Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса по программе «Школа России» составлено на основе рабочей программы по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 класса Во 2 классе урок изобразительного искусства проводится 1 раз в неделю, 34 часа (34 учебные недели). Проекты - 2.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела и тем
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Часы учебного времени
Плановые сроки
Примечание
-
Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенних цветов. Как и чем работает художник (8 ч) Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
1
01.09
-
Белая и чёрная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Роль чёрной и белой красок. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги. Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цвета по памяти и впечатлению. 1 08.09
-
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительность. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов. Передача различного состояния природы (эмоции природы) Учиться различать и сравнивать тёплые и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с гуашью. Создавать живописными материалами пейзажи. 1 15.09
-
Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации. Наблюдение за ритмом листьев, ритмом пятен. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. 1 22.09
-
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Кра-сота и выразительность линии. Ее выразительные возможности. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. 1 29.09
-
Выразительность материалов для работы в объёме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенно-стей животных. Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами. Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. 1 06.10
-
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы для макетов. Работа с бумагой (склеивание, скручивание, надрезание, сгибание). Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов. Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином. Создавать объёмное изображение животного с передачей характера. 1 13.10
-
Неожиданные материалы (обобщение темы). Понимание красоты различных художе-ственных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Развивать навыки создания геометрических форм из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. 1 20.10
-
Изображение и реальность. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 1 03.11
-
Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы с гуашью. Реальность и фантазия (7 ч) Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.
1 10.11
-
Украшение и реальность. Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб). Развитие наблюдательности. Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. 1 17.11
-
Украшение и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. Проект «Ателье мод» Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных. Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.
1 24.11
-
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел. ракушки, коробочки хлопка, орехи), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. 1 01.12
-
Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер Постройки преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Он показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое повторение элемента. Создавать украшения (воротничок, закладка для книг и т. д.), используя узоры. Работать графическими материалами с помощью линий различной толщины. 1 8.12
-
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности - изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. 1 15.12
-
Изображение природы в различных состояниях. Разное состояние животного несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая животных, выражает их состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителей. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными формами. Осваивать навыки работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. 1 22.12
-
Изображение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анимацией, созданной художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Понимать роль, взаимодействие в работе трёх Братьев-Мастеров (их единство). Конструировать (моделировать) и украшать ёлочные украшения для новогодней ёлки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 1 29.12
-
Изображение характера животных. Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анимацией, созданной художниками в графике, живописи и скульптуре. О чём говорит искусство (11 ч) Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
1 19.01
-
Изображение характера человека: женский образ. Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. 1 26.01
-
Изображение характера человека: мужской образ. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отвага, смелость, решительность, честность, доброта. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью.
1 02.02
-
Образ человека в скульптуре. Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. 1 09.02
-
Человек и его украшения. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. 1 16.02
-
О чём говорят украшения. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Характеризовать доброго и злого героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). 1 23.02
-
Образ здания. Художественный образ в архитектуре. Восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных постройках. Приобретение опыта творческой работы. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защемление). Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. 1 01.03
-
Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающем мире. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел. ракушки, коробочки хлопка, орехи), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира. Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. 1 15.03
-
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности - изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. 1 29.03
-
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных постройках. Приобретать опыт творческой работы. 1 05.04
-
Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Проект «Полевые цветы»
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. 1 12.04
-
Что такое ритм линий. Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Как говорит искусство 8ч Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: тёплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма: ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций, Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
1 19.04
-
Характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и поры-вистые. Линии в окружающей действи-тельности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь дубовой ветки, сосновой ветки). 1 26.04
-
Ритм пятен. Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц - быстрый или медленный полет; птицы летят медленно или быстро. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.). 1 03.05
-
Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Сравнивать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. 1 10.05
-
Ритм линий и пятен,- средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера - Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линий. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. 1 17.05
-
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера - Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создавать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением. 1 24.05
Формы организации учебного процесса и методы контроля Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы учащихся. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты с оценками типа: - «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона заданных задач; - «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте интересов. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Формой контроля являются коллективные творческие работы по пройденным темам. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
1