Урок «Технология педагогических мастерских в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Технология педагогических мастерских в начальной школе».

Меня всегда интересуют новые или нетрадиционные подходы к образованию. Хочется постоянно совершенствовать свой опыт. Так, в ходе самообразования овладела технологией проектного, исследовательского метода обучения.

Заинтересовалась технологией "Педагогических мастерских" и сейчас активно пытаюсь применять её на практике.

Что такое педагогическая мастерская?

Педагогическая мастерская - это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Здесь достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, и каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры в свободной деятельности.

В мастерской это может быть представлено так:

творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т. д.

Это метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного выбора, тем самым создавая условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой.

На пути к истине ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие, начиная понимать, что истина есть целое, что чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, вещи - с ними можно общаться только в форме диалога.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Одно из замечательных качеств мастерской является ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.

Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения.

Принципиальное отличие, заключается в двух особенностях мастерской:

Проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания.

Проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского. исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей теории познания Гастона Вашляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.

Можно считать, что мастерская представляет собой интеграцию зарубежного и российского педагогического опыта.

Ведущие идеи этой целостной и оригинальной педагогической системы можно кратко представить в следующих основных положениях:

1. "Вызов традиционной педагогике".

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

3. "Все способны!".

4. Интенсивные методы обучения и развития.

5. Новый тип педагога.

6. Пафос изложения педагогических идей и точный расчет психологического воздействия.

Принципы построения педагогической мастерской

1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.

2. Равенство всех, включая мастера.

3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.

4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе "предъявления продукта"; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой - психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.

Творческий процесс - главное технологическое средство достижение цели обучения

Разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов

Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит, скорее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя - поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Для облегчения понимания процесса организации и ведения мастерской необходимо пояснить некоторые термины и понятия.

Разрыв. Психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приводится учителем к новому логично, постепенно, многоступенчато и доказательно, то в мастерской самостоятельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происходит разрыв между старым и новым знанием.

«Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» - «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т. п. Незапланированные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.

Рефлексия. «В психологии различают два типа рефлективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»

В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастерской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и о специальных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией.


В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с научным или художественным открытием. Таким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение опыта разносторонней духовной деятельности, в том числе по самопознанию.

Во время заключительной рефлексии происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения.

Это необходимый элемент мастерской. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Это умение может превратиться в постоянно действующий навык саморегуляции.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения, открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса).

Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания.

Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, схемами и моделями.

Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Большую роль в создании творческого процесса в мастерской играет побуждение к ассоциативному мышлению. Ассоциации - это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определенным личным и психологическим темам, мотивам, сходствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления таких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию» (см. словарное определение).

Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой - помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры.

Построение мастерской технологично, а следовательно, создается по определенному алгоритму. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Я в своей практике использую следующий алгоритм построения педагогической мастерской:

Алгоритм данной технологии отличается от традиционного урока.

В начале создается проблемная ситуация( индуктор), вызывающие интерес к проблеме исследования.

  1. «Индуктор»- обращенность к опыту ученика, уважение его личности, апелляция к ассоциативному образному мышлению это может быть задание, слово, предмет, воспоминание.

2.«Деконструкция» - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

3.«Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценкуи провести самокоррекцию.

4.«Реконструкция» - создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.

5.«Афиширование» - вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомлениес ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

6.«Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературнымили научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.

7.«Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное голодание. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это - в рамках правил и определенного алгоритма мастерской, которые не допускают преждевременного введения мастером готовой информации. Обычно это происходит на втором этапе процесса.

По временной продолжительности мастерские разделяются на «одноактные (от 1 часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.

Рекомендации для мастера (учителя):

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

1. Создавать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.

2. Непрерывно включать эмоциональную сферу ребенка, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму.

3. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.

4. Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.

5. Информацию подавать малыми дозами.

6. Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

Уроки в режиме мастерской - это уроки откровения: умеешь рисовать - рисуй, хочешь петь - пой, любишь танцевать - танцуй, нравится театр - пиши сценарий, режиссируй, играй…

Мастерские, независимо от типа, несут на себе печать индивидуального авторского стиля. Типология мастерских, так же как и другие признаки этой инновационной формы обучения, не сложилась окончательно и подлежит дальнейшей практической отработке и теоретическому осмыслению.

Литература

Из статьи И.А.Мухиной, заслуженного учителя РФ, доцента кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ







© 2010-2022