Программа внеурочной деятельности во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

во 2 классе








Преподаватель: Алексеева Н.Н.

МБСКОУ СКОШ « 34



Г. Озёрск





























Пояснительная записка



За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети, прежде всего, здоровы. Главной задачей воспитания мы считаем сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек. Здоровый образ жизни - это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак - кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей. В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания - это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Основное направление программы.
В Конвенции о правах ребенка сказано, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.

Здоровье детей - это здоровье нашей нации. Научить человека быть здоровым с детства - вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье - самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Ведь не зря говорят - «Здоровье не купишь - его разум дает!».
Новизна, актуальность программы.

  • По сохранению здоровья детей ведется большая работа (организуется летний отдых учащихся в лагерях, санаториях, проводятся уроки физкультуры, физминутки на уроках, соревнования, дни здоровья, разрабатываются различные здоровьесберегающие программы, организованы спортивные секции). Но еще, ни разу не затрагивали вопрос о правильном питании детей, его организации в семье, в школе.
  • Мы изучаем теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваем практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большую просветительную работу по правильному питанию проводим с родителями, привлекаем в работу общественность и специалистов.
Важная роль по формированию здорового образа жизни отведена программе: «Разговор о правильном питании».
  • Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. По результатам исследования специалистов, только 20% родителей знают о важности правильного питания детей. Родители знакомятся с основными принципами правильного питания, стараются организовать здоровое питание в семье. Основная задача педагога - сделать родителей своими союзниками.
  • Данная программа реализуется в соответствии с «Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ» управлением специального образования при Министерстве образования России.
  • Программа решает задачу сотрудничества в семье, семьи и школы, школы и общественности. Также задачи по укреплению и сохранению здоровья учащихся. Успешное обучение и воспитание детей зависит от состояния здоровья учащихся.
Содержание программы воспитывает культуру, навыки гигиены.

Программа составлена с требованиями ФГОС

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год. Программа «Разговор о правильном питании» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности. На изучение программы во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Цели и задачи программы.
Цель: сформировать у учащихся представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
Задачи: а) обучающая - формирование теоретических знаний в процессе изучения программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания; б) развивающая - способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании; в) воспитывающая - создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по реализации знаний о здоровом образе жизни.
Коррекционная направленность программы.
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие артикулярной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
  • развитие ориентации;
  • развитие слухового восприятия и памяти;
3. Коррекция основных мыслительных операций:
  • умения работать по словесной и письменной инструкции;
  • умения планировать деятельность;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления;
4. Коррекция нарушений и развития эмоционально-личностной сферы. 5. Развитие речи, овладение техникой речи. 6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Разговор о правильном питании» Одним из результатов преподавания программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Реализация программы невозможна также без следующих принципов.
Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» одинаково актуальный как для медицинских работников, так и для педагогов.
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Основные методы обучения:

-фронтальный метод;

-групповой метод;

-практический метод;

-познавательная игра;

-ситуационный метод;

-игровой метод;

-соревновательный метод.

Формы обучения:

  1. экскурсии на пищеблок школьной столовой;

  2. встречи с интересными людьми;

  3. практические занятия;

  4. творческие домашние задания;

  5. праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

  6. конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);

  7. ярмарки полезных продуктов;

  8. сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

  9. мини - проекты.


Личностные и метапредметные результаты.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: 1.умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; 2.умения активно включаться в коллективную деятельность; взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; 3. умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления; - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

Примерный учебно - тематический план.

Наименование разделов

Всего часов

теория

практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Разнообразие питания.

10

5

5

3.

Гигиена питания и приготовления пищи.

11

4

7

4.

Этикет.

3

-

3

5.

Рацион питания.

9

1

8

Всего часов:

34

12

22


Вводное занятие. На вводном занятии учащиеся знакомятся с новым курсом внеурочной деятельности.

Разнообразие питания (10ч.)

Теория. Сформировать знания у учащихся о рациональном питании, которое заключается в разнообразии пищи.

Практика. Систематизировать полученные знания о разнообразии питания. Провести конкурс «Витаминный ералаш». Гигиена питания и приготовление пищи (11ч.) Теория. Дать учащимся представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков; познакомить с некоторыми традициями питания и блюдами национальной кухни жителей разных регионов; расширить представление о традициях питания своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа. Расширить представления учащихся об ассортименте рыбных блюд, их полезности. Практика. Закрепить полученные знания путем участия в конкурсах, мини проектах, изготовлении плакатов. Этикет (3ч.) Теория. Расширить представление учащихся о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола; сформировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека. Практика. Закрепить знания учащихся во время сюжетно - ролевых игр.

Рацион питания (9ч.)

Теория. Сформировать у учащихся представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности. Дать учащимся представление об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме.

Сформировать представление об особенностях питания , причинах, вызывающих изменение в рационе питания; расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков; дать учащимся представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Расширить представление учащихся о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширить представление детей об ассортименте молочных продуктов и их свойствах; познакомить с молочными блюдами, которые готовят в разных регионах страны. Практика. Систематизировать все знания полученные ранее о продуктах питания, рационе, о зависимости рациона питания от физической активности, об особенностях питания детей и взрослых путем оформления плакатов, проведения праздников(« Масленица»), мини проектов(« Питание в семье», «Питание будущего», «Кулинарный глобус», «Здоровейка», постановки сказки «Теремок на новый лад».



Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Коррекционная работа

1.

Вводное занятие.

Давайте познакомимся.

Психокоррекция поведения.

Разнообразие питания

2.

Каша - пища наша.

Коррекция пробелов в знаниях.

3.

Каша - малаша. Занятие по мотивам русского фольклора.

Коррекция эмоционально - волевой сферы.

4.

Хлеб - всему голова.

Коррекция пробелов в знаниях.

5.

Молоко и молочные продукты. Игра-исследование: «Это удивительное молоко»

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

6.

Овощи и фрукты - витаминные продукты.

Коррекция внимания, памяти.

7.

Конкурс « Витаминный ералаш».

Психокоррекция поведения. Коррекция монологической речи.

8.

Яйцо, яичница, омлет.

Коррекция мышления.

9.

Поговорим о грибах.

Коррекция пробелов в знаниях.

10.

Путешествие по музеям напитков.

Коррекция мышления, речи, внимания.

11.

На вкус и цвет - товарищей нет!

Психокоррекция поведения.

Гигиена питания и приготовление пищи.

12.

Если хочешь быть здоров.

Коррекция умений и навыков необходимых каждому для укрепления здоровья.

13.

Где и как готовят пищу. Экскурсия в столовую.

Психокоррекция поведения.

14.

Оформление плаката ««Любимые продукты и блюда».

Анкета для уч-ся « Едим ли мы то, что следует есть?»

Психокоррекция поведения, коррекция устной речи.

15.

В гостях у Карлсона. Сахар и сладости на твоем столе.

Коррекция пробелов в знаниях.

16.

Знаем мы наверняка : нет полезней молока.

Коррекция мыслительных процессов, пробелов в знаниях.

17.

Соль - друг, соль - враг.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

18.

Пища, которая дает нам энергию.

Коррекция мышления, пробелов в знаниях.

19.

Рыба на столе - здоровье в семье. Конкурс рисунков:

« В подводном царстве».

Расширение представлений об окружающем мире.

20.

Из чего варят кашу.

Коррекция памяти внимания, мышления.

21.

Не полезные продукты. Практическое занятие.

Коррекция наглядно - образного мышления.

22.

Какую пищу можно найти в лесу. Экскурсия в лес.

Коррекция эмоционально - волевой сферы.

Этикет

23.

Как правильно накрыть стол. Практическое занятие.

Психокоррекция, коррекция моторики рук, слухового восприятия.

24.

Сюжетно - ролевая игра: « К нам едут гости».

Психокоррекция поведения.

25.

Практическое занятие:

« Русское чаепитие».

Коррекция эмоционально - волевой сферы.

Рацион питания

26.

Что едят на завтрак, обед, полдник и ужин.

Психокорркция, коррекция устной речи.

27.

В стране витаминов.

Коррекция пробелов в знаниях.

28.

Оформление плаката: «Правильное питание». Анкета для родителей.

Коррекция мелкой моторики рук, зрительного восприятия и памяти.

29.

Проект: « Питание будущего».

Коррекция внимания, памяти.

30.

Праздник: « Масленица».

Коррекция эмоционально - волевой сферы.

31.

Кулинарное путешествие по России. Проект: « Кулинарный глобус».

Психокоррекция поведения.

32.

Проект: «Питание в семье».

Коррекция устной речи.

33.

Проект: «Здоровейка». Создание кулинарной книги.

Коррекция пробелов в знаниях, развитие речи.

34.

Постановка сказки: « Теремок на новый лад».

Коррекция эмоционально - волевой сферы, развитие речи.

Планируемые результаты -Умение делать выбор между вредными и полезными продуктами. -Наличие представления о рациональном питании. -Умение заботиться о себе -Решение проблемы с организацией питания детей. -Изменение отношения ребенка и родителей к режиму, гигиене и продуктам питания. Ожидаемые воспитательные результаты. - воспитание здорового поколения; - ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки; - любознательности, коллективизма. Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников: - знание учащихся о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания; -навыки правильного питания, как составная часть здорового образа жизни; - умение определять полезные продукты питания. - знание о структуре ежедневного рациона питания; - навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания; - умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. - знание учащихся об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; - навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности; - умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов. - знания учащихся об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; - навыки, связанные с этикетом в области питания; - умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.



В результате теоретических занятий учащиеся получат социальные знания (1 уровень)
- знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; - об основах здорового образа жизни; - о правилах конструктивной групповой работы; - об основах разработки соц. проектов и организации коллективной творческой деятельности; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
А также знания: - о необходимости и важности регулярного питания; - о значении молока и молочных продуктов; - о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека; - о структуре ежедневного рациона питания; -самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания; - о связи рациона питания и образа жизни; - о разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значением для организма; - о полезных блюдах для праздничного стола.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Разговор о правильном питании» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) гербарии ; продукты питания; столовые приборы; бытовые приборы для кухни

2) изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи, схемы, плакаты;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы «Разговор о правильном питании».



При составлении программы использовалась методическая литература:

1.Обухова Л. А.,Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2.Ю. П. Климович Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.

3.Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: ОЛМА Медиа Групп,2011.

4.Занятия в группе продленного дня. Конспекты, занимательные материалы, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2011.


© 2010-2022