История и культура народов Марий Эл

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История и культура народов Республики Марий Эл Предмет «история и культура народов Республики Марий Эл» призван дать учащимся широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры, истории народов, проживающих в Республике Марий Эл. В процессе изучения и освоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл обращается внимание на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности, личности, способной объективно воспринимать и уважать этническое разнообразие в современном поликультурном обществе, на ее социализацию, на формирование основ гражданской идентичности. Основными задачами программы являются приобщение обучающихся к духовному богатству национальных ценностей и культурных традиций своего народа, усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, воспитание межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. В целом поставлена задача обеспечить обучающихся теоретическими и практическими знаниями в области этнографии, культуры и искусства, народной педагогики, краеведения, воспитывать у молодежи гражданственность, чувство гордости за свою малую Родину, чувство истинного патриотизма, интернационализма, уважение к другим народам, культурам, истории. Технология , процесса обучения данному предмету строится на основе реализации культуроведческого подхода и осуществления диалога культур, организации активного и заинтересованного процесса добывания знаний самими учащимися. Родной язык и этнопедагогические ценности составляют основу при изучении этого предмета. Содержание курса «история и культура народов Республики Марий Эл» рекомендуется реализовать: 1) за счет учебных часов вариативной части; 2) через модульные курсы во взаимосвязи с предметами «литературное чтение», «окружающий мир», «изобразительное искусство», «технология», «физическая культура», «музыка», 3) через внеурочную деятельность (кружки, секции). История и культура народов Республики Марий Эл Личностные УУД - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами; признание ценности: - традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой; - уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий; - права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры; - культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания; - культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества; - поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур (взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение) как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества; развитие умений: - соблюдать традиции народов, проживающих в Марий Эл, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях; - самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России; - описать себя как представителя народов Марий Эл, России; - ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру. Регулятивные УУД - умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала; - проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил; развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия; - развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности; - оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков; - способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.); - умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур. Познавательные УУД - умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России: учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами; - выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей; - овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом; универсальные логические учебные действия: - развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале: абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий, сопоставления явлений культуры народов совместного проживания и народов, населяющих многонациональную Россию, с целью выявления национального и общечеловеческого своеобразия и т.д.); анализ (на примере видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, музей), общественных объединений (ассоциация, землячество, общество, союз, община, ассамблея), представительств, диаспор); синтез (на примере многонациональной России (Москва -столица РФ и т.д.); классификация (на примере материальной и духовной культуры республики, народов Марий Эл, России и т.д.); обобщение (на примере восприятия народов Марий Эл как общности (мы - мари), и шире (мы - россияне) и т.д.); доказательство - умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры (представлять себя в «иной» культуре); универсальные знаково-символические учебные действия: - проведение ассоциативных связей с государственными символами РМЭ, РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать; - развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле - символы русского народа; лось - символ марийского народа; - развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальной одежде, жилищах, песнях, танцах и т.д.)? - понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем; - развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам; развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д. Коммуникативные УУД - умение работать в парах, группе, коллективе; - умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога; - готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям; - умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.



История и культура народов Марий Эл (34часа)

Тема урока

план

факт

корректировка



1.Страна (3часа) Россия - самая большая страна. Республика Марий Эл в семье народов России. Государственные символы Российской Федерации и Республики Марий Эл. Жители республики Марий Эл. Наш город (деревня). Йошкар-Ола - столица республики. Главные дороги республики (железная дорога, основные автомобильные дороги. Трассы. Тракты). Вокзалы. Фирменный поезд «Марий Эл» Национальный этикет:выражение приветствия и прощания. Благодарности, просьбы. Извинения. Отказа и несогласия на родном языке Первые шаги в краеведении. Исследование своей местности

1.

Республика Марий Эл в семье народов России

2.

Жители Республики Марий Эл

3.

Главные дороги республики



2.Семья. Родство(2часа)

Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд - основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.

Преемственность поколений. Понятия «родной кров», «родное гнездо», «родительский дом», «домашний очаг», «родственники».

Исследовательские навыки. Сбор пословиц и поговорок о семье

4.

Моя семья

5.

Труд - благополучие моей семьи



3.Моя родная школа(2часа) Школа - источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики. Родители. Школьная библиотека - «кладовая знаний». Знакомство с иллюстрированным журналом «Кече - Солнышко». По страницам газеты «ямде лий» Народные пословицы и поговорки о знании. Произведения писателей о книге. О роли знаний в жизни человека. Практические навыки. Реставрация старых книг

6.

Школа и школьная библиотека - «кладовые» знаний

7.

По страницам журнала «Кече - Солнышко» и газеты «Ямде лий»



4.Труд славит человека(3часа) Основные занятия жителей села. Животноводство. Овощеводство. Садоводство. Пчеловодство. Предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем. Человек труда в творчестве поэтов и художников республики Народные пословицы и поговорки о труде и лени Знатные люди. Почетные граждане города (района) Исследовательские навыки. Встреча со старожилами родного города (села), ветеранами труда. Практические навыки. Посадка цветов, плодоносящих кустарников.

8.

Основные занятия жителей села

9.

Предметы быта и орудия труда в прошлом

10.

Человек в творчестве художников и поэтов республики



5. Времена года. Звери и птицы (3 часа) Особенности природы родного края в разные времена года. Распространенные и редкие птицы и звери. Малые жанры устного народного творчества о временах года. Птицах и животных Человек - венец творения. Отношение православных людей к сотворенному Богом миру. Особое отношение к природе у марийцев Пейзаж в творчестве художников республики Экскурсия в природу. Составление дневника юного натуралиста. Приобретение первоначальных навыков поведения в лесу

11.

Сезонные изменения в природе родного края

12.

Редкие растения, звери и птицы нашего края

13.

Человек - венец творения



6. Нравственные основы сказки (5часов) Народные сказки о добре, мудрости, находчивости и смелости. Авторские сказки в стихах марийских поэтов: В.Бояринова «Кудыронгыр кугыжаныш», Пет. Першут «Кыткы суан». Краткие сведения жизни и творчестве поэтов. Художник З.Лавреннтьев - иллюстратор сказки П.Першута «Муравьиная свадьба» Творческий час. Сочинение и иллюстрирование сказки


14.

Народные сказки

15.

Авторские сказки. Пет Першут «Муравьиная свадьба»

16.

Сказка в стихах В.Бояриновой «В стране колокольчиков»

17.

Сказка в стихах В.Бояриновой «В стране колокольчиков»

18.

Художник иллюстратор З.Ф.Лаврентьев



7. Музыкальная культура мари(4часа)

Марийские народные музыкальные инструменты: шиялтыш (дудка, свирель), олым шувыр (соломинка), шувыр (волынка), тумыр (барабан), пуч-влак (трубы), кусло (гусли), марла гармонь (марийская гармонь).

Мастера-исполнители на марийских музыкальных инструментах: А.Сидушкина, П.Терентьев, П.Тойдемар, И.Шабердин, В.Шапкин, Ф.Эшмякова.

Исследовательские навыки. Встреча с исполнителями на народных музыкальных инструментах своей местности.

19.

Марийские народные музыкальные инструменты

20.

Мастера исполнители на марийских музыкальных инструментах

21.

Труба - марийский народный музыкальный инструмент

22.

Проектная работа «Исполнители на народных инструментах в моей местности»

8. Марийское народное искусство (3часа) Народные художественные промыслы в Марийском крае: вышивание, тканье женских поясов и надплечиков. Резьба по дереву. Изготовление поделок из соломки, плетение из ивовой лозы. Мастера моего края Исследовательские навыки. Исследование деревни в целях поиска образцов резных узоров. Копирование орнаментов резных наличников. Экскурсия. Встреча с лучшими мастерами родной стороны

23.

Народные художественные промыслы в марийском крае. Вышивание. Тканье поясов и надплечиков

24.

Резьба по дереву. Плетение из ивовой лозы

25.

Проектная работа «Лучшие мастера родной стороны»



9. Театры республики Марий Эл (3часа) Театры республики. Ознакомление с терминологией и театральной этикой. Художественное слово. «Мой первый рассказ о театре» Экскурсия в театр. Встреча с артистами театра. Просмотр спектакля.

26.

Театры республики

27.

Театральная этика

28.

Первые творческие шаги. Моя первая роль в школьном театре



10. Финно-угры - одна семья (2часа) Этнографические сведения из жизни марийцев: территория, язык. традиции и обычаи. Общие сведения. История возникновения этнонимов «черемисы», «мари» Финно-угры - кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов. Знакомство с устным народным творчеством финно-угров. Практические навыки. Игра в финно-угорские народные игры

29.

Этнографические сведения из жизни мари

30.

Устное народное творчество финно-угров



11. Праздники (4 часа) Классификация праздников: народные, религиозные, профессиональные, государственные. 4 ноября - День Республики Марий Эл 10декабря - День марийской письменности (Марий тиште кече). Первая книга на марийском языке. Чтение стихов. Посвященных родному краю. 23 февраля - День защитников Отечества 9 мая - День Победы. Герои Великой Отечественной войны - наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова

31.

Какие бывают праздники

32.

Государственные праздники

33.

Праздник День Республики Марий Эл

34.

«Что мы знаем о родном крае»

Итого:34 часа



© 2010-2022