Рабочая программа по предмету «Физическая культура

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34»








Рабочая программа по предмету «Физическая культура

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Физическая культура»

4 класс



г. Нижневартовск


Пояснительная записка


Современная школа во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психологического здоровья учащихся. Увеличение числа различных специальных школ, лицеев, гимназий приводит не только к интеллектуальному развитию детей, но и к тому, что учащиеся уже в начальной школе вынуждены больше просиживать за учебниками и тетрадями, став жертвами гипокинезии. Отсутствие двигательной компенсации не заменить ничем. Единые требования к учащимся разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек и отражаются на их нервно-психическом здоровье. Установлена отчётливая взаимосвязь частоты нарушений здоровья детей в критические периоды школьного обучения (6-7 и 11-12 лет) с их умственным и физическим здоровьем. Наибольшую тревогу в этом плане вызывают дети из группы социального риска. К ним относятся дети с различными формами психической, физической и социальной дезадаптацией. Вместе с тем, занятия физкультурой в школе не обеспечивают необходимого объёма двигательной активности детей. Для школьников в возрасте от 7 до 15 лет занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю, то есть 1-2 часа в день. Двух и даже трёх уроков физкультуры в неделю явно не хватит для удовлетворения биологической потребности в движении. Существует теснейшая связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психологическое здоровье. И уже в начальной школе необходимо не только способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на психологическое развитие детей, но и сами дети должны получать начальные знания о механизмах такого воздействия. При этом необходимо помнить, что в начальной школе отличительной особенностью учебных занятий по физической культуре должно быть решение образовательных задач: овладение школой движения, формирование первичных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Осознанная интеллектуальная деятельность учащихся на уроках способствует более эффективному изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретённые таким образом, становятся более прочными и расширяется их прикладное значение.

Цели, задачи и основные средства физического воспитания


Настоящая программа основана на реализации принципа так называемого «сопряжённого воздействия». Суть этого принципа заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменения в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Цель: Сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путём воспитания культуры собственного тела, сопряжённого физического и психического развития на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие Задачи:

  1. Обучить навыком владения своим телом и элементам саморегуляции.
  2. Формировать знания о взаимоотношениях людей и развивать коммуникативные навыки в процессе двигательной активности.
  3. Способствовать активизации защитных сил организма.
  4. Формировать и развивать двигательные умения и навыки.
Ведущим средством физического воспитания в программе является игра, поскольку позволяет с большой эффективностью реализовать принцип сопряжённого воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведение ребёнка и благодаря сильному эмоциональному воздействию способствовать «снятию» неблагоприятных психических состояний. Особенности состояния здоровья детей 6-10 лет Важнейшим показателем здоровья человека является его физическое развитие. Это чуткий индикатор социально-экономических изменений как позитивного, так негативного характера. Установлено, что в современной популяции школьников резко возросла доля детей с дефицитом массы тела (до 20%). Это особенно остро стало ощущаться у детей, только начинающих школьную жизнь. При этом возрастной период 7-8 лет является критическим как период адаптации к систематическому обучению. Ещё более обострило проблемы здоровья школьников начало их обучения с 6 лет. Около 16% детей в этом возрасте не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональная незрелость. К концу первого класса у большинства из них падает острота зрения, включая группу риска по миопии (54%) снижается гемоглобин в крови, нарастает астения, появляются функциональные нарушения сердечнососудистой системы, заболевания органов пищеварения (29,4%), нарушение осанки и стопы (38%), усиливаются нервно-психические расстройства (до 54%). Физиологические особенности детей 6-10 лет Возраст 6-10 лет включает в себя важный период возрастного развития ребёнка, при котором он совершает буквально скачок из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребёнка во вполне сформировавшегося с развитыми физическими качествами и сложившейся конституцией тела. Как известно, в возрасте 7-9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста (первая - в возрасте до 1 года). Хотя в 8-9 лет ребёнок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребёнка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции. К 7-8 годам заканчивается полное сращение тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов. Иными словами, в этом возрасте существуют объективные предпосылки для того, чтобы выполнять сложные движения. Таким образом, возраст 6-10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребёнка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов, как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной, например, занятия физической культурой.

Технология реализации программы

Построение занятий Программа состоит из 34 часов (из расчёта одного занятия в неделю). Урок может проводиться как третий урок физической культуры в неделю или за счёт регионального компонента. В целом построение урока - традиционное: вводная, основная, заключительная части. В вводной, разминочной части, помимо общеразвивающих упражнений (ОРУ) рекомендуется применять подводящие упражнения с учётом содержания основной части. При этом после выполнения упражнений по теме урока учитель проводит краткую беседу, в которой объясняет значение выполненного. Во второй половине основной части это закрепляется в играх. Заключительная часть должна решать задачи снижения физической активности учащихся для подготовки к последующему уроку, подведение итогов занятия. Материал в программе подобран по видам двигательной деятельности и включает следующие разделы:

  • «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»;
  • «Основные виды движений, подвижные игры и игровые упражнения»;
  • «Игры народов Севера»;
  • Дефференцированная двигательная деятельность»;
  • Элементы спортивной деятельности».

  1. Задачи раздела «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни» - это ознакомление с понятием «здоровый образ жизни»; формирование полезных полезных привычек на основе сознательного отношения детей к здоровью.
Программный материал сообщается учащимся на уроках в течении учебного года в виде кратких бесед. Следует использовать знания по охране здоровья, полученные учащимися на других уроках.
  1. Раздел «Основные виды движений», включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание. Задачи раздела: формирование базовых двигательных навыков; расширение двигательного опыта учащихся.
  2. Раздел «Подвижные игры». Значительное место в учебной программе занимают подвижные игры и игровые упражнения. Этим подчёркивается важность игр для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Подвижные игры используются в следующих целях: ознакомление с учебным материалом; закрепление навыков в овладении основными видами движений; закрепление пространственных ориентировок; формирование эмоционально-волевой сферы и физических качеств учащихся.
  3. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов - это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполнять с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Обеспечивая избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определённые системы организма, ОРУ помогают решить следующие задачи: формирование правильной осанки; обеспечение подвижности суставов; создание двигательного опыта; воспитание двигательных качеств и способностей; укрепление сердечнососудистой системы; развитие органов дыхания; психическое развитие.
Всё это и относится к предмету, помогает решить следующие задачи: повышение интереса к упражнениям; содействие познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов, т.е. развитие сенсорики; формирование большей отчётливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях; совершенствование координации движений пальцев рук. Включение в учебную деятельность заданий на ориентировку в пространстве и строевых упражнений - важнейший аспект работы учителя физкультуры с детьми. Все разделы программы взаимосвязаны.


Программа 3-его часа физкультуры


I раздел: «Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни»

4 часа:

- «Здоровый образ жизни»;

- «Профилактика простудных заболеваний»;

- «Закаливание (осенью, весной, зимой);

- «Игра и её значение для здоровья»;

- «Осторожно, гололёд»;

- «Игровой травматизм»;

- «Осторожно, грипп»;

- «Спорт - залог здоровья»;

- «Первая помощь при обморожении»;

- «Одевайся правильно».

II. раздел: «Основные виды движений».

6 часов:

- Ходьба: обычная на носках, на пятках, прогнувшись, с изменением направления;

- Бег: обычный, широким шагом с высоким поднятием колен, с изменением темпа с изменением направления, бег наперегонки и т.д.;

- Прыжки: на одной, на двух ногах;

- Метание;

- Приседания.

III. раздел: «Подвижные игры».

14 часов:

«Два мороза», «Здравствуй, догони», «Мяч соседу», «К своим флажкам», «Быстро из круга», «Медведь и пчёлы».

IV. раздел: «Разучивание игр народов Севера».

10 часов:

«Ястребок и утки», «Через ручей», «Охотники и утки», «С кочки на кочку», «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз», «»Нарты - сани», «Ловкий оленевод», «Оленьи упряжки».

Формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни

I. Беседы

  1. О здоровом образе жизни.

  2. Значение прогулки в режиме дня.

  3. Одежда в разные времена года.

  4. Закаливание осенью.

  5. Игра - её значение для здоровья.

  6. Игровой травматизм - его профилактика.

  7. Профилактика ОРВ.

  8. Улица полна неожиданностей.

  9. Виды травм. Причины и способы их предупреждения.

  10. Причины травм и способы их предупреждения.

  11. Как оказать помощь себе и товарищу во время прогулки.

  12. Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у младших школьников.

  13. Сведения о спорте.

  14. Спорт - залог здоровья.

  15. Правила поведения на улице зимой.

  16. Осторожно, гололёд!

  17. Осторожно, туман!

  18. Закаливание зимой.

  19. Первая помощь при обморожениях.

  20. Осторожно, грипп!

  21. После прогулки.

  22. Лето! Профилактика инфекционных заболеваний.

II.Основные виды движений

Ходьба - ходьба в колонне по одному, по два, по кругу, обычным шагом с различным положением рук, ходьба на носках, в полуприсяде, с высоким подниманием бедра, с ускорением и замедлением темпа движения, с изменением направления по ориентиру, ходьба с хлопками в ладоши, «змейкой».

Бег - в колонне по одному, по два, по кругу, с высоким подниманием голеней ног назад; бег со скакалкой.

Прыжки - прыжки на месте с мягким приземлением на обе ноги; прыжки с продвижением вперёд на обеих ногах;

Метание

Приседание

III.Подвижные игры


  1. Мы - весёлые ребята»

  2. «Игра в классики»

  3. «Медведь и пчёлы»

  4. «У медведя во бору»

  5. «Хитрая лиса»

  6. «Ровным кругом» (затейники)

  7. «Лягушки и Цапля»


  1. «Охотники и зайцы»

  2. «Море волнуется…»

  3. «Сделай фигуру»

  4. «Жмурки»

  5. «Сторож»

  6. «Два мороза»

  7. «Рыбак и рыбки»

IV.Разучивание игр народов Севера

  1. Солнце

  2. Олени и пастухи.

  3. Куропатки и охотники.

  4. Полярные сова и овражки.

  5. Оленьи упряжки.


  1. Важенка и оленята.

  2. Волк и олени.

  3. Успей поймать.

  4. Ручейки и озёра.

  5. Льдинки, ветер и мороз.


© 2010-2022