «хочет радовать маму», поэтому нужно писать красиво. Мальчик хочет поступить в институт, а для этого необходимо успешно учиться в школе. Условием психологического комфорта на уроках является индивидуализация темпа обучения. Для Э. характерен медленный темп работы. Чтобы успешно усвоить учебный материал, предлагаю разные формы работы: выполнение части задания в учебнике устно, другой части - письменно, листы с упражнениями, требующие минимального заполнения, перфокарты, задания в тетрадях на печатной основе. Важно не допускать переутомления Э. Во время урока необходимо вовремя переключить внимание на другой объект или сменить вид деятельности. На уроках проводятся физминутки, которые особенно нравятся мальчику. Э. успешно усваивает учебный материал, если он представлен в виде схем, графиков, таблиц, алгоритмов. Данный материал предъявляется не только в готовом виде, но и составляется вместе с учеником. Важной является задача развития навыков коммуникации и социализации. Во время перемен Э. под руководством учителя общается с ребятами, учится задавать вопросы и отвечать на них. Мальчик посещает все внеклассные мероприятия. Необходимо отметить активное участие родителей в построении и реализации коррекционных программ. С родителями Э. проведено анкетирование. Мама ученика выполняет все требования педагога по организации обучения мальчика, предлагает своё видение решения проблем сына. За прошедший год удалось сформировать учебное поведение мальчика. Увеличилась продолжительность занятий с 1,5 до 2,5 часов в день. Уменьшилось количество аффективных реакций. Э.стал спокойнее, без капризов выполняет домашние задания. В данной статье кратко описаны лишь некоторые приёмы работы с аутичным ребёнком. Как показала практика, они оказались эффективны.

.

© 2010-2022