- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе
Технологическая карта урока русского языка на тему Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Громкова С.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
-
Учебный предмет: русский язык
-
Класс: 4«б» класс
-
Автор УМК : Л.Я.Желтовская УМК «Планета Знаний».
-
Тема урока: Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения.
-
Тип урока: урок комбинированный
-
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
-
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
- Предметные:
-
Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
-
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
-
Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
Этапы урока.
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Организационный момент
Организовать рабочее место; обеспечить мотивацию учащихся
Контроль за организацией рабочего места.
Создаёт эмоциональный настрой на урок.
- Организационный момент.
Я прошу вас улыбнитесь
И, пожалуйста, садитесь
(СЛАЙД 1)
. - Я предлагаю вам сегодня отправиться на поиски КЛАДА. Кто со мной, поднимите руку.
- Какими же качествами должен обладать кладоискатель?
- А еще кладоискатель должен быть очень терпеливым, точным и аккуратным. Это мы сейчас и выясним, насколько вы обладаете этими качествами.
Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
Организация рабочего места.
Встают те дети, которые выполнили д/з на «5»
Записывают число и классная работа
Развития познавательных интересов, учебных мотивов
II.Мотивация к учебной деятельности.
.
1) включить учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока
3)мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Минутка чистописания.
- Работать будем со строчными буквами «б» и «д». Что общего в написании этих букв?
- Продолжите ряд букв в тетради «бдб» и «дбд».
- Молодцы, постарались, справились.
Словарно-орфографическая работа.
- Итак, мы отправляемся в ДОРОГУ.
- Как вы думаете, что нам необходимо взять с собой в дорогу?
- А как можно все это заменить одним словом? (Слово БАГАЖ прикрепляется на доску)
- Что общего в этих словах? (Сущ., словарные слова)
- Назовите «опасные места» в этих словах. (БАГАЖ - парная согласная, непроверяемая гласная в корне слова. ДОРОГА - непроверяемая гласная в корне слова, сочетание -оро-)
- Запишите эти слова.
- Назовите морфологические признаки этих существительных (Число, род, склонение)
- Взяли багаж и в путь!
- Посмотрите, кого мы встретили на своем пути, кто они? (СЛАЙД 2)- Как вы думаете, почему мы встретили именно этих героев?
- Они тоже искали клад и нашли и теперь желают помочь нам. Дядя Федор дарит нам КОМПАС. Пес-ФОНАРЬ, а Матроскин больше уважает МОЛОКО.
Запишите слова, распределите эти слова на группы.
Просклоняйте по вариантам слова.
- В каких случаях встретились препятствия? В чем сложность?
- Итак, привал! Что нам предстоит выяснить, прежде, чем отправимся дальше?
-Какова же тема урока? Какие задачи поставим на уроке, путешествуя в страну падежных окончаний? - Что нужно будет повторить?
- Кто может высказать предложение по решению данной проблемы?
Пишут буквы и слова,отвечают на вопросы учителя
Формулируют тему урока и задачи:
1 группа - 1скл, 2 группа - 2 скл. Докажи.)
В Д.п, Т.п, П.П
(Как правильно писать безударные окончания существительных 1 и 2 склонения
«Правописание безударных падежных окончаний у существительных 1, 2 склонения»
1.- закрепить знания о написании безударных падежных окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в единственном числе,
2.-повторим правописание безударных гласных, парных согласных по глухости- звонкости в корнях слов.
(Подставить слово такого же склонения с ударным окончанием и написать его в безударной позиции)
П4, К1, Р1
Принятие и сохранение учебной задачи;
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий
Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
III Актуализация знаний.
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для закрепления материала
2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы;
- Давайте еще раз посмотрим на слова и попробуем создать опорную схему - помощницу.
1скл
2скл
Д.п
-е
-е
Т.п
-ой, -ей
-ом, -ем
П.п
-е
-е
1.-Мы долго шли по дороге и решили сделать привал и поиграть в прятки
Работа по учебнику с 30 упр 70
2. Игра «Найди ошибку» - Готовясь к уроку я нашла для вас хорошее стих-ие про дружбу, но вот пока писала, кажется наделала ошибок. Поможете мне их найти? - В этом стихотворении вроде бы 4 ошибки. Найдите их. Нам с дабротою небывает тесно, В любой семе с ней вместе жыть чюдесно Она нужна и маленьким, и взрослым, И даже тем, кто лишь с мизинец ростом. (А.Лопатина) - Кто прочитает выразительно? - А вы согласны с автором стихотворения? -Какое задание можете предложить, исходя из темы урока? - Спишите это красивое стихотворение. - Какие сейчас поставите перед собой задачи?
Комментируют, обосновывают свой выбор.
Осуществляют самооценку
Осуществляют взаимопроверку
Формулируют задание
Выполняют задания по карточкам
Записывают стих-е, вставляя пропущенные буквы.
Читают текст , находят ошибки и обосновывают свой выбор.
( ошибок не 4 , а 5!)
Выразительно читают.
Проверка на доске
Самооценка
Формулируют задание
- Найти имена существительные в предложении и определите их склонение и падеж
Списывают текст.
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
Заданий с использованием учебной литературы;
Формирование границ собственного знания и «незнания»;
Планирование своих действий с поставленной задачей и условиями её реализации, и в том числе во внутреннем плане;
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;
Формулирование собственного мнения (позиции);
Осуществление гражданской идентификации личности (осознание своей этнической принадлежности и культурной и культурной идентичности на основе осознания «Я», как гражданина России);
Формулирование собственного мнения (позиции);
Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Динамическая пауза
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
- Наклонились и умылись, (наклоны вперед, руки на поясе)
- Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
- Вот как славно освежились, (встряхиваем руками)
- Делать так руками нужно:
- Вместе - раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)
- Одной, другой - это кроль, (круги руками вперед поочередно)
- Все как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
- Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
- Но не отправимся домой.
- Сейчас определим самого шустрого и внимательного кладоискателя: перечислите, какие нам встретились в физминутке слова 1, 2 склонения?
- Молодцы! Вы оказались очень внимательными кладоискателями. И снова в путь!
Речка, брасс, кроль, дельфин, берег.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний
(алгоритм написаний падежных окончаний)
- Прежде, чем приступить к практическим упражнениям, вспомним теоретические знания.
1)Игра «Веришь или веришь?»
-Если моё высказывание верно, вы поднимаете правую руку, если неверно, то левую:
А) Существительное - это часть речи, отвечающее на вопросы: КТО? ЧТО?и обозначающее предмет(верно)
Б) У сущ-ых только 2 склонения. (неверно)
В) В П.падеже сущ-ые 1и 2 скл-ия имеют окончание И? (неверно)
Г) К 3 склонению относятся сущ-ые ж.р. с нулевым окончанием и Ь знаком на конце (верно)
Д) Если существительное стоит в И.п., то оно является в предложении подлежащим? (верно)
2) - Что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных? (Алгоритм, инструкцию)
Формулируют выводы наблюдений.
Поднимают правую руку, если согласны с ответом, левую руку, если -не согласны.
Составляют алгоритм правильного написания безударного окончания существительного.
1.Поставить сущ-ое в начальную форму и определить склонение.
2.Определить его падеж.
3.Посмотреть в таблице (с.23) окончания сущ-ых данного склонения в этом падеже или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, то есть сущ-ое этого же склонения с ударным окончанием.
П1, П2, Р5
Формулирование собственного мнения (позиции);
Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
V. Первичная проверка понимания.
Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.
Организует поисковую работу обучающихся (план действий) Начнем работу с учебника. Упр. 71. -Прочтите внимательно задание к упражнению. - По какому плану будем работать? - Запишите словосочетания, употребляя зависимые слова в творительном падеже. Работа по вариантам 1в- №1 2в- №2
Выполняют упр-ие в учебнике
Озвучивают план выполнения задания
Комментируют орфограммы по 1 чел.
Записывают словосочетания в тетради.
Проводят самопроверку
Принятие и сохранение учебной задачи;
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;
VI.Первичное закрепление.
Установить правильность и осознанность учащимися рассматриваемого материала.
Игра «Собери мудрость»
(по классу рассыпаны слова «Собирай по ягодке- наберешь кузовок», «Один в поле не воин»
- Соберите слова по классу.- Кто соберёт мудрость, шепнёт мне на ушко.
- Мои милые МУДРЕЦЫ, попробуйте объяснить, как вы её понимаете.
- Какое задание мы можем придумать, исходя из темы урока.
- Определим склонение и падеж у имён существительных.
Составляют предложение, объясняют его смысл.
Высказывают своё мнение.
Находят существительные, определяют падеж, склонение.
Понимание возможности различных позиций людей, отличных от собственной, иориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Формулирование собственного мнения (позиции);
Построение монологического высказывания;
Умение задавать вопросы;
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Выявить пробелы и провести коррекцию
Организует самостоятельную работу в тетради №2 (на печатной основе). Упр.8. с.17
Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку и самооценку
Оценка правильности выполнения на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёте хар-ра сделанных ошибок;
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Провести инструктаж по домашнему заданию
Даёт комментарии к домашнему заданию -
1). № 73, с. 31
Записывают домашнее задание
Принятие и сохранение учебной задачи;
IX Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) оценить собственную деят-ть на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как напр-ия будущей учебной деят-ти.
- Вы успешно справились со всеми заданиями, а значит и отыскали клад. Что же интересно в нем лежит? (Открывается сундучок. А там свиток с надписью «БАГАЖ ЗНАНИЙ).)
- А можно ли знания назвать кладом? Почему?
- Так какой же клад мы сегодня отыскали? (Это наши полученные знания)
- Подтвердите свои слова, расскажите о том, какими вы знаниями стали обладать по завершению сегодняшнего урока?
- Вам понравилось наше путешествие? - Какое настроение у вас было во время путешествия на уроке?
- Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как работали.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Делают вывод, что безударное падежное окончание зависит от склонения и падежа
Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование
самоиндефикации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);