Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: По дороге к письменности.


Цели: 1) познакомить учащихся с историей появления письменности; 2) развивать пространственное восприятие через игры «Почини ковер», выполнение аппликации; развивать и корректировать речь через ответы на вопросы; 3) воспитывать интерес к истории.

Ход занятия:
1. Орг. момент - Сегодня, мы вместе с вами совершим необычное путешествие в далекие времена, когда на Земле жили первобытные люди. А поможет нам совершить это путешествие ковер-самолет. НВнеклассное занятие. По дороге к письменностио вот беда, ковер-самолет истлел от старости, и его нужно починить.
2. Коллективная игра «Почини ковер» Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности

В
Внеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Б
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности

(дети вставляют геометрические фигуры) - Какую форму имеют заплатки? - Посмотрите, на геометрических фигурах написаны буквы. Если мы их соберем, то получим слово, благодаря которому мы узнаем, о чем мы будем говорить на классном часе. (дети читают слово) Вывод: О чем мы будем говорить на классном часе? (На классном часе мы будем говорить о буквах) - Да, сегодня на классном часе мы узнаем, как появились буквы. - Итак, мы с вами починили ковер-самолет. Чтобы отправиться в полет, необходимо сказать волшебные слова: Наш ковер-самолет отправляется в полет. Держит крепко руль рука, Мчимся в древние века.
3. «Медвежья услуга» - Мы с вами прилетели в древние времена, когда на земле жили первобытные люди. В то время на всей Земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали хищные животные, встреча с которыми могла закончиться смертью человека. Что же это за животное?
Загадка: Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза пряча нос. - Правильно, этими хищными животными были медведи. С большим трудом люди выгнали медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать знаки, несущим людям какое-нибудь известие.
4. «Использование сигналов»
- Но не сразу люди придумали буквы, с помощью которых можно было написать сообщения. Сначала использовались разные сигналы. - В древние времена первобытным людям часто угрожала опасность от других людей, пришедших издалека. Сигнал об опасности передавался с помощью разных способов. Чтобы узнать эти способы, мы сейчас разделимся на три команды: две команды будут выполнять аппликации, а третья команда - будет выполнять работу из веревочек разного цвета.
Внеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Выполнение аппликаций из готовых шаблонов (техника наложения деталей к образцу) и вывязывание узелкового письма (см. Приложение)

Внеклассное занятие. По дороге к письменности



Вопросы первой группе:

- Что получилось в результате вашей работы? (Многие индейские племена для сообщения использовали специально завязанные узелки. Такое узелковое письмо называлось кипу. Число шнурков на одной веревке могло доходить до сотни, на них навязывали узлы различной формы. Предполагают, что количество и форма узлов обозначали числа).

Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: "завязать узелок на память", "связать мысль", "нить повествования", "узел проблем". Сохранилась и пословица: "Что знала, то сказала, на нитку навязала".


Вопросы второй группе: - Расскажите, что изображено на вашей аппликации (На аппликации изображен костер, от костра идет дым. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко).
Вопросы третьей группе: - Что изображено на аппликации? (На аппликации изображен барабан. В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана - тамтама).

Физминутка. Сейчас мы попробуем передать сигнал опасности с помощью тамтама.

Пара тамтамов, пара тамтамов

Била бурю.

Пара тамтамов, пара тамтамов

Била бой.

Вывод: Сигналы об опасности передавались с помощью дыма костра и звуков барабана.

Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Однако большую часть слов трудно сообщить с помощью сигналов.

5. «Рисуночное письмо»

- После сигналов древние люди придумали рисуночное письмо. О создании рисуночного письма нам рассказал американский поэт, который жил в прошлом веке Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата.

Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Вождь индейцев горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти;

Дальше шли изображенья

Неба, звезд, луны и солнца,

Вод, лесов и горных высей,

И всего что населяет

Землю вместе с человеком.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на бересте

Много сделал тайных знаков,

Дивных и фигур и знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа,

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре - время ночи,

А волнистые полоски -

Тучи, дождь и непогоду.

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением.

След, направленный к вигваму,

Был эмблемой приглашенья

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки,

Грозно поднятые кверху, -

Знаком гнева и угрозы

Один из африканских народов - эве - создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц.

- Изображение иголки с вдетой ниткой обозначает пословицу: Куда иголка, туда и нитка. В русском языке тоже есть такая пословица. Ее смысл: «Куда ты, туда и я».

- Похожим рисунком эве обозначают пословицу «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица о том, как надо ценить полезные маленькие вещи. На доске записаны похожие русские пословицы. Прочитайте их: «Мал золотник, да дорог», «Мал да удал».

- А вот эти два человечка, вооруженные луком и стрелами, - запись пословицы «Двум врагам долго не устоять» (потому что одному из них придется уступить). По-русски в таких случаях говорят: «Два медведя в одной берлоге не уживутся».

- Еще одна пословица эве означает, что мир очень велик, его нельзя охватить руками. Она звучит так: «Мир подобен баобабу». У нас эту мысль выражают словами: «Нельзя объять необъятное».

- Вот перед вами наскальная надпись из Северной Америки. Как вы думаете, о чем она повествует? (Ответы детей)

- Она повествует о том, как вождь племени отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел - символ храбрости. Другие животные - это изображения добрых духов хранителей.

Очень часто люди изображали на стенах скал сцены охоты на мамонтов, на оленей, на львов. На стендах вы видите эти наскальные рисунки. И мы с вами сейчас тоже отправляемся на охоту на льва.

Физ. минутка

- Мы охотники на льва! - стучим себя кулаком в грудь.

- Не боимся мы его! - мотаем головой.

- У нас огромное копье! - показываем руками что-то большое.

- И острый лук! Ух! - на «Ух!» делаем вид, что стреляем.

- Ой, что это?! - приставляем руку козырьком к глазам.

После того, как зал спросит «Что это?!», ведущий отвечает залу:

- Болото! Над ним не пролететь! (показывает руками обход поверху) Его не обойти! (показывает руками обход вокруг) Под ним не проползти! (показывает проползание под) Дорога напрямик!!! (показывает рукой вперед)

Затем весь зал вместе с ведущим идет по болоту, повторяя «Чап-чап-чап!» и хлюпая ладонями. Потом повторяем все сначала, но по дороге нам встречаются:

Лес. Говорим «Хрусть-хрусть-хрусть!» и руками раздвигаем ветки.

Море. Говорим «Буль-буль-буль!» и делаем вид, что плывем.

Пустыня. Говорим «Шшш-шшш-шш!» и делаем вид, что идем по пустыне.

И вот, наконец, сам лев: ведущий неожиданно кричит «Р-р-р-р!!!», все пугаются и в обратном порядке быстро-быстро убегают по пустыне, морю, лесу, болоту. Затем все отирают пот со лба, славно, мол, поохотились.

Д/з: Ну что, удачной была охота? Да, иногда приходилось охотникам и убегать от разъяренного зверя. Дома за выходные дни нарисуйте рисуночное письмо, где будет видно как вы поохотились на льва.

Вывод: как только появилось рисуночное письмо, возник вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, то ничего хорошего не получалось. Об этом забавно рассказал Редьярд Киплинг в одной из своих сказок.

6. Сказка Р. Киплинга «Как появилось первое письмо»

История, о которой весело рассказал Редьярд Киплинг, произошла в племени первобытных людей в далекие «дописьменные» времена. В сказке говорится о маленькой девочке по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья». А попросту ее звали Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копье. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье.

Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало. В это время по берегу шел Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи думала, что на этих картинках все понятно. Однако Незнакомец «прочел» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. «Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила очень много. «Я пойду и приведу ему на выручку все его племя», - решил Незнакомец.

И уже совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама «прочла» его так. Она подумала, что Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать рисунчатое письмо - это только полдела: нужно еще уметь его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: «О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья», ты сделала великое открытие!.. Придет день, когда люди назовут его умением писать!»

- От рисуночного письма произошла письменность далеких стран Китая и Японии.

Посмотрите, как выглядит буквы в этих странах:

Внеклассное занятие. По дороге к письменности

Каждый такой символ называется иероглифом. Иероглиф для китайца не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками. Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими. На этом листке бумаги написано название детской книжки «Сто пословиц и сказок для детей».

7. Появление букв и алфавит.

- Без рисуночного письма не было бы и букв, так как буквы появились именно из рисунков. Первые буквы появились у финикийцев, жителей Древнего Ливана.

Я вам покажу некоторые буквы финикийского алфавита, а вы попробуйте догадаться какие это буквы.

- голова быка с рогами, который назывался «алеф» - появилась буква А;

- угол «гимел» - появилась буква Г;

- изображение воды «мем» - стало буквой М;

- а из рисунка головы «рош» - возникла буква Р.

Вывод: значит буквы когда-то были тоже изображениями предметов, а потом стали обозначать только первые звуки в названиях этих предметов.

- В нашей стране для письма используют буквы, которые придумали давным-давно 2 ученых из Греции: Кирилл и Мефодий. Они поставили буквы в определенном порядке и назвали этот порядок «алфавит».

- Давайте вспомним буквы и прочитаем их из алфавита по цепочке.

8. Игры с буквами по группам

А теперь когда вы много узнали о знаках и символах попробуйте расшифровать предложения. Работа по группам.

9. Подведение итогов.

После нашего занятия вам стало понятно каким трудным, долгим и в тоже время интересным был путь к письменности? А сможете вы своим родным рассказать о том, как к нам пришла письменность? А вот мы сейчас проверим что вы запомнили.

Блиц-опрос.

- Какие животные подсказали первобытным людям, что на ровной поверхности можно что-то писать?

-Что использовали древние люди до появления письменности? (сигналы и рисуночное письмо)

-Как звали ученых, придумавших буквы, которые используются в нашей стране?

-Как называется определенный порядок букв?

-О чем мы говорили сегодня на классном часе? (Мы узнали, как появились буквы).

Д/з: в руках у меня надпись, в которой от времени некоторые буквы уже стерлись, но все же эти слова можно прочитать. Попробуете дома расшифровать эту надпись? Работа по группам.

ДВнеклассное занятие. По дороге к письменностиополнительно:

1) Допишите буквы:

2) Выделите буквы, наложенные друг на друга:

Внеклассное занятие. По дороге к письменности


Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности

У


У

УВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности

Ы

Ы

Ы
Внеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменностиВнеклассное занятие. По дороге к письменности

Внеклассное занятие. По дороге к письменности
Внеклассное занятие. По дороге к письменности

© 2010-2022