Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по методике доктора В.Ф. Базарного

Опыт работы учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Новомосковска Тульской области Щербинининой Н.В.

Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Вот уже несколько лет я использую в своей педагогической практике методику доктора В. Ф. Базарного. Здоровье - самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни. Но ни для кого не секрет, что в последние годы состояние здоровья детей катастрофически ухудшается. Обучение и здоровье находятся в тесной связи, поэтому наша школа поставила перед собой задачу ориентации школьной образовательной программы на сохранение здоровья детей, их полноценного и всестороннего развития. Для этого нужно строить весь учебный процесс так, чтобы дети, приобретая знания, не теряли здоровья. В этом помогает программа «Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности» доктора медицинских наук Владимира Базарного. Буквально несколько слов об авторе этой замечательной программы. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоБазарный Владимир Филиппович -ученый, врач, хирург - офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого - здравоохранительных проблем образования. Более 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы - предотвращению демографической катастрофы страны путем сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:

  • Увеличение двигательной активности ребенка на уроке.
  • Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения.
  • Развитие творческого воображения.

Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности. Задачи модели подвижного урока:
  • Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке;
  • Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учащихся на уроке;
  • Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз.

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного? Прежде всего, учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма. Свободное стояние предполагает отсутствие напряжения, равномерную нагрузку на обе ноги, симметричное положение предплечий, углов лопаток. Стояние облегчает работу сердца и лёгких, снимает «синдром склонённой головы» при позе «сидя», улучшает кровоток головного мозга, снижая тем самым скорость утомления зрительного анализатора, сохраняя его оптимальную работоспособность и нормальное функционирование. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Задача педагога - изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоСтатья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно - телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий в максимально возможную величину, которые могут быть размещены на одной из боковых стен или на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Базируются на зрительно - поисковых стимулах, которые несут в себе активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие общей и зрительной координации, развитие зрительно-моторной реакции. Занимают все эти упражнения не более 3-4 -х минут урока.

Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Учащиеся ищут карточки, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.
Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного В процессе овладения письмом применяются специальные художественно - образные каллиграфические прописи и уникальные ручки - самоучки с держателями и с ограничителями для пальцев (есть ручки как для правшей, так и для левшей), формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука». Только освоив предварительно эти прописи, дети переходят к освоению собственно буквенного письма. В 1 классе дети пишут перьевыми ручками. По методике Базарного, ребенок должен писать под ритм своего сердца. Так формируется каллиграфический почерк, нет нажима при письме. К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался, но можно наблюдать стойкие орфографические навыки. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоСтатья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоСтатья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Обязательным и важнейшим учебно - воспитательным предметом В.Ф. Базарного является хоровое пение. Все дети моего класса посещают школьный хор « Радуга». Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Оно несет в себе не только художественно- эстетические начала. В хоре голоса детей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде. Хоровое пение снимает стресс, дает учащемуся расслабиться. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного У каждого учащегося моего класса рядом с его рабочим местом находится коврик для массажа подошвенной поверхности стопы.
Ноги учащихся находятся на коврике, что уменьшает вероятность развития комбинированного плоскостопия. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Обязательным моментом на уроках должна являться пальчиковая гимнастика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Учащиеся учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Ну, и в конце - концов, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем при письме! Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоСтатья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного

Один из важнейших моментов в данной методике - применение динамических пауз в течение дня. Динамическая пауза - активный отдых учащихся, в том числе на свежем воздухе. Динамические паузы создают благоприятную атмосферу, снимают напряжение, способствуют сотрудничеству детей. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. БазарногоСтатья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Наличие комнатных растений в классной комнате. Они не только украшают кабинет, делают его уютным, но и положительно влияют на здоровье детей. В кабинетах много мебели, многие меняют деревянные окна на пластиковые. Всё это выделяет вредные вещества, соединения которых приносят вред здоровью. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызвать легкое недомогание, головокружение, может появиться утомляемость и раздражительность. Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой, а это значит окружить себя растениями. Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в комнате, поэтому в моем кабинете растений много. Все растения в классе не случайны. Есть растения, которые являются фильтрами для очищения воздуха, есть растения, которые убивают болезнетворные бактерии. Статья Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного Применение методики В.Ф.Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний учащихся уже после первого года её использования. В 3 раза сократилось заболеваемость детей, а во время эпидемии ОРВИ мои дети не болели, здоровье детей значительно улучшилось. Они активны, работоспособны, лучше усваивают учебный материал и значительно опережают своих ровесников в росте. Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе - это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим школьного обучения. Хочется подвести итоговую черту словами В.А.Сухомлинского о том, что к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Анализ работы показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективнее управлять познавательной деятельностью учащихся, сохраняя и укрепляя здоровье детей. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, я считаю, что не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровые дети - это залог успешного обучения. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога.

© 2010-2022