Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №16 х.Пролетарского

Курского муниципального района

Ставропольского края

Рассмотрено и обсуждено

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №1

от «____» сентября 2014 г.


Руководитель МО_________ С.Ю. Антонова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________О.Р. Мурсалова


«____» сентября 2014г.

Утверждаю

Директор

_______________С. Б. Григорян


от «____» сентября 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По предмету _______математика_______

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) начальное общее , 1 - 4 класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)


Количество часов 540ч Уровень базовый_____

(базовый, профильный)


Рабочую программу составила : учитель начальных классов Антонова С.Ю.

Программа разработана на основе авторской программы по математике А. Л. Чекина, Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. - Ч.1) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), в редакции МОРФ от 22 сентября 2011г., приказ №2357

1) Пояснительная записка Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Предлагаемый начальный курс математики имеет следующие цели. •Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий. •Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы. •Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. •Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, предлагаемый начальный курс математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

2) Общая характеристика учебного предмета Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение той роли, которую мы отводим изучению геометрического материала и изучению величин, что продиктовано той группой поставленных целей, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, так как ребенок воспринимает окружающий мир, прежде всего, как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и информационной (работа с данными). Что же касается вопросов алгебраического характера, то они рассматриваются в других содержательных линиях, главным образом, арифметической и алгоритмической. Арифметическая линия, прежде всего, представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 100 и «круглые» числа до 1000 (2 класс), целые числа от 0 до 999 999 (3 класс), целые числа от 0 до 1 000 000 и дробные числа (4 класс). Знакомство с числами класса миллионов и класса миллиардов (4 класс) обусловлено, с одной стороны, потребностями курса «Окружающий мир», при изучении отдельных тем которого учащиеся оперируют с такими числами, а с другой стороны, желанием удовлетворить естественный познавательный интерес учащихся в области нумерации многозначных чисел. Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Дробные числа возникают сначала для записи натуральной доли некоторой величины. В дальнейшем дробь рассматривается как сумма соответствующих долей, и на этой основе выполняется процедура сравнения дробей. Изучение чисел и их свойств представлено также заданиями на составление числовых последовательностей по заданному правилу и на распознавание (формулировку) правила, по которому составлена данная последовательность, представленная несколькими первыми ее членами. Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рас- сматриваются не только компоненты этого действия, но и в обязательном порядке его результат. Если не введено правило, согласно которому по известным двум компонентам можно найти результат действия (хотя бы на конкретном примере), то само действие не определено. Без результата нет действия! По этой причине мы считаем некорректным рассматривать, например, сумму до рассмотрения сложения. Сумма указывает на намерение совершить действие сложения, но если сложение еще не определено, то каким образом можно трактовать сумму? В этом случае вопрос остается без ответа. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности. • Сложение (систематическое изучение начинается с первого полугодия 1 класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем числовое множество, на котором выполняется сложение, расширяется, причем это расширение происходит с помощью сложения (при сложении уже известных учащимся чисел получается новое для них число). Далее изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и поразрядном способе сложения. • Вычитание (систематическое изучение начинается со второго полугодия 1 класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая базируется на идее обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где основную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания. • Умножение (систематическое изучение начинается со 2 класса) вводится как сложение одинаковых слагаемых. Сначала учащимся предлагается освоить лишь распознавание и запись этого действия, а его результат они будут находить с помощью сложения. Отдельно вводятся случаи умножения на 0 и на 1. В дальнейшем составляется таблица умножения однозначных чисел, используя которую, а также соответствующие свойства умножения, учащиеся научатся умножать многозначные числа. • Деление (первое знакомство во 2 классе на уровне предметных действий, а систематическое изучение начиная с 3 класса) вводится как действие, результат которого позволяет ответить на вопрос: сколько раз одно число содержится в другом? Далее устанавливается связь деления и вычитания, а потом - деления и умножения. Причем, эта последняя связь будет играть основную роль при обучении учащихся выполнению действия деления. Что касается связи деления и вычитания, то ее рассмотрение обусловлено двумя причинами: 1) на первых этапах обучения делению дать удобный способ нахождения частного; 2) представить в полном объеме взаимосвязь арифметических действий I и II ступеней. В дальнейшем (в 4 классе) операция деления будет рассматриваться как частный случай операции деления с остатком. Геометрическая линия выстраивается следующим образом. В первом классе (на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера) изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, симметричные фигуры. Во втором классе изучаются следующие понятия и их свойства: прямая (аспект бесконечности), луч, углы и их виды, прямоугольник, квадрат, периметр квадрата и прямоугольника, окружность и круг, центр, радиус, диаметр окружности (круга), а также рассматриваются вопросы построения окружности (круга) с помощью циркуля и использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному отрезку. В третьем классе изучаются виды треугольников (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные; разносторонние и равнобедренные), равносторонний треугольник рассматривается как частный случай равнобедренного, вводится понятие высоты треугольника, решаются задачи на разрезание и составление фигур, на построение симметричных фигур, рассматривается куб и его изображение на плоскости. При этом рассмотрение куба обусловлено двумя причинами: во-первых, без знакомства с пространственными фигурами в плане связи математики с окружающей действительностью будет потеряна важнейшая составляющая, во-вторых, изучение единиц объема, предусмотренное в четвертом классе, требует обязательного знакомства с кубом. В четвертом классе геометрический материал сосредоточен главным образом вокруг вопроса о вычислении площади многоугольника на основе разбивки его на треугольники. В связи с этим вводится понятие диагонали прямоугольника, что позволяет разбить прямоугольник на два равных прямоугольных треугольника, а это, в свою очередь, дает возможность вычислить площадь прямоугольного треугольника. Разбиение произвольного треугольника на два прямоугольных (с помощью высоты) лежит в основе вычисления площади треугольника. При этом следует иметь в виду, что знакомство практически с любым геометрическим понятием в данном учебном курсе осуществляется на основе анализа соответствующей реальной (или псевдореальной) ситуации, в которой фигурирует предметная модель данного понятия. Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, вместимость (объем), стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени - это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий (в том числе строить и алгоритмические предписания). В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. При этом сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве. Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше» и «позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности. Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии первого класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется «на глаз» по рисунку или по представлению, а также способом «приложения». Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии первого класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин. Во втором классе продолжится изучение стандартных единиц длины: учащиеся познакомятся с единицей длины - метром. Большое внимание будет уделено изучению таких величин, как «масса» и «время». Сравнение предметов по массе сначала рассматривается в «доизмерительном» аспекте. После чего вводится стандартная единица массы - килограмм, и изучаются вопросы измерения массы с помощью весов. Далее вводится новая стандартная единица массы - центнер. Изучение величины «время» во втором классе начинается с рассмотрения временных промежутков и измерения их продолжительности с помощью часов, устанавливается связь между моментами времени и продолжительностью по времени. Вводятся стандартные единицы времени (час, минута, сутки, неделя) и соотношения между ними. Особое внимание уделяется изменяющимся единицам времени (месяц, год) и соотношениям между ними и постоянными единицами времени. Вводится самая большая изучаемая единица времени - век. Кроме этого, рассматривается операция деления однородных величин, которая трактуется как измерение делимой величины в единицах величины-делителя. В третьем классе, кроме продолжения изучения величин «длина» и «масса» (рассматриваются другие единицы этих величин - километр, миллиметр, грамм, тонна), происходит знакомство и с новыми величинами: величиной угла и площадью. Рассмотрение величины угла продиктовано желанием дать полное обоснование традиционному для начального курса математики вопросу о сравнении и классификации углов. Такое обоснование позволит эту величину и в методическом плане поставить в один ряд с другими величинами, изучаемыми в начальной школе. Работа с этими величинами осуществляется по традиционной схеме: сначала величина рассматривается в «доизмерительном» аспекте, далее вводится стандартная единица измерения, после чего измерение проводится с использованием стандартной единицы, а если таких единиц несколько, то устанавливаются соотношения между ними. Основным итогом работы по изучению величины «площадь» является вывод формулы площади прямоугольника. В четвертом классе по привычной уже схеме изучается величина «вместимость» и связанная с ней величина «объем». Осуществляется знакомство с некоторыми видами многогранников (призма, прямоугольный параллелепипед, пирамида) и тел вращения (шар, цилиндр, конус). Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем алгоритмической) является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. При этом для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным. Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями, 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений, 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащимися достаточно хорошо будут усвоены зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий. Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у учащихся общего умения решать задачи. Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определить, является ли предложенный текст задачей, или как по данному сюжету сформулировать задачу, установить связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них. Информационная линия, в которой рассматривается разнообразная работа с данными, как это и предусмотрено стандартом, распределяется по всем содержательным линиям. В нее включены вопросы по поиску (сбору) и представлению различной информации, связанной со счетом предметов и измерением величин. Наиболее явно необходимость в таком виде деятельности проявляется в процессе работы над практическими задачами (по всему курсу), задачами с геометрическими величинами (по всему курсу) и задачами с недостающими данными (3 класс, 1 часть и далее). Фиксирование результатов сбора предполагается осуществлять в любой удобной форме: в виде текста (протокола), с помощью табулирования, графического представления. Особое место при работе с информацией отводится таблице. Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с записью имеющейся информации в виде таблицы (речь идет о «Таблице сложения»), и осознают удобство такого представления информации. При этом учащиеся принимают непосредственное участие в построении такой таблицы. Во 2 классе эта работа продолжается очень активно. Наряду с построением и использованием «Таблицы умножения» учащиеся знакомятся с возможностью использовать таблицу для осуществления краткой записи текстовой задачи. Они учатся читать готовые таблицы и заполнять таблицы полученными данными. Наряду с заданиями, в которых работа с таблицей носит очень важный, но все же вспомогательный характер, предусмотрены и специальные задания по работе с таблицами (см. соответствующее приложение). В 3 классе к уже знакомым учащимся видам «стандартных» таблиц добавляется еще одна очень важная таблица, а именно «Таблица разрядов и классов». Все виды работ с таблицами продолжают активно действовать, но при этом появляются задания, связанные с интерпретацией табличных данных, с их анализом для получения некоторой «новой» информации. В 4 классе учащимся приходится много работать с таблицами, что обусловлено спецификой изучаемого материала: большой объем времени отводится рассмотрению задач с пропорциональными величинами, характеризующими процесс движения, работы, изготовления товара, расчета стоимости. Традиционно решение таких задач, как правило, сопровождается табличной записью. Еще одной удобной формой представления данных является использование диаграмм. При этом используются как диаграммы сравнения (столбчатые или полосчатые), так и структурные диаграммы (круговые). Первое упоминание о диаграмме дается на страницах учебника 3 класса: изучается специальная тема «Изображение данных с помощью диаграмм». При этом появление диаграмм сравнения как средства представления данных подготовлено введением такого понятия, как «числовой луч». Именно горизонтальное расположение числового луча (что является наиболее привычным расположением) привело к тому, что из двух возможных типов расположения диаграммы сравнения (вертикального или горизонтального) мы в основном используем горизонтальное их расположение (полосчатые диаграммы). Но при этом не следует думать, что вертикальные (столбчатые) диаграммы чем-то принципиально отличаются от горизонтальных. Эта мысль доводится и до понимания учащихся: они работают с вертикальными и горизонтальными диаграммами на общих основаниях. Преимущество горизонтальных диаграмм проявляется еще и в том, что на страницах учебника их можно расположить более компактно. Знакомство учащихся со структурной диаграммой, которая представлена в круговой форме, происходит (и может произойти) только после того, как будет введено понятие доли и учащиеся научаться делить круг на заданное число равных частей. Умение распознавать и строить круговой сектор, площадь которого составляет определенную долю (половину, четверть, треть и т. д.) от площади соответствующего круга, и является той базой, которая лежит в основе работы с круговой диаграммой. В явном виде эта работа проводится только в 4 классе, но подготовительная работа, связанная с использованием круговых схем, начинается уже во 2 классе. Алгебраический материал в настоящем курсе не образует самостоятельной содержательной линии в силу двух основных причин: во-первых, этот материал, согласно требованиям нового стандарта, представлен в содержании курса в очень небольшом объеме (в явном виде лишь в тех вопросах, которые касаются нахождения неизвестного компонента арифметического действия), а во-вторых, его направленность главным образом носит пропедевтический характер. Однако мы считаем, что по той роли, которая отводится этому материалу в плане дальнейшего успешного изучения курса математики, он вполне мог бы быть представлен более широко и мог бы претендовать на образование самостоятельной содержательной линии. Алгебраический материал традиционно представлен в данном курсе такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4 класс, но пропедевтическая работа начинается с 1 класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, готовят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а затем и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует записать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений. Во 2 классе вводится само понятие «уравнение» и соответствующая терминология. Делается это, прежде всего, для вывода правил нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого как способа решения соответствующих уравнений. В 3 классе рассматриваются уравнения с неизвестным множителем, неизвестным делителем, неизвестным делимым и так же выводятся соответствующие правила.

3) Описание места учебного предмета в учебном плане В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс математики представлен в предметной области «Математика и информатика» (вариант 1), изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе курс рассчитан на 132 часа (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов - на 136 часов (34 учебных недели). Общий объём учебного времени составляет 540 часов.

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценностные ориентиры содержания курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования по математике, представленными в Примерной программе по учебным предметам начального общего образования . В основе учебно - воспитательного процесса лежат такие ценности математики как: • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма. Реализация указанных ценностных ориентиров в курсе «Математики» в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

«Математика» к концу 1-го года обучения Обучающиеся научатся: • читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20; • вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20); • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); • записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -); • употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности); • пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел; • воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания; • применять переместительное свойство сложения; • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; • выполнять сложение на основе способа прибавления по частям; • применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа; • выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям; • применять правила сложения и вычитания с нулем; • понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания; • выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток; • выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника; • распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»; • распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг); • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники; • определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки; • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки; • находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений; • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см); • распознавать симметричные фигуры и изображения; • распознавать и формулировать простые задачи; • употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ); • составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи; • выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше-позже, дороже-дешевле); • использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать количественный и порядковый смысл числа; • понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания; • воспроизводить переместительное свойство сложения; • воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу; вычитания числа из суммы и суммы из числа; • воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем; • использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания; • устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости; • понимать и использовать термин «точка пересечения»; • строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу; • описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий); • понимать суточную и годовую цикличность; • представлять информацию в таблице.

Содержание учебного предмета

1 класс (132 ч)

Числа и величины (28 ч) Числа и цифры. Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Числа и цифры от 1 до 9. Первый, второй, третий и т. д. Счет предметов. Число и цифра 0. Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, <, =. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия. Величины. Сравнение предметов по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложе, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение сравнений предметов по разным величинам. Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

Арифметические действия (48 ч) Сложение и вычитание. Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 и по 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4, 5 на основе их состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 и по 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Табличные случаи сложения и вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение) числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых. Сложение и вычитание длин.

Текстовые задачи (12 ч) Знакомство с формулировкой арифметической текстовой (сюжетной) задачи: условие и вопрос (требование). Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа задачи в виде значения выражения с соответствующим наименованием.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (28 ч) Признаки предметов. Расположение предметов. Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, левее (правее) чего-либо, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо), вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют). Геометрические фигуры и их свойства. Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Симметричные фигуры. Геометрические величины (10 ч) Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче». Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Соотношение между дециметром и сантиметром (1 дм = 10 см). Сравнение длин на основе их измерения. Работа с данными (6 ч) Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Таблица сложения как инструмент выполнения действия сложения над однозначными числами.



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
п/п


Тема





Планируемые результаты




Виды деятельности



Кол-во часов



задания



Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Математика 132 часа

I четверть 36 часов



Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве.

Знать:

-отличие предметов по цвету, форме, величине;

Уметь:

-сравнивать предметы одинаковой формы по величине: больше, меньше, такой же;

-устанавливать идентичность предметов по одному или

нескольким признакам;

- располагать предметы слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю.

Личностные:

- проявление интереса к признакам предметов.

Регулятивные:

-способность ориентироваться в пространстве и во времени.

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся.

Регулятивные:

1. Общеучебные: - выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;

- постановка и формулирование проблемы с помощью учителя.

2. Логические

- анализ отличия предметов по форме, цвету, величине с целью выделения существующих и несуществующих

признаков.

3.Коммуникативные:

- умение работать в парах и индивидуально

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

-самостоятельная работа учащихся по данной теме;



1.

Здравствуй, школа!

1 с. 3.

2

Этот разноцветный мир.

1 с. 4, № 1,2 с. 5, № 3-5

3

Одинаковые и разные по форме.

1 с. 6, № 1-3 с. 7, № 4-6

4

Слева и справа, вверху и внизу.

1 с. 8, № 1-3

5

Над, под, левее, правее, между.

1 с. 9, № 1-3



Геометрические фигуры и их свойства.

Знать:

- геометрические термины: точка, линия (прямая, ломаная, замкнутая, незамкнутая ), многоугольник, симметрия;

-свойства геометрических фигур;

Уметь:

- распознавать в окружающих предметах или их частях разные геометрические фигуры;

-чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

-сравнивать геометрические фигуры по форме;

-выделять данную фигуру среди ряда других фигур;

Личностные:

-проявление интереса к геометрическим фигурам;

- развитие мелкой моторики и конструктивного пространственного мышления;

Регулятивные:

- учащиеся приобретут умение распознавать геометрические формы реальных объектов или их частей;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

1. Общеучебные: -

- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

-учащиеся смогут строить геометрические фигуры, разбивать фигуры на части и составлять их из других фигур;

- овладеют умением читать геометрические чертежи;

2. Логические

- учащиеся смогут анализировать и распознавать формы геометрических фигур в реальных предметах;

3.Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог;

- умение согласовывать свои действия с партнёром в парах и в группах.

-дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

-индивидуальная работа

- работа в парах при выполнении совместных заданий;

-самостоятельная работа учащихся по данной теме;


21 ч


6

Плоские геометрические фигуры.

1 с. 10,11 № 1-4

7

Прямые и кривые.

1 с. 12, № 1-3 с. 13, № 4-6

8

Впереди и позади.

1 с. 14, № 1-3

9

Точки.

1 с. 15, № 1-3

10

Отрезки и дуги.

1 с. 16, № 1-3 с. 17, № 4-6

11

Направления.

1

с. 18, № 1-3

12

Налево и направо.

1

с. 19, № 1-3

13

Вверх и вниз.

1

с. 20, № 1-3

14

Больше, меньше, одинаковые.

1

с. 21, № 1-3

15

Первый и последний.

1

с. 22, № 1-3

16

Следующий и предшествующий.

1

с. 23, № 1-3

17

Один и несколько.

1

с. 24-25, № 1-6

18

Число и цифра 1.

1

с. 26-27, № 1-6

с. 28, № 1-3

19


Пересекающиеся линии и точка пересечения.

1

с. 29, № 1-3

с. 30, № 1-6

20

Один лишний

1 с. 32, № 1-3 с. 33, № 4-6 с. 34, № 1-3


21

Один и ни одного.

1

с. 35, № 1-3


22

Число и цифра 0.

1 с. 36, № 1-3 с. 37, № 4-6с. 38, № 1-3


23

Непересекающиеся линии.

1

с. 39, № 1-3с. 40-41, № 1-6


24

Пара предметов.


Числа и цифры.

Знать:

-все цифры и натуральные числа от 1 до 10; понимать знаки

> , <, = ;

-названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка.

Уметь:

-читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

-сравнивать изученные числа и количество предметов , записывать результат сравнения с помощью знаков > , <, = ;

-применять число 0 как количественный признак пустого множества;

Личностные:

-проявление познавательного интереса к новому учебному материалу;

-понимание успеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- учащиеся научатся на основе своего жизненного опыта ставить учебную задачу;

- приобретут способность планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: 1. Общеучебные: -

- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

-постановка и формулирование проблемы с помощью учителя;

- упорядочивать числа в порядке возрастания;

2. Логические

- учащиеся приобретут умения использовать знако - символические средства, включая модели и схемы для решения поставленных

задач.

- приобретут умения вычислительного характера.

3.Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

- умение работать в парах и в группах.

-дидактические игры;

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

-индивидуальная работа уч-ся;

- работа в парах и в группах при выполнении совместных заданий;

-самостоятельная работа учащихся по данной теме;


33 ч

25

Число и цифра 2.

1

с.42, 43№ 1-6

26

Больше, меньше, поровну.

1

с. 44,45№ 1-5

27

Знаки > , <, = .

1

с. 46, № 1-2

28

Число и цифра 3.

1

с. 47, № 1-3

29

Пересекающиеся и непересекающиеся линии.

1

с. 48, № 1-3

30

Замкнутые и незамкнутые линии.

1

с. 49, № 1-2

31

Ломаная линия.

1

с. 50-51, № 1-6

32

Замкнутая ломаная линия.


с. 52, 53 № 1-5

33

Внутри, вне, на границе.

1

с. 54, № 1-4

34

Замкнутая линия и многоугольник.

1

с. 55, № 1-3

35

Треугольники.


с. 56, 57 № 1-6

36

Число и цифра 4.

1

с. 58-61 № 1-6

37

Раньше и позже. Самостоятельная работа.

1

с. 62, № 1-3


II четверть 28 часов


38

Части суток и времена года.

1

с. 63, № 1-3

39

Число и цифра 5.

1

с. 64, № 1-3

40

Сложение и знак +

1

с. 65,67№ 1-7

41

Слагаемые и сумма.

1

с. 68-69, № 1-6

42

Слагаемые и значение суммы.

1

с. 70, № 1-4

43

Выше и ниже.

1

с. 71-73, № 1-8

44

Прибавление числа 1.

1

с. 74-75, № 1-6

45

Число и цифра 6.

1

с. 76, № 1-3

46

Шире и уже.

1

с. 77-78, № 1-7

47

Прибавление числа 2.

1 с. 80-81, № 1-6

48

Число и цифра 7.

2

с. 82, № 1-4

49

Дальше и ближе.

1

с. 83-85, № 1-6

50

Прибавление числа 3.

1

с. 86-87, № 1-6

51

Число и цифра 8.

1

с. 88, № 1-4

52

Длиннее и короче.

1

с. 89, № 1-4

53

Прибавление числа 4.

1 с. 90-91, № 1-4

54

55

Число и цифра 9. самостоятельная работа.

2

с. 92, № 1-4



Сложение и вычитание.

Знать:

-знаки и термины, связанные со сложением и

вычитанием («+», «-», сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое).

- переместительный закон сложения.

Уметь:

-воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

-воспроизводить и применять переместительное свойство сложения

-применять правила сложения и вычитания с 0.

-выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах «Таблицы сложения».



Личностные:

-проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к математическому содержанию;

-понимание успеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- научатся составлять план действий с помощью учителя;

-разовьют способность к мобилизации сил и энергии;

- смогут ориентироваться в новом материале с помощью учителя.

Познавательные: 1. Общеучебные: -

- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- составлять таблицу сложения по аналогии.

- учащиеся приобретут умения ставить и решать проблемы творческого и поискового характера;

2. Логические

- приобретут умения анализировать действия «сложения» и «вычитания» с целью выявления существенных и несущественных признаков.

- приобретут умения вычислительного характера.

3.Коммуникативные:

- приобретут умения формулировать собственное мнение и позицию;

- учитывать разные мнения;

- ориентироваться на позицию партнёра при работе в парах и в группе.

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

-индивидуальная работа уч-ся;

- работа в парах и в группах ;

-самостоятельная работа учащихся по данной теме;


40


56

Все цифры.

1

с. 93, № 1-4


57

Однозначные числа.

1

с. 3, № 1-3


58 59

Прибавление числа 5.

2

с. 4,5 № 1-5


60 61

Число 10 и один десяток.

2

с. 6,7 № 1-7


62

Счёт до 10.

1

с. 8,9 № 1-4


63

Счёт десятками. Самостоятельная работа.

1

с. 10-12, № 1-8


64 65

Вычитание. Знак -. самостоятельная работа.

2

с. 13, № 1-2



III четверть 36 часов


66

Разность и её значение.

1

с. 14, № 1-2


67

Уменьшаемое и вычитаемое.

1

с. 15, № 1-3


68 69

Сложение и вычитание.

2

с. 16,17 № 1-2


70

Старше и моложе.

1

с. 18, 19№ 1-3


71

Вычитание числа 1.

1

с. 20-21, № 1-4


72

Вычитание предшествующего числа.

1

с. 22, № 1-4


73

Измеряй и сравнивай.

1 с. 23, № 1-3


74

Измерение длины отрезка. Сантиметр.

1

с. 24, № 1-4


75

Десяток и единицы.

1 с. 25, № 1-3


76

Разряд единиц и разряд десятков.

1

с. 26,27 № 1-5


77

Сложение с числом 10.

1 с. 28, № 1-3


78

Разрядные слагаемые.

1

с. 29, № 1-4


79

Занимательное путешествие по «Таблице сложения». Самостоятельная работа.

1 с. 30, № 1-3


80

81

Перестановка слагаемых.

2 с. 31, № 1-2


82

Сложение числа 1 с однозначными числами.

1 с. 32-35 № 1-9


83

Сложение числа 2 с однозначными числами.

1 с. 36,37№ 1-3


84

Сложение числа 3 с однозначными числами.

1 с.38,39№ 1-3


85

Сложение числа 4 с однозначными числами.

1 с. 40, № 1-2


86

87

Задача. Условие и требование.

2 с. 41, № 1-3


88

89

Задачи и загадки.

2 с. 42, 43№ 1-3

90

91

Группировка слагаемых. Скобки.

2 с. 44-47, № 1-8

92

Прибавление числа к сумме.

1 с. 48,51 № 1-10

93

Продолжительность.

1 с. 52, № 1-3

94

Поразрядное сложение единиц. Самостоятельная работа.

1 с. 53, 54№ 1-5




Арифметическая сюжетная задача.

Величины и их измерение.

Знать:

термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

-изученные единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношение между единицами длины;

-части суток и времена года;

Уметь: распознавать и формулировать простые задачи.

-составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

-находить и записывать решение задачи в виде числового выражения

- определять длину данного отрезка (в см) при помощи измерительной линейки;

-строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

-ориентироваться в понятиях: выше - ниже, шире - уже,

дальше - ближе, дороже - дешевле, длиннее - короче, и т.д.

Личностные:

-проявление учебно-познавательного интереса к способу решения новой части задачи;

- способность самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- учащиеся приобретут умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

1. Общеучебные: -

- выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя;

- научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

2. Логические

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать аналогии.

3.Коммуникативные:

- приобретут умения достаточно точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию при работе с партнёром и в малых группах.

- работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе);

-индивидуальная работа

- работа в парах ;

-самостоятельная работа учащихся по данной теме ; групповая работа по измерению длины отрезков;

-тестирование


37ч


95

96

Задача. Нахождение и запись решения.

2 с. 55, № 1-2

97

98

Задача. Вычисление и запись ответа. Самостоятельная работа

2 с. 56,57 № 1-5

99

Прибавление суммы к числу.Самостоятельная работа.

1 с. 58, № 1-3

100

Прибавление по частям.

1 с. 59, № 1-3


IV четверть 32 часа

101

Сложение числа 5 с однозначными числами.

1 с. 60, № 1-3

102

Прибавление суммы к сумме.

1 с. 61, № 1-4

103

Сложение числа 6 с однозначными числами.

1 с. 62, № 1-3

104

Сложение числа 7 с однозначными числами.

1 с. 63, № 1-2

105

Сложение числа 8 с однозначными числами.

1 с. 64, № 1-5

106

Сложение числа 9 с однозначными числами.

1 с. 65, № 1-3

107

Таблица сложения однозначных чисел.

1 с. 66,67, № 1-4

108

Таблица сложения и вычитания.

1 с. 68, № 1-3

109

Многоугольники и четырёхугольники.

1 с. 69, № 1-4

110

Вычитание однозначных чисел из 10. самостоятельная работа.

1 с. 70, № 1-3

111

Вычитание числа из суммы.

1 с. 71, № 1-3

112

Вычитание разрядного слагаемого.

1 с. 72, № 1-3

113

Поразрядное вычитание единиц.

1 с. 73, № 1-3

114

Больше на некоторое число.

1 с. 74, № 1-3

115

Меньше на некоторое число.

1 с. 75,76 № 1-6

116

Больше и меньше на некоторое число.

1 с. 77, № 1-3

117

На сколько больше? На сколько меньше?

1 с. 78, № 1-3

118

Вычитание суммы из числа.


с. 79, № 1-4

119

Вычитание по частям.

1 с. 80, № 1-3

120

Контрольная работа за 1 класс.



121

Вычитание по одному.


с. 81, № 1-3

122

Сантиметр и дециметр.

1 с. 82,83 № 1-5

123

Сложение и вычитание длин.

1 с. 84, № 1-3

124

Тяжелее и легче.

1 с. 85, № 1-3

125

Дороже и дешевле.

1 с. 86, № 1-3

126

Симметричные фигуры.

1 с. 87, № 1-3

127

От первого до двадцатого и наоборот.

1 с. 88,89 № 1-4

128

Итоговая комплексная контрольная работа за 1 класс.

1

129

Числа от 0 до 20. (Повторение)

1

с. 90,91 № 1-3

130

Сравнение и сложение чисел. (Повторение)

1

131

Геометрические фигуры. (Повторение)

1

132

Измерение длины. (Повтор)

1


© 2010-2022