Конспект урока по русскому языку тема: Корень слова

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Гимназия №56»

П. Красково Люберецкого района Московской области









Конспект урока

Тема: «Корень слова»













Выполнил: Ананьева Я. В.,

учитель начальных классов первой категории



  1. Организационный момент:

Раз вдохнули, два вдохнули...
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки! -Знакомство, запись числа и классной работы в тетрадь. 2. Актуализация знаний. - Я пришла к Вам не одна. Со мной пришла ученица 2 класса из царства «Грамматика». Чтобы узнать, как ее зовут надо вспомнить алфавит: 18 10 19 1 Р и т а -Кто догадался, как надо действовать? -Как зовут нашего гостя? -Ребята, кто сможет объяснить слово «Грамматика»? -А как вы поступаете, когда встречаете не понятное слово? (обращаемся к толковому словарю). - Послушайте Грамматика - это….. 3. Рита принесла для нас задание, говорит, что трудное. Ну, что испытаем свои силы? Давайте постараемся! - Угадайте, какую букву можно написать при помощи этих элементов? (это заглавная буква Р). Работа над каллиграфией. - Помните: Парта - это не кровать И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно! - А какие звуки обозначает буква Р? ( Р и р,) - Обведем букву в воздухе - Посмотрите, как ее пишу я (наклонная прямая с закруглением влево, верхний элемент - полу овал) - Теперь запишите вы. - Сравните с образцом. - Запишите еще раз - Когда мы пишем заглавную букву? - Напишите имя нашего гостя (Рита). - Напишите свои два слова с заглавной буквой р. - Прочти, что получилось? 4. Чистоговорка: Четко произнеси звуки: Ра-ра-ра играет детвора Ро-ро-ро едем на метро Ри-ри-ри гири убери Ру-ру-ру руки я протру Ры-ры-ры рыжие бобры Ря-ря-ря синие моря Рю-рю-рю зерна снегирю - Составьте предложение с заглавной буквой Р. 5. Загадка: Я у дуба,Я у зуба,Я у слов. И у цветов.Я упрятан в темноту.Я не вверх, а вниз расту. (Корень). 6. Так о чем мы с Вами будем рассуждать на уроке? (О корне слов). 7. - Что же такое корень слова? - Какие слова мы называем однокоренными? -А вы знаете, почему общую часть слова называют корнем? -Послушайте сказку: (отлет, лететь, летать, летчик, самолет, перелетный, вылет, полет, недолет, перелет, лет) Жил - был много тысяч лет назад корень «лёт». Нашли его люди и думают, что с ним делать? А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое, красивое дерево.»Посадили люди корень «лет», и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня лет. Все они на корень похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло. Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть лёт. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от нее, как от корня дерева, образуются новые родственные слова. 8. Про общую часть корня узнали, а как растут слова? - Послушайте стихотворение, запомните однокоренные слова. Как-то много лет назад Посадил странный сад Не был сад фруктовым Был он только словом. Это слово-слово-корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом Маленький садик развел садовод. К нам садовник идет Очень интересно гулять в саду словесном. - Какие однокоренные слова прозвучали? (сад, садовник, рассада, посадки, садик, садовод). - Назовите корень. -Так как же выросли наши слова? (появились приставки и суффиксы. Другие части слова.) 9. Рита приготовила задание: - Лиска, лисонька, лиса! Ты в каких живешь лесах? Лисий хвост замел следы. Где лисичка? Видел ты? - Подберем однокоренные слова к слову Лисица. Лисонька, лиса, лисий, лисичка, лисонька. -Найдем корень, поставим ударение, подчеркнем гласную в корне. Физ минутка для глаз 10.У Риты для нас еще одно задание! На поляну прибежала пушистая леса (лиса). - Как вы думаете все ли в этом предложении правильно. -Подберем проверочное слово (лисонька). - А Рита мне говорит, что слова лес и лиса однокоренные? - Значит, у однокоренных слов должно быть одинаковым смысловое значение. 11. Найди однокоренные слова: Носильщик, нос, носатый Цирк, цирковой, циркуль 12. Подберите к слову зима однокоренные слова (зимний, зимушка, зимовье, перезимовал) - А слово водитель является однокоренным к слову вода? Почему? 13. Карточка - Вырасти слово: лес, пере, ок - Составить предложение со словом лес 14. Работа по учебнику с 83. Упражнение 10 -Есть ли общее в значении слова корень в данных сочетаниях слов корень дерева, корень зуба, корень слова? (есть) Выпиши сочетания слов, обозначающие:

  1. Подземную часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ (корень дерева)
  2. Главную часть, в которой выражается его значение (корень слова)
Физ минутка Упражнение 11 Являются ли однокоренными слова в предложениях? (Нет) Коля колет - кол Поля полет- прополка Паша пашет - пашня Варя варит - отвар Валя валит - завал Света светит - свет 15. Рефлексия - Выделите корень. Двор, дворовый, дворник Сосна, сосны, сосновый, сосняк Кот, котенок, котята Скрип, скрипит, скрипучий Лесной, лес, лесок 16. Подведение итогов - Что для Вас было новым на уроке? -Какие задания для Вас показались трудными? -Что было интересно? - Задайте вопрос классу по теме урока. 17.Домашняя работа. Составьте ряд однокоренных слов к одному слову: лето, снег, дом, стол, роз.
© 2010-2022