- Преподавателю
- Начальные классы
- «В царстве гласных букв и звуков»
«В царстве гласных букв и звуков»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черных Н.В. |
Дата | 13.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие
« В царстве гласных букв и звуков»
Обучение грамоте
Черных Наталья Валентиновна ,
учитель начальных классов второй
МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля»
города Братска
Цель: Формировать универсальные учебные действия.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; формировать любовь к родному языку, взаимовыручку, позитивные индивидуальные свойства, личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету.
Метапредметные результаты: действовать в соответствии с поставленными задачами, по инструкции, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде, анализировать и делать выводы, развивать умение работать в группах.
Предметные результаты: формировать знания в области устного народного творчества, умение применять изученные правила гласных звуков и букв, умение видеть и слышать данные звуки в устной речи.
Оборудование: аудио-проигрыватель, костюмы для персонажей (Дед Буквоед, Фея, звуковички, гласные буквы ) карточки с заданиями, иллюстрации, загадки.
Ход мероприятия
Скоморох1
С вами вместе собрались,
Просим не скучать!
Мы хотим для вас сегодня
Сказку показать!
Скоморох1
В гласном царстве,
В чудо государстве.
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко
Жила была фея красавица.
Встречайте, она вам понравиться
Фея гласных
Добрый день, весёлый час
Рада видеть, вас, у нас
Посмотрите на меня,
В красном платье хожу я
Петь люблю звенеть люблю
Вам мелодию дарю.
Песня «Я пою…»
Фея гласных
Я хочу вас удивить!
Надо к вам мне пригласить
Моих сладких лопушков-
Гласных звуковичков
Забегает звук [А], кричит
Зв [а] А-а-а
Фея гласных
Чего же ты дружок испугался
Зв [А] Ай, Ай. Я невидимый.
Фея гласных
Не бойся чудик, ведь мы знаем какие буквы тебя обозначают
Ну-ка буквы не сидите,
Скорей к звуку выходите!
Дети буквы А и Я танцуют под музыку подходя к звуку
Фея гласных
Звук один, а буквы две
Непонятно что-то мне.
Зв [А]
Мы гласные-
Звуки прекрасные
Друг перед дружкой щеголяем .
По два платья- буквы примеряем
Буква А
Я- начало алфавита,
Тем, друзья, и знаменита.
А узнать меня легко,
Ноги ставлю широко
Два столбца наискосок,
Между ними- поясок.
Я стою после твёрдых согласных.
Буква Я
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила
Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я.
Я обозначаю звук [а],когда стою после мягких согласных
Зв [о] летит
О-о-о
Фея гласных
Ты молодец, что догадался
К нам звук [о] прийти
Велю я знакам моим волшебным
Тебя поскорей найти.
Танцуют вокруг звука буквы О,Ё
Буква О
Посмотри на колесо
И увидишь букву о.
Во мне нет ни уголка.
Оттого-то я кругла.
Я стою после твёрдых согласных.
Буква Ё
У меня две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Я обозначаю звук [о], когда стою после мягких согласных
Бредёт звук [у], плачет
У-у-у
Фея гласных
Да не плачь же ты, звук [у],
Твои буквы сейчас позову.
Под музыку выходят буквы У, Ю
Буква у
Я буква у
Совсем проста
Тяну рожки я
Из хвоста.
Я стою после твёрдых согласных.
Буква Ю
Чтобы о не укатилось,
Крепко к столбику прибью
Ой, смотрите что случилось
получилась буква Ю.
Я обозначаю звук [у],когда стою после мягких согласных
Фея гласных
/машет волшебной палочкой/
Пусть снова чудо, случится тут.
Появись- ка новый звук!
Зв [э]идёт и вздыхает
Э-э-э
Фея гласных
Что идёшь ты к нам с досадой
Не печалься, отдохни.
Платья в руки ты возьми. /буквоед подводит к нему буквы э, е/
Буква э
Я всегда с раскрытым ртом
И большущим языком
Звук э я обозначаю только в начале словили после гласных.
Буква е
На расчёску похожу
С буквой ё давно дружу
Я обозначаю звук [э],когда стою после мягких согласных
Выходят буквы И и Ы
Вот хорошие друзья
Пришли вместе вы не зря
Только платьице одно
Каждому из вас дано.
Буква и
Я наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула-
К правой ножке пристегнула.
Передо мной всегда стоит согласный мягкий.
Буква ы
Я, бедняжка, буква ы
Брожу с палочкой увы
Передо мной всегда стоит согласный твёрдый.
Фея гласных
Ну-ка, гости дорогие,
Попрошу вас сосчитать,
Сколько нынче гласным звукам
Пришлось платья примерять
Их всего - 6 (повторяют хором)
Гласные звуки хором
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
По одной строке
Гласные звуки в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Фея гласных
Ну-ка, гости дорогие,
Попрошу вас сосчитать,
Ну а сколько гласных букв
Пришлось на праздник к нам созвать?
Все - 10
Фея гласных
Что случилось, что случилось!
С полки азбука свалилась.
Буквы все на пол упали,
Себе ножки обломали.
Ой да это ж злющий дед
Зовут деда- Буквоед.
Идет Буквоед и ворчит
Буквоед.
Что за шум что за гам
Ну сейчас я вам задам.
Буду вас сейчас ругать
Но ка буквы собирать!
Буквы
Мы вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
Игра «Собери буквы». Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две - три части.
Игра «Буквоед». Ах ребята, пока мы буквы собирали дед Буквоед съел некоторые части букв. Давайте спасем буковки.
Зв [а] Загадки
Очень любит игры дед,
Не простой дед - Буквоед.
Он загадку хочет дать,
Ваше дело - отгадать.
Да и звук первый назвать.
Зв [а]
Тем кто деток малых ждёт
Она вскоре принесёт.
Кто ответ загадки знает
Как зовут ту птицу ?(аист)
Зв [а]
Тяжесть веточку клонила,
Чуть её не обломила.
Ребятишки прибежали
Плод тот быстренько сорвали.
Стало дереву легко
Что росло там ,(яблоко)
Зв [э]
Её в праздник наряжают
Малых деток ублажают.
Зимою кружится метель
Осыпает снегом (ель)
Зв [э]
Он железною стрелою,
Будто длинною рукою,
В котловане грунт черпает
И в машины высыпает.
Земляной эвакуатор
Все называют (экскаватор)
Зв [о]
Как листва зелёный
Пупырчатый, ядрёный.
Растёт под солнцем удалец
Хрустящий, вкусный (огурец)
Зв [о]
От врагов в клубок свернётся,
Вряд ли кто его коснётся.
Рукою голой не возьмёшь-
Иголками уколет (ёж)
Зв [и]
И чтобы дома не скучать,
Стала Танечка играть.
Своих деток разбудила
И за столик усадила.
У заботливой Танюшки
Пьют чай славные (игрушки)
Зв [у]
То что выглядит гармошкой,
Всё расправит тут и там.
По швам пройдётся, сделав крюк,
Полезный в доме всем (утюг)
Тарелка кружится цветная,
Полоска ярко-голубая.
Лихо танец станцевала
И тихонько набок встала
Была очень весела,
Эта чудная (юла)
Зв [ы]
Эти буква нам нужна
Для письма она важна.
В слове мышь, дымок и мы,
В каждом вы найдёте (ы)
Буква спряталось куда-то,
Буква спряталась и ждёт.
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт? Игра «На что похожа буква».
А теперь придумайте, на что похожа буква, которую
А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине.
И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
У - уши зайца.
Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Фея гласных
Игра «Я найду слова везде».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
- Подбираем как можно больше слов со звуками, которые обозначает ваша буква (дети и родители называют слова по-очереди
Буква а
Абрикос, арбуз, айва.
Очень сладкие слова
Да и все на букву а
Буквы е,ё
Ель на ёжика похожа
Ёж в иголках ёлка тоже.
Буква и
Иней лёг на ветки ели
иглы за ночь побелели
Буква О
Ослик быо сегодня зол
Он узнал, что он осёл.
Буква У
Ученик учил уроки
У него в чернилах щёки
Буква э
Экскаватор землю роет
Это школу детям строят
Буква ю
Юнга будущий матрос
Южных рыбак нам привёз
Буква я
Я сказала про себя
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит
Гол! Закончен алфавит
Буква ы
Ы не любит быть одна,
Среди букв всегда она.
Игра « Буквы на спине».
Дети отворачиваются от доски, логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок угадывает букву. Затем взрослые и дети меняются местами. Слоги Слово делится на части. «АХ!» какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
Игра «Какие буквы спрятались?». Я скажу, друзья, на ушко: Здесь поставлена ловушка. Ты в неё не попадай, А найди и разгадай.
Буквоед.
Молодцы вы ребятушки
И вы буквы -хохотушки.
Вижу знаете вы много
Лучше ка пойду я с богом
Вы ж учитесь хорошо
Я не то приду ещё.
Фея гласных
До свиданья хитрый дед
Шалунишка Буквоед
Но и вы мои подружки
Певуны и хохотушки
Говорите -«До свиданья»
Наступил уж час прощанья.
Все - до свиданья!
Выходят скоморохи под музыку
Скоморох2
Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда.
И та награда - в нем самом».
Скоморох1
Вот и сказочки конец
А кто слушал молодец!
8