- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по предмету «Физическая культура
Рабочая программа по предмету «Физическая культура
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горелова П.М. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Физическая культура»
4 класс
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Современная школа во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психологического здоровья учащихся. Увеличение числа различных специальных школ, лицеев, гимназий приводит не только к интеллектуальному развитию детей, но и к тому, что учащиеся уже в начальной школе вынуждены больше просиживать за учебниками и тетрадями, став жертвами гипокинезии. Отсутствие двигательной компенсации не заменить ничем. Единые требования к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психическом здоровье. Установлена отчётливая взаимосвязь частоты нарушений здоровья детей в критические периоды школьного обучения (6-7 и 11-12 лет) с их умственным и физическим здоровьем. Наибольшую тревогу в этом плане вызывают дети из группы социального риска. К ним относятся дети с различными формами психической, физической и социальной дезадаптацией. Вместе с тем, занятия физкультурой в школе не обеспечивают необходимого объёма двигательной активности детей. Для школьников в возрасте от 7 до 15 лет занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю, то есть 1-2 часа в день. Двух и даже трёх уроков физкультуры в неделю явно не хватит для удовлетворения биологической потребности в движении. Существует теснейшая связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психологическое здоровье. И уже в начальной школе необходимо не только способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на психологическое развитие детей, но и сами дети должны получать начальные знания о механизмах такого воздействия. При этом необходимо помнить, что в начальной школе отличительной особенностью учебных занятий по физической культуре должно быть решение образовательных задач: овладение школой движения, формирование первичных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Осознанная интеллектуальная деятельность учащихся на уроках способствует более эффективному изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретённые таким образом, становятся более прочными и расширяется их прикладное значение.
Цели, задачи и основные средства физического воспитания
Настоящая программа основана на реализации принципа так называемого «сопряжённого воздействия». Суть этого принципа заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменения в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Цель: Сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путём воспитания культуры собственного тела, сопряжённого физического и психического развития на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие Задачи:
- Обучить навыком владения своим телом и элементам саморегуляции.
- Формировать знания о взаимоотношениях людей и развивать коммуникативные навыки в процессе двигательной активности.
- Способствовать активизации защитных сил организма.
- Формировать и развивать двигательные умения и навыки.
Технология реализации программы
Построение занятий Программа состоит из 34 часов (из расчёта одного занятия в неделю). Урок может проводиться как третий урок физической культуры в неделю или за счёт регионального компонента. В целом построение урока - традиционное: вводная, основная, заключительная части. В вводной, разминочной части, помимо общеразвивающих упражнений (ОРУ) рекомендуется применять подводящие упражнения с учётом содержания основной части. При этом после выполнения упражнений по теме урока учитель проводит краткую беседу, в которой объясняет значение выполненного. Во второй половине основной части это закрепляется в играх. Заключительная часть должна решать задачи снижения физической активности учащихся для подготовки к последующему уроку, подведение итогов занятия. Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности и включает следующие разделы:
- «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»;
- «Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения»;
- «Игры народов Севера»;
- Дефференцированная двигательная деятельность»;
- Элементы спортивной деятельности».
- Задачи раздела «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» - это ознакомление с понятием «здоровый образ жизни»; формирование полезных полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.
- Раздел «Основные виды движений», включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание. Задачи раздела: формирование базовых двигательных навыков; расширение двигательного опыта учащихся.
- Раздел «Подвижные игры». Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения. Этим подчёркивается важность игр для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Подвижные игры используются в следующих целях: ознакомление с учебным материалом; закрепление навыков в овладении основными видами движений; закрепление пространственных ориентировок; формирование эмоционально-волевой сферы и физических качеств учащихся.
- Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов - это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполнять с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определённые системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формирование правильной осанки; обеспечение подвижности суставов; создание двигательного опыта; воспитание двигательных качеств и способностей; укрепление сердечнососудистой системы; развитие органов дыхания; психическое развитие.
Программа 3-его часа физкультуры
I раздел: «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»
4 часа:
- «Здоровый образ жизни»;
- «Профилактика простудных заболеваний»;
- «Закаливание (осенью, весной, зимой);
- «Игра и её значение для здоровья»;
- «Осторожно, гололёд»;
- «Игровой травматизм»;
- «Осторожно, грипп»;
- «Спорт - залог здоровья»;
- «Первая помощь при обморожении»;
- «Одевайся правильно».
II. раздел: «Основные виды движений».
6 часов:
- Ходьба: обычная на носках, на пятках, прогнувшись, с изменением направления;
- Бег: обычный, широким шагом с высоким поднятием колен, с изменением темпа с изменением направления, бег наперегонки и т.д.;
- Прыжки: на одной, на двух ногах;
- Метание;
- Приседания.
III. раздел: «Подвижные игры».
14 часов:
«Два мороза», «Здравствуй, догони», «Мяч соседу», «К своим флажкам», «Быстро из круга», «Медведь и пчёлы».
IV. раздел: «Разучивание игр народов Севера».
10 часов:
«Ястребок и утки», «Через ручей», «Охотники и утки», «С кочки на кочку», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «»Нарты - сани», «Ловкий оленевод», «Оленьи упряжки».
Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни
I. Беседы
-
О здоровом образе жизни.
-
Значение прогулки в режиме дня.
-
Одежда в разные времена года.
-
Закаливание осенью.
-
Игра - её значение для здоровья.
-
Игровой травматизм - его профилактика.
-
Профилактика ОРВ.
-
Улица полна неожиданностей.
-
Виды травм. Причины и способы их предупреждения.
-
Причины травм и способы их предупреждения.
-
Как оказать помощь себе и товарищу во время прогулки.
-
Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у младших школьников.
-
Сведения о спорте.
-
Спорт - залог здоровья.
-
Правила поведения на улице зимой.
-
Осторожно, гололёд!
-
Осторожно, туман!
-
Закаливание зимой.
-
Первая помощь при обморожениях.
-
Осторожно, грипп!
-
После прогулки.
-
Лето! Профилактика инфекционных заболеваний.
II.Основные виды движений
Ходьба - ходьба в колонне по одному, по два, по кругу, обычным шагом с различным положением рук, ходьба на носках, в полуприсяде, с высоким подниманием бедра, с ускорением и замедлением темпа движения, с изменением направления по ориентиру, ходьба с хлопками в ладоши, «змейкой».
Бег - в колонне по одному, по два, по кругу, с высоким подниманием голеней ног назад; бег со скакалкой.
Прыжки - прыжки на месте с мягким приземлением на обе ноги; прыжки с продвижением вперёд на обеих ногах;
Метание
Приседание
III.Подвижные игры
-
Мы - весёлые ребята»
-
«Игра в классики»
-
«Медведь и пчёлы»
-
«У медведя во бору»
-
«Хитрая лиса»
-
«Ровным кругом» (затейники)
-
«Лягушки и Цапля»
-
«Охотники и зайцы»
-
«Море волнуется…»
-
«Сделай фигуру»
-
«Жмурки»
-
«Сторож»
-
«Два мороза»
-
«Рыбак и рыбки»
IV.Разучивание игр народов Севера
-
Солнце
-
Олени и пастухи.
-
Куропатки и охотники.
-
Полярные сова и овражки.
-
Оленьи упряжки.
-
Важенка и оленята.
-
Волк и олени.
-
Успей поймать.
-
Ручейки и озёра.
-
Льдинки, ветер и мороз.