- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на межмуниципальном семинаре по теме Методика организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах
Выступление на межмуниципальном семинаре по теме Методика организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щёголева Е.П. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организация проектной деятельности в начальных классах
Из опыта работы
Щёголева Елена Петровна,
учитель начальных классов
На протяжении нескольких лет(2002-2003г), участвуя в школьных и районных научно-практических конференциях в качестве зрителя, я поражалась, насколько недетские проекты представляли учащиеся начальных классов. Мне стало интересно, а может ли быть иначе или в силу возраста дети неспособны сами проводить исследования и доводить начатое дело до конца, такова гипотеза моей работы. Прежде всего, мне было необходимо для себя четко определить цель, задачи, этапы, содержание этапов и мою роль в создании реферативно-исследовательских и проектных работ. Легче всего было определить свою роль. Я выбрала роль организатора-консультанта. В процессе работы мне очень часто хотелось отказаться от этой роль и превратиться в исполнителя. Ведь иногда проще сделать самому, чем объяснить, научить другого. Целью внедрения проектной деятельности является приобретение детьми новых знаний в процессе решения учебно-познавательной проблемы, формирование активной творческой личности, способной к самообразованию. Эта цель близка идеи личностно-ориентированного обучения. Реализация данной цели предполагает постановку следующих задач:
- Научить детей самостоятельно подбирать материал на интересующую их тему;
- Развивать навыки анализа, обобщения, умения выделять главное из потока информации, делать выводы;
- Формировать умения представлять свои работы, отстаивать собственную точку зрения.
Как была организована деятельность обучающихся?
1 этап. «Вопросы и ответы» В мае в своём (тогда ещё первом классе) мною был проведён классный час на тему « 100 вопросов «ПОЧЕМУ»». При подготовке к классному часу каждый ученик должен был предложить тему для обсуждения, объяснить почему именно эта тема заинтересовала его, доказать актуальность данной темы. В процессе классного часа все темы были разбиты на группы. 1 группа (таких вопросов оказалось большинство) вопросы реферативного характера не требующие проведения исследования. 2 группа вопросы, для решения которых мало только прочитать имеющуюся информация, необходимо также провести анкетирование одноклассников, учеников школы и даже жителей нашего города и лишь после этого можно делать выводы. Далее было проведено занятие ознакомительного характера, на котором мы рассматривали, комментировали основные вопросы:
- Что такое проект?
- Каковы требования к проекту?
-инициатива ребенка при выборе темы и направления работы; - актуальность работы для окружающих; -оригинальность и исследовательский характер работы; -четкое планирование этапов, сроков работы; -относительная самостоятельность при выполнении работы; -представление своей работы на разных этапах После этого классного часа большинство детей захотели участвовать в создании учебно-познавательного проекта. Поэтому на летние каникулы им был задан следующий алгоритм действий:
- Оглянись, подумай, что можно переделать, улучшить
- Придумай, как это можно сделать
- Реши, с кем бы ты хотел это сделать
Логическая таблица вопросов для оказания помощи учащимся в организации практической работы по составлению проектов.
- Почему возникла необходимость в выполнении проекта?
- Какова цель вашей работы?
- Какой конкретный эффект должен быть достигнут, если вы успешно завершите свой проект?
- Какие мероприятия необходимо осуществить, чтобы результаты были достигнуты?
- Какие методы вы будете применять?
- Какие ресурсы должны быть задействованы?
2 этап. «Ярмарка идей»
Ярмарка идей состоялась в начале сентября. К этому времени дети получили тетради «Учусь создавать проект» авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. Цель ярмарки: помощь в освоении проектной деятельности, знакомство с первыми идеями. Собственно, это было первое представление будущих проектных работ. В качестве зрителей и жюри выступали одноклассники и родители участников. Предварительно были оговорены критерии оценки выступлении:
- Актуальность проекта
- Реалистичность
- Чёткое представление о результате
- Правильность подбора материала для осуществления целей
- Культура презентации
- Этапы работы над проектом
- Структура проекта
- Требования к оформлению проектов
- Критерии оценивания
3 этап - «активное обучение» Этот этап длился 3 месяца (до середины декабря) и оказался самым трудным. В течение этого времени шли консультации для детей и их родителей. Основные темы консультации:
- Как формулировать введение?
- Как структурировать материал?
- Как выполнять реферативную часть?
- Как оформить исследование?
- Как сформулировать выводы?
- В чём отличие заключения от выводов?
4 этап - самоэкспертиза. В середине декабря мы провели самоэкспертизу проектов, замыслы которых были представлены в сентябре. Предварительно детям были предложены вопросы для самоэкспертиз, они помогли ребятам скорректировать работу и построить выступление. Вопросы для самоэкспертизы:
- Полностью ли соответствует ваша работа ранее заявленным целям и задачам?
- Удалось ли соблюдать сроки? С чем связаны изменения?
- Какие препятствия возникли на пути решения проблем?
- Что уже сделано реально?
- Какая помощь нужна? От кого?
5 этап - «делаем дело!»
Следующие 2 месяца шла индивидуальная работа над проектами. Я исполняла роль консультанта. По электронке ребята отправляли мне работы, я их смотрела, писала комментарии к ним, давала рекомендации. Практически дистанционное обучение, так как это время совпало с моей сессией и карантином. Ребятам было сложно распределять своё время, зачастую количество сделанного не соответствовало качеству. Кроме того, на этом этапе ребята учились пользоваться литературой, Интернетом, делать слайды… Жили под девизом: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает»
6 этап - подготовка к защите. С конца февраля мы стали готовиться к защите проектов. Перед нами стояли следующие задачи:
- Научиться коротко, но ясно излагать свой замысел
- Выбрать нужный темп и интонацию
- Представить наглядный материал
- Выработать правила поведения во время защиты
7 этап - защита работ
КОНФЕРЕНЦИЯ На районной конференции в секции работы учащихся начальных классов 1-2 класс было выслушано 14 проектов. По результатам экспертизы присуждены дипломы 1,2,3 степени и выявлены победители по трём номинациям. Работе моей ученицы Чаус Лилии «Хочу преданного друга» было присуждено 2 место на районной научно-практической конференции в 2013 году. Я организую проектную деятельность в своих классах уже не первый год, об эффективности данного подхода к работе над проектами можно судить по результатами моих учеников: 2007 год Никитина Яна стала победителем в номинации «Актуальный проект» 2009 г - Панова Ника-2 место, Мельникова Анна - 3 место на районной научно-практической конференции, 2010 г - Пономарёва Вера, Коробков Станислав 1 место на областном этапе всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ 2011г- Коробков Станислав, Колмыкова Настя 3 место на межмуниципальной научно-практической конференции пос. Каргасок.
В результате этой работы можно сделать вывод
- Обучающиеся начальных классов способны самостоятельно проводить исследования и доводить начатое дело до конца
- Учитель должен взять на себя роль организатора.
- Процесс работы должен быть технологичен, все моменты детских выступлении должны оговариваться заранее.