• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Отчёт по методической теме: «Дифференцированный подход на уроках как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе»

Отчёт по методической теме: «Дифференцированный подход на уроках как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 111

с углубленным изучением немецкого языка

Калининского района Санкт - Петербурга

Отчёт по методической теме :

«Дифференцированный подход на уроках

как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе»




Учителя начальных классов

Орловой Веры Васильевны






Санкт- Петербург

2014 год

Проблема личностно-ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности.

Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.

Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий?

Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе ? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?

Дифференциация обучения является залогом предоставления каждому ученику равно высокого шанса достичь высот культуры. В преподавании, например, математики дифференциацию нельзя рассматривать исключительно с позиции учащихся, интересующихся математикой. Более полное ее понимание предполагает широкий спектр методов, приемов, средств и форм обучения, используемых учителем. Она должна затрагивать все компоненты методической системы обучения и все его ступени. Признав математику обязательным компонентом общего среднего образования и одновременно предоставив каждому ученику свободу выбора уровня ее изучения по объему и глубине, общество нуждается в создании новой системы школьного математического образования. Эта система должна обеспечить не только минимальную всеобщую математическую грамотность и соответствующее общее развитие учащихся, но и полноценную математическую подготовку оптимального контингента учащихся, способного составить кадровую основу социального и научно-технического прогресса.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из одного уровня в другой.

Опыт показывает, что слабые ученики охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Таким школьникам недостаточно только показать ответ, так как, выяснив, что получен неверный ответ к заданию, ученик не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку. Задания творческого характера стимулируют познавательную активность слабых учащихся. Самостоятельно выполнить такие задания они затрудняются, но охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, давал мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появилась уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе. В своей работе на уроках я использую разноуровневые карточки при проверке домашнего задания, при проведении самостоятельных и контрольных работ. В этих карточках на первом этапе -решение обязательных заданий, на втором этапе - более сложные задания, на третьем этапе - задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы. Очень хорошо прослеживается дифференцированная работа в тетрадях на печатной основеУ меня они есть практически во всех классах. В них хорошо разбиты по темам самостоятельные, контрольные работы с элементами тестирования. В каждой работе выделена обязательная и дополнительная часть, используются разнообразные виды работы:

  • - 1 исправьте ошибки;

  • - 2выберите правильный ответ или решение;

  • - 3 дополните определение (проверяется теория);

  • - 4 закончить решение.

Задания идут по вариантам.
В некоторых тетрадях возле каждого задания стоят баллы и дана таблица с указанием количества баллов на оценки 3,4,5. Это дает ученику оценить свои возможности. Также в работе использую тесты: тематические, итоговые. Задания в тестах подбираю по степени сложности от легких к более сложным . Над тестами выполняют ученики различные виды работы: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка. Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Также при проведении контрольных работ использую несколько вариантов, для сильных учеников более сложные задания, что исключает списывание и дает индивидуальный подход к каждому ученику. При закреплении изученного материала использую работу в группах, в парах: сильные и слабые или слабые, или сильные, что очень нравиться детям. Здесь ученик может выступать в роли учителя, тем самым, закрепляя свои знания. Работа по учебнику также имеет дифференцированный подход. Задания разбиты по уровню сложности.В своей работе я использую деление класса на группы:

  • 1 группа - уровень С - учащиеся, имеющие хорошие математические способности;

  • 2 группа - уровень В - учащиеся, имеющие средние способности;

  • 3 группа - уровень А - учащиеся, имеющие низкие способности.

Итак, в одном классе получилось три группы учеников, по - разному относящихся к математике. Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть). Трем группам определяются три разных задания. Группе А на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В •выполняет такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для группы С задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. Перед каждым уроком проверяется домашняя работа мной и консультантами. При организации базового повторения выявляю пробелы в теоретическом материале, делаю анализ ошибок в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаю такие задания:

  • - выбери из данных ответов верный;

  • - исправь ошибку в данном равенстве;

  • - назови правило, по которому выполнялось действие;

  • - поясните причину ошибки;

  • - придумайте подобное упражнение.

Проверку усвоения пройденного материала провожу также дифференцированно. Учащиеся из групп В и А поочередно работают у доски или на индивидуальных досках с опросом по заранее составленным вопросам. Группа С работает в режиме «самоконтроль».
При изучении новой темы выделяю четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течении них должна быть усвоена тема. Первый этап обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих этапах проявляется дифференциация. Задания для группы С быстро переходят от обязательных к творческим. Группа В сосредоточивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Задания для группы А снова и снова возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы.

Самостоятельные работы обычно разделяю на три вида: решение по образцу (для группы А); выделение . нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы С). Во время самостоятельных работ практикую следующий прием. Учащийся, выполнивший задания уровня А, поднимают руку для проверки. При правильном ответе ученик может попробовать уровень В. Этот прием позволяет в течение урока проверить и оценить большинство работ.

Контрольные работы, которые мы подразделяем на базовые и итоговые провожу также разноуровневые. На одной и той же контрольной работе учащимся из группы С предлагаются задания, хоть и соответствующие программе, но повышенной сложности. Группа В обычно получает варианты 5 - 6 из «Дидактических материалов» для данного класса, а группа А варианты 1 - 2 из того же источника. Как показывает опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.

Я думаю , что личностно -ориентированное . обучение поможет учителю справиться с некоторыми сложными вопросами, которые возникают перед ним каждый день.

Работая над проблемой, мне захотелось сделать сравнительный анализ традиционной системы обучения и личностно -ориентированного . обучения.

Традиционное обучение

Личностно-ориентированное обучение

Ведущий принцип педагогики

единая программа, требования

вариативность.

от простого к сложному ,от частного к целому .

индивидуальный подход и проблемность.

Цель обучения

Дать определенный объем знаний

Развитие индивидуальных способностей

Дать общее образование по единой программе.

Создание условий для развития личности.

Формирование ЗУН

Развитие нравственности и образованности

Позиция ученика

Пассивность.

Активность

Отсутствие мотива к личностному росту.

Интерес к деятельности .

Функция учителя

Выдать определенный объем знаний

Научить мыслить

Развивать познавательную активность

Научить учиться

Обучать, воспитывать

Координировать и консультировать

Контролировать

Организовывать

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные , информационные .

Проблемные ,поисковые, исследовательские.

Урок, лекция, беседа , объяснение .

Игра, диспут, семинар ,урок .

Стиль взаимодействия

Авторитарность и требовательность

Сотрудничество и доверительность, открытость

Из всего этого можно сделать вывод, что сходство адаптивной и традиционной школы состоит в единстве цели - развитие личности и использование одного и того же базового содержания образования.

Отличие же состоит в том, что в новой школе по-иному сконструирован учебно-воспитательный процесс, в котором каждый компонент имеет свое специфическое назначение, а в целом все они работают на общую цель.

Сравнительный анализ показывает, что личностно-ориентированное обучение больше отвечает требованиям современного общества.

В основе модели личностного образования лежит научная психолого- педагогическая концепция.

Модель личностного образования отвечает принципам природосообразности, реализует принципы гуманитарного образования, индивидуального подхода.

Когда у меня в наличии были представления о сущности, строе и структуре личностно-ориентированного подхода, это позволило мне более целенаправленно и эффективно моделировать и строить уроки в соответствии с данной технологией.

Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятный характер, и его специфика во многом зависит от личностных особенностей участников образовательного процесса. Какие же

основные требования к личностно-ориентированному уроку ?

Личностно - ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности.

Пространство такого урока - это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания.

Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии эффективности проведения личностно-ориентированного урока:

- наличие учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Используя собранные материалы, я составила технологическую схему урока при личностно-ориентированном обучении. Проверка эффективности личностно-ориентированных уроков осуществлялась путем длительных психолого-педагогических исследований развития личности младших школьников по многим параметрам. Полученные данные позволяют утверждать, что подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов. Повышает уровень сформулированнности орфографических и вычислительных навыков. Улучшает психологический климат в классе и существенно повышается мотивация обучения . Работая по традиционной системе ,я стараюсь

использовать на своих уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели ,отличные от традиционного урока .

Сравнивая урок традиционный и личностно-ориентированный урок

можно увидеть различия .

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.

Признаки лично-ориентированного обучения

Признаки традиционной классно-урочной технологии

Использование субъективного опыта ребенка

Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха

Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом

Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс

Для домашней работы применяют учебники

Итак, урок в традиционной системе имеет следующие этапы.

1. Организационный момент.

2 .Повторение пройденного.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление.

5.Вывод.

Урок в личностно -ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация , противоречие.

Ученики предлагают свои версии решения проблемы ,чем больше версий ,тем лучше.

Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.

Итог урока -рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.

Примерный план урока русского языка в 3 классе.

Тема урока: Глагол.

Цели урока: 1.познакомиться с морфологическими признаками глагола.

2.уметь находить глагол среди других частей речи.

3.уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы ,сотрудничать.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите все ли готово к уроку?

Пожелаем друг другу удачи.

2.Актуализация знаний.

- На доске написаны слова .Прочитайте их и распределите по группам. Береза, большая, бегать, синяя, синеет, корова, гуляет , ученик .

-Все ли слова выписали? (Нет ).

-Почему не смогли выписать все слова?

(Так как некоторые слова нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи.)

3.Постановка учебной задачи.

-На какой же вопрос нам предстоит ответить?

(Какой частью речи являются эти слова.)

4 . «Открытие» учащимися нового знания.

-Какие есть предположения? (дети испытывают затруднения.)

-Что нам поможет ответить на вопрос? ( Правило в учебнике.)

5 .Первичное закрепление.

-Задайте друг другу вопросы по новой теме.

(Что такое глагол? На какие вопросы отвечает? Что обозначает глагол? )

-Назовите тему урока.(Глагол.)

-Попробуйте ,работая в парах ,составить таблицу «Глагол » , включив в нее полученные знания. (Самостоятельная работа с последующим обсуждением.)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Используя составленную схему, выполните упражнение 5.

( Самостоятельная работа.)

Оцените свою работу по следующей шкале.

*- справился.

+_сомневался.

_ не справился.

(Самооценка с последующим обсуждением.)

7.Включение нового знания в систему знаний.

-Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

(Нет.)

-Что еще надо сделать? (Потренироваться.)

(учитель организует выполнения тренировочных упражнений.)

8. Итог урока.

-С какой частью речи познакомились?

-Что нового о ней узнали?

-Какую задачу ставили?

-Удалось нам ее решить?

-Каким образом?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас получилось?

-Над чем надо поработать? Какую задачу поставим на следующий урок?

9.Домашнее задание.

Придумать 5-6 глаголов ,упражнение 6 ,стр .56.

Это пример урока получения новых знаний.

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока.

1.Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие приемы были использованы?

2.Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся?

3.Формируются ли их способности к самопознанию?

Содержательный аспект.

1.Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы ,цели, задачам урока?

2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?

3.Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?

Организационный аспект.

1 . Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

2. Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?

3.Создавалась ли на уроке ситуация успеха?

4.Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?

5.Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер ?

Оценочно - результативный аспект.

1.Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа ,но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2.Способствовала ли оценочная деятельность учителя формированию личности учащихся, выработке у ребенка индивидуальности?

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке,

Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения.

Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности. Внимательное отношение учителя к успехам учеников значит очень много. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения.

Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения ,в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой ,свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий .

Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока.

1.Задания на создание возможностей самопознания ( «Узнай себя «). По заданному учителем плану, схеме ,алгоритму проверить работу ,сделать вывод о том ,что получилось ,а что нет .Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели ,планировать работу ).Зеркальные задания (прикинь на себя).

2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания , предполагающие выбор уровня учебной работы ,в частности ,ориентации на тот или иной балл.

3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя .)

Задания ,предполагающие реализацию себя в определенных ролях .Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).

4. Задания ,ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно » ). Обычные творческие совместные задания ,но без какого- либо распределения учителем ролей ,работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь ,

5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя , совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев .

Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи .

По данной теме я работаю второй год и буду продолжать работать в дальнейшем, так как видна положительная динамика в обучении и воспитании учащихся. Несмотря на кратковременный опыт по данной проблеме, результативность подобного подхода к преподаванию в начальных классах в современных условиях, на мой взгляд, наглядно представляет качество обученности, мотивации учащихся к учебной деятельности. Так, по предмету литературное чтение качество знаний увеличилось с 85% до 90%, по предмету математика - с 68% до 75%, по предмету русский язык - с 62% до 70%.

Завершающим этапом в моей работе с учащимися по данной теме к 4 классу является:

1. У детей младшего школьного возраста должно быть сформировано желание и умение учиться.

2. Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

3. Должны владеть умением моделировать учебный материал.

4. Должна осуществляться преемственность между начальным образованием и последующей её ступенью.

В реализации личностно-ориентированного обучения , на мой взгляд, важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.

Организация обучения на уроках , ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное - то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Библиография

Алецкая И. Личностно ориентированный образовательный процесс. // Начальная школа плюм. - 2006,№12. - с.11.

Гребнёва В., Щербаченко И. Как понять и принять ребёнка во всей полноте. /\ Народное образование. - 2006,№8. - с.201-211

Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. - 2007,№2. - 30-36

Зайцев С. В. Личностно-ориентировнное обучение младших школьников //Директор школы.-2005, №3.-с.56-63; №4. - с.57-65

«Личностно-ориентированные технологии обучения».: В кн.:Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. - с.200-234

Личностно ориентированный урок : конструирование и диагностика. // Завуч. - 2006,№2. - с.5-115

Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока. // Завуч. - 2004,№3. - с.125-127

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. - 2003,№2. - с.58-64 ; // Адукацыя i выхаванне. - 2004,№3. -с.3-9

Якиманская И. Личностно-ориентированная школа : критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. // Директор школы. - 2003, №6. - с.27-37

Никодимова Е.А. Внедрение личносто ориентированных технологий //Школьные технологии.-2004, №6.-с.124-132



© 2010-2022