Конспект урока русского языка на тему Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №12» г. Железногорска Курской области









Конспект урока

по русскому языку в 3 классе

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

(УМК «Начальная школа XXI века»)








Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Силакова Светлана Валентиновна










г. Железногорск

2015 год

Цели:

Образовательные: Познакомить детей с новой орфограммой. Вывести алгоритм решения новой орфографической задачи. Продолжить обучение детей работе со словарём «Какого рода и числа слова?». Продолжать обучение детей самоконтролю.

Развивающие:

развивать внимание;

развивать логическое мышление;

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать аккуратность в ведении тетради;

воспитывать желание преодолевать трудности.

Здоровьесберегающие:

элиминация общего утомления;

снятие утомления глаз по методике В.Ф Базарного.

Формирование УУД

Личностные УУД:

принятие образца «хорошего ученика»;

формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

определять цель выполнения заданий на уроке;

волевая саморегуляция;

прогнозирование уровня усвоения;

оценка;

коррекция.

Познавательные УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

отвечать на простые вопросы учителя;

построение логической цепи рассуждений;

группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

использование индуктивного умозаключения.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге на уроке;

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

слушать и понимать речь других;

взаимодействовать в паре.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

I. Мотивация учебной деятельности

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбки, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Личностные УУД (нравственно-эстетическая ориентация, самоопределение)

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

  1. Чистописание.
На доске записаны слова: пальто сошьют беречь Учитель: Что общего в этих словах? Дети: Эти слова состоят из двух слогов. В каждом слове есть ь. Учитель: Ребята, какую работу выполняет ь в этих словах? Дети: В слове пальто ь обозначает мягкость предшествующего согласного. В слове сошьют ь выполняет роль разделительного знака. В слове беречь ь указывает на неопределённую форму глагола. Учитель: Молодцы! Сегодня на минутке чистописания мы будем тренироваться в написании ь. ь чь щь шь жь

Личностные (нравственно-эстетические). Коммуникативное участие в диалоге, монологические высказывания. Познавательные (установление причинно-следственных связей)

III. Выявления места причины затруднения Постановка учебной задачи. У: На следующей строчке запишите слова под диктовку: грач, речь, мяч, ночь. У: Чем похожи данные слова? Д: В этих словах есть звук ч У: На какие две группы можно разделить данные слова? Д: Эти слова можно разделить на имена существительные мужского и женского рода. У: Проверить написание ваших слов вы сможете на странице 28 вашего учебника в упражнении 1. Д: В задачнике слова речь и ночь написаны с мягким знаком, а слова грач и мяч без мягкого знака. У: После каких букв находится ь? Д: Ь находится после букв шипящих звуков. У: В каком падеже употреблены данные существительные? Д: Все существительные употреблены в именительном падеже. У: Определите число этих существительных. Д: Эти существительные употреблены в единственном числе. Д: А я добавлю, что все эти существительные употреблены в начальной форме. У: Вы догадались, чем мы займёмся сегодня на уроке? Д: Наверное, новая тема будет связана с употреблением ь на конце имён существительных (в начальной форме) после букв шипящих. У: Вы абсолютно правы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения Коллективное выведение правила. У: Давайте продолжим работу с упражнением 5. По какому принципу разбиты данные слова в два столбика? Д: Эти слова разбиты на две группы следующим образом. В первой колонке имена существительные женского рода, а во второй колонке имена существительные мужского рода. У: Что ещё интересного заметили? Д: На конце слов женского рода после букв шипящих употреблён ь, а на конце слов мужского рода - нет. У: Какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений? Д: В именах существительных в начальной форме на конце слов после букв шипящих мягкий знак пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода мягкий знак не пишется. У: Докажите, что на месте шипящих звуков на конце имён существительных в начальной форме есть орфограмма. Ответить на мой вопрос вам поможет схема в задачнике (упр. 3). Д: В именах существительных с шипящими на конце (в начальной форме) всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать или не писать ь. У: Давайте схематично представим наше правило. Что сначала нам надо определить? Д: Сначала нам надо определить, к какой части речи относится слово. У: Определили. Это существительное. Что я должна делать дальше? Д: Вы должны определить род. Если слово мужского рода, то ь не нужен. Если слово женского рода, то ь необходим. Выведенное правило схематично изображается на доске.

Регулятивные УУД (осознавание границ ЗУН о правилах человека, планирование, целепологание). Познавательные (общеучебные-формирвание). Коммуникативные (постановка вопросов)

V.Реализация построенного проекта У: А теперь давайте сравним наше правило, которое мы с вами сейчас вывели, с правилом, помещённым в учебнике. Дети читают правило. У: Мы рассуждали правильно? Д: Да. У: Что ещё вы узнали из этого правила? Д: Мы узнали, что ь сообщает о форме слова: это имя существительное.

Познавательные (логические, поиск и выделение информации). Коммуникативные.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Первичное закрепление. У: А теперь давайте потренируемся. Прочитайте задание к упр. 4. Дети выполняют задание, комментируя каждое слово. У: Ребята, а какого рода слово лещ? Д: Мужского рода. У: А я считаю, что это слово женского рода. Лещ - это рыба. А слово рыба женского рода. Д: Вы ошибаетесь. У: Докажите, что я не права. Д: Вы должны обратиться к словарю «Какого рода и числа слово?». У: Я посмотрела в словарь, но этого слова там нет. Что мне делать? Д: Значит, Вам надо обратиться к другому, большому словарю. У: У меня на столе лежит словарь. Кто из вас может помочь мне найти наше слово? Выходит один ученик и проблема решается. У: Какой вывод для себя сейчас вы сделали? Д: Если сомневаешься в определении рода, обратись к словарю.

Коммуникативные (работа в группах). Познавательные (знаково-символическое моделирование, умение кодировать и декодировать). Личностные (самоопределение)

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону У: Ну, а теперь совсем интересное задание. Переверните страницу, упр. 2. В чём здесь ловушка? Д: Первые слова в парах должны писаться с мягким знаком, т.к это существительные ж.р., а вторые слова пишутся без мягкого знака, т.к это сочетания -чк-.

Личностные (самоопределение). Коммуникативные. Познавательные (логические - составление целого из частей). Регулятивные (контроль в форме сличения способов действий с заданным эталоном с целью сравнения)

VIII. Рефлексия учебной деятельности

  • С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
  • Как будете действовать?

Регулятивные (оценка). Личностные




© 2010-2022