Мастер - класс Пути формирования мотивации в учении младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

В УЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

( Применение жестов и мимики на уроках - мастер класс)

Подготовила: Логунова В.Г.


Шортандинский район

Дамсинская средняя школа


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В УЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

( Применение жестов и мимики на уроках)

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии (осознанное сопереживание текущему).

Виды мотивации:

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности

• «Отрицательная» - это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• «Положительная» в двух формах:

1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими)

2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)

• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы,

т. е. имеет для него личностный смысл.

Весьма полезно понимать общую структуру мотивации к учению в младшем школьном возрасте:

а) Познавательная мотивация

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

в) Престижная мотивация

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

г) Мотивация избегания неудачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания не успеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

д) Компенсаторная мотивация .

У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.

Как развивать у школьника интерес к предмету?


Я работаю над проблемой « Формирование и развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках»
Скажи мне, - я забуду, Покажи мне,- я запомню, Вовлеки меня,- и я научусь. ( восточная философия)
А известный психолог Л.В. Выготский когда-то говорило том, что только там, где есть движение руки и тела ребёнка, начинается движение души и ума. За годы работы в школе я убедилась, что это действительно так. На уроках мои ученики любят отвечать пальчиками, жестами, мимикой. А придумываем эти жесты мы с детьми. Применение жестов и мимики на уроках приносит моим ученикам столько же радости, сколько и пользы. Качество знаний в классе 65%, по русскому языку 77%, диктантов 70-80%.
Сегодня я хочу показать некоторые элементы из моей методики:

  1. Мнемонический приём запоминания словарных слов (создание искусственных ассоциаций)
  2. Применение жестов и мимики на уроках
  3. Приём списывания по алгоритму П. С. Жедек
  4. Приём какографии
  5. Правила в стихах
Орфографическая разминка: (Применение жестов и мимики)
-Что такое орфограмма? (когда есть спор, выбор) Показать мимикой орфограммы: Нора, трава, в лесу, Астана, линейка, указка, шёл, лестница, по тропе, ночь, след, сердце, щука, собака Жучка. - Что делали, чтобы сделать правильный выбор? (проверяли) - Как проверить безударный гласный, парный согласный? (правило и стихи) - Взяли «мяч» - проверяем.
  1. Фонетический разбор:
А сейчас проведём одну из наших любимых работ: Фонетический разбор - И не сложен он и скор, Надо нам сперва толково Разделить на слоги слово И труда в том нет почти Ударение найти. А потом на том же листике Звукам дать характеристику: Сколько букв и сколько звуков Посчитай и вся наука.
Анализ слова (пирог) - жестами

Вот, например, как проходит фонетический разбор:
  1. Согласный - 4 пальца вытянутые вперёд и сомкнуты с большим (ротик закрыт, не поётся)
  2. Гласный - 4 пальца вытянутые вперёд, и не смыкаются с большим (ротик открыт, поётся звук).
  3. Согласный мягкий - ладони обеих рук сложены лодочкой и положены под висок, - спим на мягкой подушечке.
  4. Согласный твёрдый - дети стучат кулачком по кулачку, как молоточком.
  5. Согласный звонкий - дети имитируют движения колокольчика.
  6. Согласный глухой - дети ладонями закрывают уши.
  7. Ударная гласная - взмах руки сверху вниз.
  8. Безударная гласная - взмах руки слева направо.



  1. Словарная работа: (Мнемонический приём)
1) На доске записано слово (огород) Задание: напишите словарные слова с гласной -о-, которые растут в огороде (огурец, горох, помидор, морковь, ягода) 2) Устно: назовите слова с гласной -а-, которые растут в огороде (картофель, баклажан, кабачок, капуста, фасоль) 3) Слово «огород» - оно какое? - «круглое». Назовите «круглые слова» (хорошо, молоко, золото, долото, около, скоро, болото) 4) давайте вспомним ассоциации при помощи, которых мы запоминаем словарные слова: Задание: показать мимикой гласную и рассказать ассоциацию. Берёза - белый ствол, Медведь - любит мёд, Столица - сто лиц в Астане, Улица - чтобы выйти на улицу, откроем калитку, Спасибо - спаси бог, Извините - из вины выньте, Богатырь - богатый от бога, Пальто - шапка, шарф, варежки, пальто, Посуда - чашка, чайник, тарелка, кастрюля - с -а- А, одним словом ПОСУДА (много)


  1. Приём списывания по алгоритму П.С. Жедек:
  1. прочитай орфографически
  2. повтори орфографически
  3. читай каждое слово отдельно и диктуй орфографически
  4. проверяем


  1. Приём какографии - умышленное допущение ошибок

Итак: какой можно сделать вывод:

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы - Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

методов и приемов обучения.

6

© 2010-2022