- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы за 3 класс Школа России (Русский язык)
Рабочие программы за 3 класс Школа России (Русский язык)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гришанина И.В. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
-
Рассмотрена и одобрена на заседании
кафедры учителей начальных классов
протокол № ______ от _______________________
_____________Гринина Н.В.
Утверждена
директором школы
приказ № ______ от _____________________
_____________Баулина Г. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русский язык»
3 «А» класс
Составитель:
учитель начальных классов
Гришанина И.В.
2014 - 2015 г
Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», утвержденной МО в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. На изучение курса русского язы плану школы отводится 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю. Часы вариативной части добавлены для более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике, морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех ее проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка
Теоретическое обучение
Контрольные и проверочные работы
Развитие речи
Проектные работы
Наша речь и наш язык
2 часа
2
1.
Наша речь. Виды речи.
1
1
2.
Наш язык.
1
1
Текст. Предложение. Словосочетание
14 часов
11,5 часов
1,5часа
1 час
3, 4
Текст. Типы текстов.
2
2
5.
Предложение
1
1
6.
Виды предложений по цели высказывания.
1
1
7.
Входной контрольный диктант «Хлеб». Виды предложений по интонации.
1
0,5
0,5
8.
Предложения с обращением
1
1
9.
Р. р. Обучающее изложение «Путешественница»
1
1
10, 11
Главные и второстепенные члены предложения.
2
2
12,13
Простое и сложное предложения.
2
2
14, 15
Словосочетание.
2
2
16.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
1
1
Слово в языке и речи
19 часов
15 часов
1час
2часа
1 час
17.
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
1
1
18.
Синонимы и антонимы.
1
1
19.
Омонимы.
1
1
20.
Слово и словосочетание.
1
1
21.
Фразеологизмы.
1
1
22.
Р. р. Обучающее изложение.
1
1
23.
Части речи.
1
1
24.
Имя существительное.
1
1
25.
Имя прилагательное.
1
1
26.
Глагол.
1
1
27.
Имена числительные.
1
1
28.
Однокоренные слова.
1
1
29.
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
1
30.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
1
1
31.
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
1
1
32.
Р. р. Обучающее изложение «Медведь»
1
1
33.
Обобщение и закрепление изученного.
1
1
34.
Проект «Рассказ о слове»
1
1
35.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
1
1
Состав слова
16 часов
12 часов
1 час
2 часа
36.
Работа над ошибками. Что такое корень слова?
1
1
37.
Как найти в слове корень?
1
1
38.
Сложные слова.
1
1
39, 40
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
2
2
41.
Что такое приставка? Как найти приставку?
1
1
42.
Значение приставок.
1
1
43.
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
1
44.
Значение суффиксов.
1
1
45.
Р. р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
1
1
46.
Что такое основа слова?
1
1
47.
Обобщение знаний о составе слова.
1
1
48.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
1
1
49.
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
1
1
50.
Р. р. Обучающее изложение.
1
1
51.
Проект «Семья слов»
1
1
Правописание частей слова
29 часов
23 часа
2 часа
3 часа
1 час
52.
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
1
1
53 - 55
Правописание слов с безударными гласными в корне
3
3
56 -59
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
4
4
60.
Обучающее изложение.
1
1
61-63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
3
3
64-65
Правописание слов с удвоенными согласными.
2
2
66
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
1
1
67
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
1
1
68-71
Правописание суффиксов и приставок.
4
4
72, 73
Правописание приставок и предлогов.
2
2
74
Правописание слов с разделительным твердым знаком.
1
1
75-77
Разделительный твердый и мягкий знаки.
3
3
78
Обучающее изложение
1
1
79
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
1
1
80
Проект «Составляем орфографический словарь»
1
1
Части речи
76 часов
81
Части речи
1
1
Имя существительное
31 час
22 часа
2 часа
5 часов
2 часа
82-83
Имя существительное и его роль в речи.
2
2
84-85
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
2
2
86
Обучающее изложение.
1
1
87
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
1
88
Проект «Тайна имени»
1
1
89, 90
Число имен существительных.
2
2
91, 92
Род имен существительных.
2
2
93, 94
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
2
2
95
Обучающее изложение.
1
1
96
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
1
97
Склонение имен существительных.
1
1
98, 99
Падеж имен существительных.
2
2
100
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван - царевич и лягушка - квакушка»
1
1
101
Именительный падеж.
1
1
102
Родительный падеж.
1
1
103
Дательный падеж.
1
1
104
Винительный падеж.
1
1
105
Творительный падеж.
1
1
106
Предложный падеж.
1
1
107
Обучающее изложение.
1
1
108
Все падежи.
1
1
109
Обобщение знаний.
1
1
110
Сочинение по картине К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»
1
1
111
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
1
112
Проект «Зимняя страничка»
1
1
Имя прилагательное
18 часов
14 часов
1 час
2 часа
1 час 113, 114
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
2
2
115
Роль прилагательных в тексте.
1
1
116
Текст - описание.
1
1
117
Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна - лебедь»
1
1
118
Роль имен прилагательных.
1
1
119, 120
Изменение имен прилагательных по родам.
2
2
121, 122
Число имен прилагательных.
2
2
123, 124
Изменение имен прилагательных по падежам.
2
2
125, 126
Обобщение знаний.
2
2
127
Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»
1
1
128
Обобщение знаний.
1
1
129
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
1
130
Проект «Имена прилагательные в загадках»
1
1
Местоимение
5 часов
4 часа
1 час
131
Личные местоимения.
1
1
132
Изменение личных местоимений по родам.
1
1
133, 134
Местоимение.
2
2
135
Обучающее изложение.
1
1
Глагол
21 час
19 часов
1 час
1 час
3
3
136 - 138
Значение и употребление глаголов в речи.
139, 140
Неопределенная форма глагола.
2
2
141, 142
Число глаголов.
2
2
143
Времена глаголов.
1
1
144
Времена глаголов, 2 - е лицо глаголов.
1
1
145, 146
Изменение глаголов по временам.
2
2
147
Обучающее изложение.
1
1
148, 149
Род глаголов в прошедшем времени.
2
2
150, 151
Правописание частицы не с глаголами.
2
2
152-155
Обобщение знаний.
4
4
156
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
1
Повторение
14 часов
10 часов
1 час
3 часа
157, 158
Части речи.
2
2
159
Обучающее изложение.
1
1
160
Обобщение изученного о слове, предложении.
1
1
161
Правописание окончаний имен прилагательных.
1
1
162
Правописание приставок и предлогов.
1
1
163
Правописание безударных гласных.
1
1
164
Правописание значимых частей слов.
1
1
165
Итоговый контрольный диктант.
1
1
166
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
1
1
167
Обучающее изложение.
1
1
168
Текст.
1
1
169
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
1
1
170
КВН «Знатоки русского языка»
1
1
Итого:
170 часов
133, 5 часа
10, 5 часа
20 час
6 часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
(170 ч)
Наша речь и наш язык (2 ч ) Текст . Предложение. Словосочетание. (14 ч)Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. Типы текстов. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательный, вопросительные, побудительные). Воскли-цательные предложения. Упражнение в распознавании и построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление). Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения. Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении. Слово в языке и речи (19 ч) Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Состав слова (16 ч) Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога - дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолёт, пылесос). Формы слова. Окончание. Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарем. Правописание частей слова ( 29 ч ) Общее представление о правописании частей слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с проверяемыми и непроверяемыми ударением безударными гласными, с двумя безударными гласными. Слова с буквосочетаниями ОРО // РА (ворота - врата), ЕРЕ // РЕ (берег - брег), ОЛО // ЛА (золото - злато). Правописание глухих и звонких согласных в корне слова. Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне слова (сугроб) и перед согласным в корне (сказка), с непроверяемым согласным в корне (вокзал). Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространенных словах (солнце, сердце). Правописание СН в наиболее употребительных словах (вкусный, прекрасный). Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Сопоставление правил о правописании гласных и согласных в корне. Формирование умения проверять написание гласных и согласных разными способами: изменением формы слова и подбором однокоренных слов. Правописание приставок и суффиксов в слове. Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах -ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление). Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, переписал). Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога. Упражнение в правописании предлогов и приставок. Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, касса). Разделительный твердый (Ъ) знак. Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) знаком. Упражнение в правописании слов с разделительными твердым (Ъ) и мягким (Ь) знаками.
ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч)
Введение (1 ч) Имя существительное ( 31 ч ) Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное и множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы). Род имен существительных (мужской, женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса). Мягкий (Ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода. Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей. Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Имя прилагательное ( 18 ч ) Понятие об имени прилагательном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный). Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, -ый,-ой, -ая, -яя, -ое, -ее). Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения). Местоимение ( 5ч ) Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Глагол ( 21 ч ) Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Частица НЕ. Правописание глаголов с частицей НЕ.Роль глаголов в предложении (сказуемое). Связная речь Речь и ее значение в жизни. Наблюдение над разновидностями речи (художественной и учебно-деловой) в процессе работы над языковым материалом учебника. Текст. Определение типа текста, темы, главной мысли. Деление текста на логически законченные части, их озаглавливание. Составление плана текста под руководством учителя. Наблюдение над связью между частями текста и предложениями в каждой части текста. Изложение. Письменное изложение текста повествовательного характера и с элементами описания и рассуждения по плану, составленному коллективно под руководством учителя. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по демонстрационной картине, на определенную тему с предварительной подготовкой под руководством учителя. Написание короткого письма о своих делах, приглашения, объявления. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения в речи.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД (14 ч)
Текст и предложение. Состав слова. Правописание частей слова. Части речи. Чистописание Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и их соединений:1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, З, Е, Ю, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, З, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов. Слова с непроверяемыми написаниями: Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, килограмм, квартира, коллектив, коллекция, комната, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, поток, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, радио, ракета, растение, ромашка, рябина, самолет, север, сирень, солдат, солома, столица, трактор, трамвай, ужин, черный, четверг, четыре, чувство, шоссе.
Материально - техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов ( программы, учебники, рабочие тетради и др.) Примерная программа начального общего образования по русскому языку. К
Д Библиотечный фонд комплектуется с учётом типа школы с русским (родным) языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Р Ф
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
Касса букв и сочетаний ( по возможности)
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку ( в том числе и в цифровой форме).
Д
Ф
Д
Д
Ф/Д
Д
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
С диагональю не менее 72 см
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы. Соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
Слайды ( диапозитивы, соответствующие тематике программ по русскому языку ( по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку.
Д
Д
Д
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов ( по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
П
Ф
Оборудование класса
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
К
Д
Учебно - методическое обеспечение предмета
Основная учебно - методическая литература
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
- Канакина В. П. Русский язык: Тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1.
- Канакина В. П. Русский язык: Тетрадь: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2.
Дополнительная учебно - методическая литература
-
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс.
-
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
-
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс.
-
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 - 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
-
Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. - СПб: Литера, 2004
-
Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. - М.: Айрис-пресс, 2006
-
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. - М.: Астрель, 2005
-
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. - М.: Астрель, 2004
-
Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 3 классе. - Воронеж: ТЦ «Учитель»
Пособие для учителя
-
Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. - М.: ВАКО;
-
Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 - 4 классы. - М.: Дом педагогики, 2004
-
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 - 4 классы. - М.: Первое сентября, 2005
-
Рамзаева Т. Г., Щеголева Г. С. Русский язык. 3 класс: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2004
-
Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2004
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку
3 класс (170 часов, 5 часов в неделю) № п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Виды самостоятельной работы
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
I четверть
45 часов
Наша речь и наш язык
2 часа
1.
Наша речь. Виды речи.
2.
Наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание.
14часов
3.
Текст. Типы текстов.
4.
Текст. Типы текстов.
5.
Предложение
6.
Виды предложений по цели высказывания.
7.
Входной контрольный диктант «Хлеб». Виды предложений по интонации.
8.
Предложения с обращением
9.
Р. р. Обучающее изложение «Путешественница»
Развитие речи
10.
Главные и второстепенные члены предложения.
11.
Главные и второстепенные члены предложения.
12.
Простое и сложное предложения.
13.
Простое и сложное предложения.
14.
Словосочетание.
15.
Словосочетание.
16.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Контрольный диктант
Слово в языке и речи
19 часов
17.
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
18.
Синонимы и антонимы.
19.
Омонимы.
20.
Слово и словосочетание.
21.
Фразеологизмы.
22.
Р. р. Обучающее изложение.
Развитие речи
23.
Части речи.
24.
Имя существительное.
25
Имя прилагательное.
26.
Глагол.
27.
Имена числительные.
28.
Однокоренные слова.
29.
Звуки и буквы. Гласные звуки.
30
Звуки и буквы. Согласные звуки.
31.
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
32.
Р. р. Обучающее изложение «Медведь»
Развитие речи
33.
Обобщение и закрепление изученного.
34.
Проект «Рассказ о слове»
35.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Контрольный диктант
Состав слова
16 часов
36.
Работа над ошибками. Что такое корень слова?
37.
Как найти в слове корень?
38.
Сложные слова.
39.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
40.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
41.
Что такое приставка? Как найти приставку?
42.
Значение приставок.
43.
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
44.
Значение суффиксов.
45.
Р. р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
Развитие речи
II четверть
35 часов
46.1
Что такое основа слова?
47.2
Обобщение знаний о составе слова.
48.3
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Контрольный диктант
49.4
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
50.5
Р. р. Обучающее изложение.
Развитие речи
51.6
Проект «Семья слов»
Правописание частей слова
29 часов
52.7
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
53.8
Правописание слов с безударными гласными в корне
54.9
Правописание слов с безударными гласными в корне
55.10
Правописание слов с безударными гласными в корне
56.11
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
57.12
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
58.13
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
59.14
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
60.15
Р. р. Обучающее изложение.
Развитие речи
61.16
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
62.17
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
63.18
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
64.19
Правописание слов с удвоенными согласными.
65.20
Правописание слов с удвоенными согласными.
66.21
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
Развитие речи
67.22
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Контрольный диктант
68.23
Правописание суффиксов и приставок.
69.24
Правописание суффиксов и приставок.
70.25
Правописание суффиксов и приставок.
71.26
Правописание суффиксов и приставок.
72.27
Правописание приставок и предлогов.
73.28
Правописание приставок и предлогов.
74.29
Правописание слов с разделительным твердым знаком.
75.30
Разделительный твердый и мягкий знаки.
76.31
Разделительный твердый и мягкий знаки.
77.32
Разделительный твердый и мягкий знаки.
78.33
Обучающее изложение
79.34
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
Контрольный диктант
80.35
Проект «Составляем орфографический словарь»
III четверть
50 часов
Части речи
76 часов
81.1
Части речи
Имя существительное
31 час
82.2
Имя существительное и его роль в речи.
83.3
Имя существительное и его роль в речи.
84.4
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
85.5
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
86.6
Обучающее изложение.
Развитие речи
87.7
Собственные и нарицательные имена существительные.
88.8
Проект «Тайна имени»
89.9
Число имен существительных.
90.10
Число имен существительных.
91.11
Род имен существительных.
92.12
Род имен существительных.
93.13
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
94.14
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
95.15
Обучающее изложение.
96.16
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Контрольный диктант
97.17
Склонение имен существительных.
98.18
Падеж имен существительных.
99.19
Падеж имен существительных.
100.20
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван - царевич и лягушка - квакушка»
Развитие речи
101.21
Именительный падеж.
102.22
Родительный падеж.
103.23
Дательный падеж.
104.24
Винительный падеж.
105.25
Творительный падеж.
106.26
Предложный падеж.
107.27
Обучающее изложение.
Развитие речи
108.28
Все падежи.
109.29
Обобщение знаний.
110.30
Сочинение по картине К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»
Развитие речи
111.31
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
112.32
Проект «Зимняя страничка»
Имя прилагательное
18 часов
113.33
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
Развитие речи
114.34
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
115.35
Роль прилагательных в тексте.
116.36
Текст - описание.
117.37
Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна - лебедь»
Развитие речи
118.38
Роль имен прилагательных.
119.39
Изменение имен прилагательных по родам.
120.40
Изменение имен прилагательных по родам.
121.41
Число имен прилагательных.
122.42
Число имен прилагательных.
123.43
Изменение имен прилагательных по падежам.
124.44
Изменение имен прилагательных по падежам.
125.45
Обобщение знаний.
Контрольный диктант
126.46
Обобщение знаний.
127.47
Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»
Развитие речи
128.48
Обобщение знаний.
129.49
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант
130.50
Проект «Имена прилагательные в загадках»
IV четверть
40 часов
Местоимение
5 часов
131.1
Личные местоимения.
132.2
Изменение личных местоимений по родам.
133.3
Местоимение.
134.4
Местоимение.
135.5
Обучающее изложение.
Развитие речи
Глагол
21 час
136.6
Значение и употребление глаголов в речи.
137.7
Значение и употребление глаголов в речи.
138.8
Значение и употребление глаголов в речи.
139.9
Неопределенная форма глагола.
140.10
Неопределенная форма глагола.
141.11
Число глаголов.
142.12
Число глаголов.
143.13
Времена глаголов.
144.14
Времена глаголов, 2 - е лицо глаголов.
145.15
Изменение глаголов по временам.
146.16
Изменение глаголов по временам.
147.17
Обучающее изложение.
Развитие речи
148.18
Род глаголов в прошедшем времени.
149.19
Род глаголов в прошедшем времени.
150.20
Правописание частицы не с глаголами.
151.21
Правописание частицы не с глаголами.
152.22
Обобщение знаний.
153.23
Обобщение знаний.
154.24
Обобщение знаний.
155.25
Обобщение знаний.
156.26
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Контрольный диктант
Повторение 14 часов
157.27
Части речи.
158.28
Части речи.
159.29
Обучающее изложение.
Развитие речи
160.30
Обобщение изученного о слове, предложении.
Правописание окончаний имен прилагательных. 10 часов
161.31
Правописание приставок и предлогов.
162.32
Правописание приставок и предлогов.
163.33
Правописание безударных гласных.
164.34
Правописание значимых частей слов.
165.35
Итоговый контрольный диктант.
Контрольный диктант
166.36
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
167.37
Обучающее изложение.
Развитие речи
168.38
Текст.
169.39
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
Развитие речи
170.40
КВН «Знатоки русского языка»
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка
Теоретическое обучение
Контрольные и проверочные работы
Развитие речи
Проектные работы
Наша речь и наш язык
2 часа
2
1.
Наша речь. Виды речи.
1
1
2.
Наш язык.
1
1
Текст. Предложение. Словосочетание
14 часов
11,5 часов
1,5часа
1 час
3, 4
Текст. Типы текстов.
2
2
5.
Предложение
1
1
6.
Виды предложений по цели высказывания.
1
1
7.
Входной контрольный диктант «Хлеб». Виды предложений по интонации.
1
0,5
0,5
8.
Предложения с обращением
1
1
9.
Р. р. Обучающее изложение «Путешественница»
1
1
10, 11
Главные и второстепенные члены предложения.
2
2
12,13
Простое и сложное предложения.
2
2
14, 15
Словосочетание.
2
2
16.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
1
1
Слово в языке и речи
19 часов
15 часов
1час
2часа
1 час
17.
Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
1
1
18.
Синонимы и антонимы.
1
1
19.
Омонимы.
1
1
20.
Слово и словосочетание.
1
1
21.
Фразеологизмы.
1
1
22.
Р. р. Обучающее изложение.
1
1
23.
Части речи.
1
1
24.
Имя существительное.
1
1
25.
Имя прилагательное.
1
1
26.
Глагол.
1
1
27.
Имена числительные.
1
1
28.
Однокоренные слова.
1
1
29.
Звуки и буквы. Гласные звуки.
1
1
30.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
1
1
31.
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
1
1
32.
Р. р. Обучающее изложение «Медведь»
1
1
33.
Обобщение и закрепление изученного.
1
1
34.
Проект «Рассказ о слове»
1
1
35.
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
1
1
Состав слова
16 часов
12 часов
1 час
2 часа
36.
Работа над ошибками. Что такое корень слова?
1
1
37.
Как найти в слове корень?
1
1
38.
Сложные слова.
1
1
39, 40
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
2
2
41.
Что такое приставка? Как найти приставку?
1
1
42.
Значение приставок.
1
1
43.
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
1
1
44.
Значение суффиксов.
1
1
45.
Р. р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
1
1
46.
Что такое основа слова?
1
1
47.
Обобщение знаний о составе слова.
1
1
48.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
1
1
49.
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
1
1
50.
Р. р. Обучающее изложение.
1
1
51.
Проект «Семья слов»
1
1
Правописание частей слова
29 часов
23 часа
2 часа
3 часа
1 час
52.
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
1
1
53 - 55
Правописание слов с безударными гласными в корне
3
3
56 -59
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
4
4
60.
Обучающее изложение.
1
1
61-63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
3
3
64-65
Правописание слов с удвоенными согласными.
2
2
66
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка»
1
1
67
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
1
1
68-71
Правописание суффиксов и приставок.
4
4
72, 73
Правописание приставок и предлогов.
2
2
74
Правописание слов с разделительным твердым знаком.
1
1
75-77
Разделительный твердый и мягкий знаки.
3
3
78
Обучающее изложение
1
1
79
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
1
1
80
Проект «Составляем орфографический словарь»
1
1
Части речи
76 часов
81
Части речи
1
1
Имя существительное
31 час
22 часа
2 часа
5 часов
2 часа
82-83
Имя существительное и его роль в речи.
2
2
84-85
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
2
2
86
Обучающее изложение.
1
1
87
Собственные и нарицательные имена существительные.
1
1
88
Проект «Тайна имени»
1
1
89, 90
Число имен существительных.
2
2
91, 92
Род имен существительных.
2
2
93, 94
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
2
2
95
Обучающее изложение.
1
1
96
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
1
97
Склонение имен существительных.
1
1
98, 99
Падеж имен существительных.
2
2
100
Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван - царевич и лягушка - квакушка»
1
1
101
Именительный падеж.
1
1
102
Родительный падеж.
1
1
103
Дательный падеж.
1
1
104
Винительный падеж.
1
1
105
Творительный падеж.
1
1
106
Предложный падеж.
1
1
107
Обучающее изложение.
1
1
108
Все падежи.
1
1
109
Обобщение знаний.
1
1
110
Сочинение по картине К. Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»
1
1
111
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
1
112
Проект «Зимняя страничка»
1
1
Имя прилагательное
18 часов
14 часов
1 час
2 часа
1 час 113, 114
Значение и употребление имен прилагательных в речи.
2
2
115
Роль прилагательных в тексте.
1
1
116
Текст - описание.
1
1
117
Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна - лебедь»
1
1
118
Роль имен прилагательных.
1
1
119, 120
Изменение имен прилагательных по родам.
2
2
121, 122
Число имен прилагательных.
2
2
123, 124
Изменение имен прилагательных по падежам.
2
2
125, 126
Обобщение знаний.
2
2
127
Отзыв по картине А. А. Серова «Девочка с персиками»
1
1
128
Обобщение знаний.
1
1
129
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
1
130
Проект «Имена прилагательные в загадках»
1
1
Местоимение
5 часов
4 часа
1 час
131
Личные местоимения.
1
1
132
Изменение личных местоимений по родам.
1
1
133, 134
Местоимение.
2
2
135
Обучающее изложение.
1
1
Глагол
21 час
19 часов
1 час
1 час
3
3
136 - 138
Значение и употребление глаголов в речи.
139, 140
Неопределенная форма глагола.
2
2
141, 142
Число глаголов.
2
2
143
Времена глаголов.
1
1
144
Времена глаголов, 2 - е лицо глаголов.
1
1
145, 146
Изменение глаголов по временам.
2
2
147
Обучающее изложение.
1
1
148, 149
Род глаголов в прошедшем времени.
2
2
150, 151
Правописание частицы не с глаголами.
2
2
152-155
Обобщение знаний.
4
4
156
Контрольный диктант по теме «Глагол»
1
1
Повторение
14 часов
10 часов
1 час
3 часа
157, 158
Части речи.
2
2
159
Обучающее изложение.
1
1
160
Обобщение изученного о слове, предложении.
1
1
161
Правописание окончаний имен прилагательных.
1
1
162
Правописание приставок и предлогов.
1
1
163
Правописание безударных гласных.
1
1
164
Правописание значимых частей слов.
1
1
165
Итоговый контрольный диктант.
1
1
166
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
1
1
167
Обучающее изложение.
1
1
168
Текст.
1
1
169
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»
1
1
170
КВН «Знатоки русского языка»
1
1
Итого:
170 часов
133, 5 часа
10, 5 часа
20 час
6 часов