Тема сообщения: «Введение ФГОС в основное общее образование»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар по теме: «Введение ФГОС в основное общее образование»

Дата: 22 января 2015 год

Балашова Е.В., учитель начальный классов, руководитель МО МЭЛ им А.Г. Шнитке.


Слайд 1 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Слайд 2 Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. Дети понимают, что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешность в обществе. Слайд 3 Просмотрите фотографии на слайде. Как вы думаете, современный урок, он какой? (предполагаемые ответы учителей) сотрудничество Системно - деятельностный подход Групповые формы работы Практика, связь с жизнью
Слайд 4 Главное в современном уроке - совместная деятельность учителя и ученика, где роль учителя не должна быть приоритетной, где деятельность ребенка должна быть направлена на формирование умений самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Слайд 5
Умение учиться всю жизнь обеспечивается целенаправленным формированием у ребёнка универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Слайд 6: Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, типологию уроков и критерии оценивания урока. Слайд 7: Подробнее рассмотрим принципы построения урока. 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывает их сам. 2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе). 4) Принцип минимакса - заключается в том, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Слайд 8 Так, каким же должен быть современный урок? Современный урок должен быть: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный. Слайд 9 Каковы же особенности современного урока? Современный урок - урок актуальный для настоящего времени, урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Слайд 10 Очень актуально сейчас высказывание: Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай сделать - и я пойму!


































Слайд 11 В современном уроке очень важна роль учителя, но роль ученика важна не меньше. Сотрудничество на уроке учителя и ученика должны соответствовать соотношению: 50:50. Роль учителя Роль ученика

  • владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • задает задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  • стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • специально планирует коммуникативные задачи урока.
  • принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • умеет самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
  • умеет ставить перед собой цель, принимать решения;
  • умеет самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
  • умеет проконтролировать себя, свои собственные действия;
  • умеет адекватно оценить свои действия,
  • выявляет недочёты и корректирует дальнейшую работу;
  • умеет согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.


Слайд 12: Психологи в ходе определённых исследований установили процентное содержание усваиваемой учениками информации. Если представить усваиваемую информацию в виде пирамиды, то вот что получается: наибольшее процентное содержание информации содержится в самостоятельном приобретении знаний. Слайд 13 Таким образом, те знания, которые ребенок будет добывать самостоятельно или в сотрудничестве с другими детьми, станут наиболее прочными. Слайд 14: При подготовке учителя важно правильно сформулировать тему урока, поставить цель - целеполагание - обязательный элемент урока. Если раньше в уроке была строгая структура, то сейчас структура урока гибкая, т.е. не все этапы могут соблюдаться. Но, каждый урок, в зависимости от типа имеет определённую структуру. Слайд 15: Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1)Уроки «открытия» нового знания; 2)Уроки отработки умений и рефлексии; 3)Уроки общеметодологической направленности; 4)Уроки развивающего контроля. Каждый тип урока имеет свою структуру.
Сегодня вы увидите фрагменты урока русского языка в 3 классе. Классный руководитель - учитель высшей категории Беляк Т.П. Тема урока «Число имён существительных». Вы увидите самые сложные этапы урока: самоопределение к деят-ти, актуализация знаний, процесс «открытия» нового знания, рефлексия.. Вы увидите, как дети умеют работать в группах, определяя роль каждого члена группы, отстаивать свою точку зрения, т.е. проявлять свои коммуникативные умения.

Слайд 16 Первый этап урока «Самоопределение к деятельности» ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ СЛАЙД

ТАНЯ СЛАЙД 17, 18

Слайд 19Постановка целей и задач урока ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ СЛАЙД

ТАНЯ Слайд 20, 21

Слайд 22,23 Актуализация опорных знаний ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ СЛАЙДЫ
ТАНЯ Слайд 24 - 27 Слайд 28,29,30, 31 Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания. Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. Слайд 32: Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.

Слайд 33:









© 2010-2022