Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

2 класс

Неверова Наталия Ивановна

учитель начальных классов

МОУ СО школы № 21

г. Костромы

Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова


Ц е л и : Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности. Используемые методы:

  1. Наглядные;
  2. Частично-поисковые;
  3. Практические;
  4. Проблемные.
Наглядность:
  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»


№ п/п

Время

Модули урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.


Организационный момент


У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, - наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.








2.


Цели урока (психологическая минутка).


- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.






































Учащиеся выбирают карточку, показывают ее.




Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить .А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.-- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

























Ответы учащихся.

3.


Чистописание:


- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.


Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите?

- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

- Где может стоять первый мягкий знак?

- Где может стоять второй знак ?

-Итак, сначала все пропишем в воздухе.

- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради.

- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны?

- Какие ошибки здесь допущены?

- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради - верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали - талантливая?






- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак - хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!


- Назовите слова с мягким знаком

- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы




- Как нам проверить безударную гласную?


- Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь

ск_зать - скажешь


Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.









-Одна







-В середине слова


-В конце слова





Дети пишут








-Нет


Дети объясняют
















-у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова

- не имеет заглавной буквы.

















-Уголь, сказать.



-Мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать.



-Подобрать проверочное слово - скажешь





4


Словарная работа


- Какое правило мы только что вспомнили?


- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова?

- Почему?

- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

- Запишем эти слова в два столбика - в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй - на вопрос Что?





- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

- Какие слова отвечают на вопрос Кто?

- Где в слове стоит мягкий знак?

Почему ты в слове написал мягкий знак?

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

- Какой вывод мы можем сделать?





- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее?

- Почему?


- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

- Давайте восстановим это правило полностью.

ЧК

ЧН Ь НЧ

ЩН НЩ




-Безударная гласная, которую можно проверить







-Словарные

-Проверяем по словарю.







У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.








кто?

учитель

девочка

медведь

мальчик

что?

тетрадь

пальто

морковь

коньки










-Звук мягкий





Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.




-Девочка

-Без мягкого знака чк-чн - мягкий знак не пишется












В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.






5.


Физминутка.


Вот заинька маленький. Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд. Он подпрыгнул десять раз.
- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? ( - Почему в этих словах пишется мягкий знак? - А чем отличаются эти слова?
Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.


Дети повторяют за учителем движения













-Заинька, прыгать, десять, маленький


-Обозначают предмет, признак и действие






6.


Звуко-буквенный анализ слова.


- Итак, соль нашего урока, нашего дня - научиться писать слова с мягким знаком. - А почему говорят «Соль дела, соль урока»? - Верно, это значит - самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам. Звуко-буквенный разбор слова «соль».





- Почему букв здесь больше, чем звуков? Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)











Ответы детей









Один ученик у доски. Соль - 1 слог, 2 согл., 1 гл. [ с ] - согл., тверд., глух., парн. [ о ] - гл., уд. [ л ] - согл., мягк., зв., непарн. [ - ] . 4 б., 3 зв.









Дети повторяют движения за учителем


7.


Работа с предложением.


- Ребята, а просто слово «соль» - что оно может обозначает?
- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд - про ноту; второй - про полезное ископаемое, а третий - про пищевую добавку. -Проверяем. Хорошо.
- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.»
Вывод: Одно слово - много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.





-Полезное ископаемое, нота, пищевая добавка











Выборочно нескольких учеников







Комментирует один ученик


8.


Работа в парах.


- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. - У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где - нет. 1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке 2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_












- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему? - А в каком слове вы мягкого знака не вставили? Почему?
Физминутка «Надуваем шарик» (надуваем - большой, перестали - маленький)
- В каких словах встретился мягкий знак? - Что это за слова?

























Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово. Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно - ставят +, не всё - исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами: Игорь поймал на речке пять окуньков. На улице началась сильная метель.








-Речке









Повторение движений



-Большой, маленький
-Слова-признаки, слова, противоположные по смыслу


9.


Итоги урока.


- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось? - А какой секрет русского языка вы теперь знаете?
- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? - Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. - Спасибо всем. Урок закончен.









-Когда и зачем пишется мягкий знак

















Дети поднимают соответствующую картинку



© 2010-2022