- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа театрального кружка 2 класс
Рабочая программа театрального кружка 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дунаева О.В. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ №2 Зам. директора по УВР на заседании МО
___________________ ___________________ Протокол №__ от
« __»________ ____г.
Павлович Т.И. Столярова И.В. руководитель МО
«___»_________ ____г «__» сентября _____ г. ___________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Дунаевой Ольги Викторовны
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
театральный кружок «Теремок»
1 -4 (КЛАССЫ)
2015- 2018 учебный год
МБОУ СОШ №2 г. Болотного Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Москва «Просвещение» 2011 год;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год;
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Болотного (приказ № 128 от 01.09.2011);
- Примерных программ внеурочной деятельности /Москва «Просвещение», 2010 год
- учебно-методического пособия «От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова - М.: Айрис- пресс, 2003.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление. Цель может быть достигнута при решении ряда основных задач: 1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр). 2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества. 3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
2.Общая характеристика программы. Содержание программы I раздел « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. II раздел «Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений. III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. IV раздел «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей
3. Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 135 ч. В 1 классе отводится 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недель), во 2-4 классах - по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
4. Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
- Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
- Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
- убеждения,
- упражнения,
- личный пример;
- поощрения.
Типы занятий:
- комбинированный;
- первичного ознакомления материала;
- усвоение новых знаний;
- применение полученных знаний на практике;
- закрепления, повторения;
- итоговое.
- кружковое занятия;
- соревнование
- концерт;
- экскурсия;
- диспут;
- творческий отчет;
- круглый стол;
- урок-лекция;
- урок-репортаж;
- урок-путешествие;
- заочная экскурсия;
- творческая мастерская;
- урок-игра
- совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
- посещение музеев, выставок;
- творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
- творческие конкурсы;
- дни именинника т.п.
- совместные праздники, творческие конкурсы;
- родительские собрания;
- консультации;
- беседы;
- открытые занятия.
практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание эмоциональными: переживание, представление, интерес. Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер. Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
- театральные постановки
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- анкеты;
- тесты;
- фестивали;
- конкурсы.
5.Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. 2. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. 3. Формирование эстетических чувств 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 5. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций. 6. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты
- Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Выпускник научится
- Элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.
- Уметь логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимать смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление раскрыть этот смысл слушателям - источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.
- Иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра .
Понимать элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.
Структура и содержание программы.
Характеристика разделов. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
- решение организационных вопросов;
- подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
- Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
- Распределить роли персонажей между детьми
- Научить детей репетировать сказку по частям
- Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
- Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
- Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
- Научить детей чувствовать ритм спектакля
- Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
- Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
- подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам
Учебно-тематический план I года обучения
Учебно-тематический план II года обучения. N п\п Содержание программы Всего часов 1. Вводное занятие. 1 2. Театральная игра 12 3. Культура и техника речи 4 4. Ритмопластика 6 5. Основы театральной культуры 5 6. Работа над спектаклем 6
Итого: 34
Учебно-тематический план 3-4 года обучения N п\п Содержание программы Всего часов 1. Вводное занятие. 1 2. Театральная игра 12 3. Культура и техника речи 4 4. Ритмопластика 6 5. Основы театральной культуры 5 6. Работа над спектаклем 6
Итого: 34
По окончании третьего года обучения воспитанник
должен знать:
- основы гримировального искусства;
- лучшие образцы современного театрального искусства;
- штампы общения;
- стили речи;
- владеть своим телом как инструментом самовыражения;
- уметь работать над «белыми стихами»;
- владеть импровизационным конферансом;
- использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях;
- уметь моделировать и разрешать жизненные ситуации;
Календарно- тематическое планирование (2 класс)
Дата
№п/п
Название темы
Всего часов
УУД
Введение.(1ч)
1неделя
1
1.
Вводная беседа. Знакомство с детьми, с правилами поведения в кружке, рассказ о плане работы кружка. Виды искусств.
1 -Регулятивные УУД: организовывать и регулировать деятельность, контролировать действия, -делать самоанализ и давать оценку результатов деятельности.
Театральная игра(12ч)
2 неделя
2
1.
Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
1
П.УУД:
ориентироваться в задании;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
3-4 неделя
3-4.
2-3
Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Колобок», «Репка».
2
1
5-6 неделя
5-6
4-5.
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
2
1
7 неделя
7
6
Вспомнить и обсудить сценарий представления «Аленький цветочек», распределить роли.
1
П.УУД:-делать выводы в результате совместной работы членов кружка;
1
8 неделя
8
7
Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
1
1
9 неделя
9
8
Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.
1 Р.УУД: - выбирать цель и планировать деятельность, -организовывать и регулировать деятельность, контролировать действия,
1
10 неделя
10
9
Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.
1
1
11 неделя
11
10
Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работать над техникой речи
1
1
12 неделя
12
11
Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
1 Регулятивные УУД: -делать самоанализ и давать оценку результатов деятельности.
13 неделя
13
12
Развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.
1
-делать выводы в результате совместной работы членов кружка;
1
Культура и техника речи
4ч
14 неделя
14
1
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1
1
15 неделя
15
2
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких - одна»
1
Личностные УУД:
-сознавать роль театра в жизни людей;
-эмоционально «проживать театральный образ, выражать свои эмоции;
1
16-17 неделя
16-17
3-4
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало
2
1
Основы театральной культуры
5ч
18 неделя
18
1
Зарождение театрального искусства на заре человечества
1
19 неделя
19
2
Искусство грима и макияжа
1
20 неделя
20
3
Эмоции как средства выражения чувств
1
Л.УУД-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
21 неделя
21
4
Практическое занятие №2 «Развитие правильного дыхания»
1
1
22 неделя
22
5
Театральный костюм
1
Ритмопластика
6ч
23 неделя
23
1
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
1 Р.УУД: -выбирать цель и планировать деятельность, -организовывать и регулировать деятельность, контролировать действия, -делать самоанализ и давать оценку результатов деятельности.
1
24 неделя
24
2
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
1
1
25-26 неделя
25-26
3-4
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
2
1
27-28 неделя
27-28
5-6
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
2
Л.УУД-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
1
Работа над спектаклем
6ч
29-30 неделя
29-30
1-2
Ознакомление со сценарием спектакля «Золотой ключик»
2
1
31-32 неделя
31-32
3-4
Распределение ролей.
2
1
33-34 неделя
33-34
5-6
Репетиция.Показ спектакля.
2
Л.УУД:-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
1
итого
34
Календарно- тематическое планирование (3 класс)
Дата
№п/п
Название темы
Всего часов
УУД
П.-определять значение и смысл новых слов и понятий
Введение.(1ч)
1 неделя
1
Вводная беседа. Знакомство с детьми, с правилами поведения в кружке, рассказ о плане работы кружка. Виды искусств.
1
Театральная игра(12ч)
2 неделя
2
Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Три поросёнка»,»Заюшкина избушка»Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
1
К.- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях
3-4 неделя
3-4.
Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Колобок», «Три медведя».
2
П.-сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;
Р.-выполнять задание, используя правило мудрости;
- осуществлять самооценку,
5-6 неделя
5-6
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
2
Р.-выполнять задание, используя правило мудрости;
- осуществлять самооценку
7 неделя
7
Вспомнить и обсудить сценарий представления «Приключения Буратино», распределить роли.
1
П.- умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса
8 неделя
8
Выучить с детьми вступление к представлению. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
1
Р.- адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога,
-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе
П.совершенствовать внимание, память
9 неделя
9
Приемы импровизации с помощью музыки. Продолжение репетиции вступления..
1
П.-использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений; развивать память, воображение, общение детей .
10
неделя
10
Разучивание с детьми текста пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
1
К.- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Р.совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Л.-развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию;П.- учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
К. -использовать речевые средства для представления результата деятельности;
П.-приобретать знания о театральном искусстве;
П.-познакомить со средствами выражения чувств.
Р.совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Л.-развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию;П.- учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
Л.- развивать
навыки общения с партнером , знакомить с основами элементарного актёрского мастерства.
Л.-развивать внимание, согласованность действий.
11
неделя
11
Работа над техникой речи.
1
12неделя
12
Распределение ролей.
1
13 неделя
13
Работа над техникой речи.
1
Культура и техника речи
4ч
14
14
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1
15 неделя
15
Игры по развитию языковой догадки Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово, «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких - одна»
1
16-17 неделя
16-17
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало
2
Основы театральной культуры
5ч
18
18
Театральное искусство и его развитие.
1
19
19
Искусство грима и макияжа
1
20
20
Эмоции как средства выражения чувств
1
21
21
Практическое занятие №2 «Развитие правильного дыхания»
1
22
22
Театральный костюм
1
Ритмопластика
6ч
23 неделя
23
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
1
24неделя
24
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Игры:
«Муравьи», «Кактус и ива»
1
25-26 неделя
25-26
Беспредметный этюд (собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
2
27-28
неделя
27-28
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
2
Работа над спектаклем
6ч
29-30
неделя
29-30
Ознакомление со сценарием спектакля «Приключение Буратино»
2
31-32
неделя
31-32
Распределение ролей.
2
33-34
неделя
33-34
Репетиция. Показ спектакля.
2
итого
34
Календарно- тематическое планирование (4 класс)
Дата
№п/п
Название темы
Всего часов
УУД
Введение.(1ч)
1 неделя
1.
1
Вводная беседа. Знакомство с правилами поведения в кружке, рассказ о плане работы кружка.
1
П.УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Раздел «Театр»(4ч)
2-3 неделя
2-3
1-2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
2
К.- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
4-5 неделя
4-5
3-4 Театральные жанры.
2
Основы актёрского мастерства(20ч)
6-7 неделя
6-7
5-6 Язык жестов.
2
8-9 неделя
8-9
7-8 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
2
1 Л.-развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.
10 неделя
10
9 Интонация.
1
Р.совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.
Л.-развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
П.- учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно.
11 неделя
11
10 Темп речи.
1
12-13 неделя
12-13
11-12 Рифма.
2
Р.совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.
14 неделя
14
13 Ритм.
1
15 неделя
15
14 Считалка.
1
Л.-развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
П.- учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно.
16 неделя
16
15 Скороговорка.
4ч
17 неделя
17
16 Искусство декламации.
1
18-19 неделя
18-19
17-18 Импровизация.
2
Л.-развивать внимание, согласованность действий, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.
20-21 неделя
20-21
19-20 Диалог. Монолог.
2
Л.-развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Наш театр(14ч)
22-27 неделя
22-27
21-27 Работа над спектаклем по басням И.А. Крылова.
7
К.- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
28-34 неделя
28-34
28-34 Работа над спектаклем по сказкам А.С. Пушкина.
6
8. Материально-техническое обеспечение
- Музыкальный центр;
- музыкальная фонотека;
- аудио и видео кассеты;
- МД и СД- диски;
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим.
- куклы марионетки;
- «пальцевые куклы»
Список литературы
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова - М.: Айрис- пресс, 2003. - 176 с. - (Методика).
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра - М.: ВЦХТ, 1998 - 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 144.
- Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград: учитель - АСТ, 2002. - 72 с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. - сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. - 200 с. Манн Т. Речь о театре. Воспитание чувства слова. М. 1989.