Конспект урока по чтению на тему: Буква Щ, звук [Щ]

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по чтению на тему: Буква Щ, звук [Щ]Конспект урока по чтению в 1 «б» классе Тема урока: Мягкий глухой согласный звук [Щ'], буквы Щ, щ. Цель: Закрепить знания о букве Щ и звуке [Щ'] Задачи:
  • Образовательная: Закрепить умение находить букву Щ в словах и вычленять звук [Щ'] из звучащей речи.
  • Развивающая: Развивать фонематический слух, навыки чтения, внимание, мышление, речь.
  • Воспитывающая: Воспитывать мотивацию к учению на основе разнообразных форм работы
Тип урока: Урок закрепление Планируемые результаты:
  • Личностные: Основа для развития творческого воображения, интереса к чтению, мотивации обращения к книге.
  • Регулятивные: Осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
  • Познавательные: Работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков. Ориентироваться в речевом потоке.
  • Коммуникативные: Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников.

Оборудование: Учебник, интерактивная доска, презентация, наглядные пособия (карточки букв, звукобуквенные схемы), щука и чешуйки.

Ход урока:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент 1 минута С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. Садитесь! Меня зовут Наталья Андреевна, сегодня я проведу у вас урок чтения! Приветствуют учителя.

Актуализация


Работа с лентой букв 8 минут Отгадайте загадку. Вроде ёжика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит - И одежда чище. (Щётка для одежды) Что это? В слове Щётка, какая первая буква? А звук? Давайте составим схему к этому слову. (Сколько слогов, какой из них ударный, из каких частей состоит наша схема, характеристика каждого звука.)
Посмотрите внимательно на ленту букв. Где находится звук [Щ']? Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он?






Буква Щ, звук [Щ']. два слога, первый ударный, схема состоит из трёх частей: слог слияния, замочек, слог слияния. Выполняет ученик у доски.




Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

Физминутка 1 минута Итак, мы с вами уже немного поработали, поэтому давайте отдохнём и сделаем несколько упражнений. В нашей физминутке будет слово, которое начинается на звук Щ, вам нужно не только выполнять упражнение, но и внимательно слушать. Встали, приготовились, выполняем вслед за мной: Во дворе щенок играл Прыгал, бегал и считал: Раз - прыжок и три кивка, Два - направо голова. Три - налево поворот И помчался до ворот. Вдруг он встал, вздохнул и сел И на всех вокруг глядел. Какое слово на звук Щ встретилось вам в физминутке? Смотрят на учителя и повторяют за ним движения.














Щенок.

Речевая разминка



Работа со схемой 1 минута А сейчас мы с вами почитаем, но сначала сделаем несколько упражнений, чтобы читать нам было легче. Разминка на дыхание. Скажите, какое время года у нас сейчас? Поставьте ручку перед собой, представьте, что у вас в руках снежинка, давайте её тихонечко сдуем ветерком, а теперь у нас на ладошках три снежинки, и мы сдуваем их быстро и резко. Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Подражаю я слону - Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
На доске написаны слоги ащ-ощ-ещ- сначала читает учитель, потом повторяют дети, потом читают сами, под руководством учителя. Прочтите слова, которые вы видите на экране. (Щенок, щегол) к какому из слов подходит данная схема? (схема с выделением качества звука будет подходить к двум словам)



Выполняют дыхательную гимнастику.




Повторяют упражнение за учителем.




Читают слоги, написанные на доске.


Читают слова, определяют к какому из слов подходит данная схема.

Формирование навыков

Работа с учебником, загадками




Работа со схемой


Конструирование, работа с буквами

Работа с учебником, чтение стихотворений




Работа с предметными картинками 30 минут Откройте стр. 64 в учебнике. Посмотрите, на ней представлены загадки про овощи, сейчас я их читаю, а вы внимательно следите глазками и попытаетесь отгадать, что же это за овощи.
Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява. Кто любит щи - Меня в них ищи. Что это? Найдите в этой загадке строчки, в которых есть звук [Щ']. Кто нашел эти строчки? А кто готов нам прочитать? А теперь давайте прочтем загадку полностью, от начала до конца.
Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. Что это? А здесь есть звук [Щ']? Посмотрите внимательно на вторую строчку и скажите какой другой непарный звук по твёрдости и мягкости здесь есть? Давайте вспомним, звук Ш, он какой? Ещё раз, от начала до конца прочтем эту загадку.
Красная девица, Сидит в темнице, А коса на улице. Что это? Здесь тоже нет звука [Щ'], а какой другой непарный звук здесь есть? В каких строчках встречается звук [Ц']? Прочтем загадку целиком. Капуста, лук, морковь - ОВОЩИ. Какие еще овощи вы знаете? Давайте составим схему к этому слову. Итак, сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение, давайте охарактеризуем каждый звук. Какой суп не бывает без капусты? А какой без свёклы? Вам даётся подсказка в учебнике (Щи, борщ.)
Итак, внимание, на доске мы видим буквы, давайте образуем из них слоги и хором их прочтем, (ЩО, ЩЕ, ЩУ, ЩИ, ЩА), а теперь наоборот (ОЩ, ЕЩ, УЩ, ИЩ, АЩ). (Добавляю еще два согласных звука [К] и [Н]). Из представленных на доске букв какие слова мы можем составить? (Щука, щека, щенок). А чтобы написать слово щука верно, какое правило мы должны с вами вспомнить?
В учебнике, на стр. 65, вверху стихотворение, я читаю, а вы внимательно следите за мной и подчеркиваете слоги, в которых встречается буква Щ. Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой - башмаки, Этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны. О чем это стихотворение? Какое название вы бы дали ему? Кто нашел слоги, в которых есть звук [Щ']? Это один и тот же слог? Сколько раз он встречается в стихотворении? Кто прочтет нам стихотворение полностью?
Ниже, стихотворение Сергея Михалкова, я читаю, вы следите. Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча, Два щенка ушли ворча. О чем это стихотворение? Как бы вы его озаглавили? По цепочке, по одной строчке ещё раз прочтем это стихотворение, начиная с первого ряда. Ниже задание, его нам прочтет Марина (2 ряд 1 парта). (Придумай слова с ЧА и ЩА, что интересного ты заметил?) Я повторяю первую часть задания, затем вторую.
Ребята, рассмотрите картинки, которые представлены на этой странице. Что на них изображено? Ангелина, прочти задание, которое идет после картинок (3 ряд 2 парта). Предметы мы назвали, выясним для чего они нужны. (Обращу внимание на слово клещи (объясню лексическое значение, если слово окажется непонятным)). Кле́щи- инструмент в виде щипцов, его используют для захвата материала или изделия, чтобы было удобнее обрабатывать его. У нас осталось с вами последнее стихотворение, написала его Ирина Петровна Токмакова, послушайте, карандашом подчеркните, в каких словах встретился слог ЩУ. Щука и Щурятки Со мной играют в прятки. Я их в речке поищу, Червячками угощу. О чем это стихотворение? В каких словах встретился слог ЩУ? Были ли слова, которые вам не понятны? (Щурятки - это маленькие щуки, дети щук). Полностью стихотворение прочитает Женя Сергиенко (1 ряд 1 парта).





Капуста. В слове ЩИ и в слове ИЩИ. Читает один ученик.








Лук. Здесь нет звука [Щ']. Звук Ш. Согласный, твердый не парный, глухой и имеет пару по звонкости и глухости - это звук Ж. Читает один ученик.







Морковь. Звук [Ц']. Во всех строчках. Читает один ученик.




Свёкла, тыква, огурец, помидор, баклажан и т.д. Ученик работает у доски.



Ответы детей.


Читают слоги по моему сигналу, конструируют слова из отдельных букв, вспоминают правило на ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.







О щётках. Ответы детей. Это слог ЩЁ, он повторяется четыре раза, в каждой строчке. Ученик читает полностью стихотворение.










Это стихотворение о щенках. Ответы детей. Читают стихотворение по цепочке.









Читает задание. Дети придумываю слова на ЧА и ЩА. (из частей ЧА и ЩА тоже можно составить слово, и это слово ЧАЩА).

Рассматривают картинки, говорят, что изображено на них. Ученица читает задание. Отвечают для чего нужны эти предметы.








Следят по тексту. В словах ЩУКА, ЩУРЯТКИ, ПОИЩУ, УГОЩУ. О щуках. Ответы детей. Ученик читает полностью стихотворение.

Итог урока, рефлексия 4 минуты Итак, ребята, подведём итог. О какой букве сегодня шла речь? Какой звук она обозначает? Ещё раз вспомним, звук [Щ'], он какой? Предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. Если ты все понял и активно работал на уроке, то прикрепи желтую чешуйку на щуку, если что-то вызывало затруднение - то коричневую, а кому совсем было тяжело, но он будет стараться дальше, нужно прикрепить голубую чешуйку. Спасибо всем за урок, вы были очень активны, хорошо работали, все молодцы! До свидания! О букве Щ. со звуком [Щ']. согласный, глухой, мягкий, не парный. Оценивают себя свою работу, прикрепляя на тельце щуки чешуйки разного цвета. Прощаются с учителем.

© 2010-2022