- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших школьников
Статья Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Т.А. |
Дата | 17.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Захарова Т.А.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Ставрополя
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе младших школьников
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке.
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
- компьютерный класс (компьютер используется без разрушения существующей классно-урочной модели);
- один компьютер в классе (играет роль современной многофункциональной школьной доски, позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе, используется в значительной мере для индивидуального подхода в работе с учащимися);
- компьютер в библиотеке школы;
- компьютер у учащегося дома.
- комплект тестов по заданной предметной области
- система тестирования
- возможно также использование редактора тестов и вопросов
- содержательную формулировку цели исследования;
- выбор конкретной системы объектов и процессов в окружающем мире для проведения наблюдения;
- качественную и количественную фиксацию результатов наблюдений;
- описание наблюдений в терминах простейших моделей;
- представление результата (визуализация);
- простейшую интерпретацию результата, сравнение результата моделирования с реальностью.
- Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта
- Начало проектирования, обсуждение результата проекта и процесса его достижения
- Короткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками
- Планирование и организация работы, создание групп и распределение обязанностей
- Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира, совершенствование технических умений, уточнение результата и плана действий
- Представление результатов работы учащихся друг другу
- Обсуждение результатов, хода достижения целей, освоенных навыков и способов действий
- Создание ярких слайдов и серии слайдов, которые легко сменяют друг друга с возможностью оперативного их редактирования
- Использование разнообразных мультипликационных эффектов
- Возможность воспроизведения видео и аудио материалов
- Создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов
- восприятие учащихся активизируется за счет использования зрения и слуха и выделения главных положений выступления на экран;
- запас изобразительного и видео-материала более не ограничен заранее приобретенными школой единицами или заготовленными учителем со значительными затратами плакатами и слайдами;
- во время выступления учителя не тратится время на выписывание тезисов или фрагментов текста на доске;
- время, затрачиваемое учителем на подготовку выступления близко ко времени, затрачиваемому на подготовку выступления без средств ИКТ. Но при обновлении и переработке выступлений, обращению к предыдущему материалу время на подготовку выступления существенно сокращается;
- учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.