• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Выступление на общешкольном родительском собрании. Тема: «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества»

Выступление на общешкольном родительском собрании. Тема: «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общешкольное родительское собрание для 3 классов

Март 2011, Гедзюк М.В.

Тема: «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества»

СЛАЙД

Семья - это место приземления

для старших, стартовая площадка

для младших и маячок взаимо-

отношений для каждого.


Цель: формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

Задачи: обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях; Провести практическую работу по решению проблемных ситуаций.


Ход собрания.

  1. Организационный момент. Постановка целей.

Добрый вечер, уважаемые родители. Тема нашего разговора сегодня

« Как воспитывать нравственность у детей». Нравственное воспитание - это процесс формирования у человека : СЛАЙД

- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, патриотизм)

- нравственного облика (терпение, милосердие)

- нравственной позиции ( способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний, проявление любви)

- нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля, рассудительность)

Если сказать проще, это умение и желание человека жить по правилам и принципам, принятыми в обществе.

Опыт работы школы показывает, что без привлечения семьи, родителей нельзя подходить к решению многих вопросов нравственного образования.

Проблема взаимоотношений семьи и школы давно рассматривается как в историческом аспекте, так и с позиции современности. Семья и школа тесно связаны с развитием общества, на семейные взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые вырастали в течение последних десятилетий.

Все образовательные учреждения, на наш взгляд, сталкиваются с рядом проблем, идущих из семьи, а именно:
- во многих семьях все подчинено воле ребенка;
- не сформировано толерантное отношение детей к старшему поколению;
- в семьях часто не соблюдается принцип ненасилия в отношении других членов семьи, других людей;
- родители стремятся все больше к тому, чтобы семейные функции заботы о ребенке выполнял специалист (учитель, гувернер, воспитатель и т.д.);
- семья является источником многочисленных проблем ребенка (ослабленное физическое и, в последнее время, психическое здоровье детей; отсутствие навыков нравственных норм поведения, искажение многих морально-нравственных категорий и ценностей);
- дети в школе различной национальности, у них свои национальные особенности, о которых педагоги часто не знают.

Поэтому в своей работе образовательные учреждения должны ориентироваться на семью, так как в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни ребенка, до 6-7 лет для ребенка: в основном, семья формирует его привычки, основы социальных отношений, первые навыки взаимодействия, систему ценностей. В семье у ребенка формируются первые представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о хорошем и дурном, закладываются основные потребности личности; в семье ребенок получает уроки общения с близкими, проходит школу практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми.

СЛАЙД

Сегодня я хотела бы остановиться на трёх аспектах нравственного воспитания

-воспитание чувства ответственности перед родителями;

- воспитание доброты, порядочности по отношению к другим людям;

- чувство долга по отношению к своей стране.

2. Основная часть собрания.

СЛАЙД

1. Воспитание чувства ответственности перед родителями.

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети - говорит народная мудрость. Старость - неотвратима, смерть - неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня… Но это возможно только благодаря труду души самих родителей.

Воспитать хорошего сына или дочь - сложная педагогическая задача. Рождение- это ещё не создание. Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей?

ДОБРОТА должна стоять на первом месте. Эту черту характера надо развивать в первую очередь. С раннего возраста надо учить делать приятное людям. В семье должна быть атмосфера взаимного понимания, заботы друг о друге. Надо, чтобы дети видели, как устали родители , придя с работы. Например, мама пришла с работы усталой. Необходимо оказать ей внимание и проявить заботу о ней. Договориться заранее: папа ставит чайник, разогревает ужин, ребёнок подаёт тапочки. При этом не забывают спросить, как прошёл день, что сделала на работе, была ли огорчена чем-либо и т. д.

Приучить домашних убирать за собой, научить готовить лёгкие блюда, чтобы они не ждали маму с работы, а могли обслужить себя сами.

Если в семье есть пожилые люди, нужно учить проявлять внимание и к ним. Ведь вы тоже будете старыми, и тогда вы на себе испытаете, какого ребёнка вырастили. Старшие показывают образец отношений к самым почитаемым в семье - бабушкам и дедушкам, ценя в них мудрость и опыт, проявляя уважение и заботу.

Так надо поступать каждый день по отношению к каждому взрослому, к детям в семье: интересоваться настроением, успехами, неудачами. При ежедневной целенаправленной работе можно получить хороший результат - это войдёт в привычку, станет одним из правил поведения ребёнка. Таким образом, дети, наблюдая за своими родителями, перенимают их опыт, учатся видеть, слышать, понимать и принимать другого человека.

Давайте разберём такую педагогическую ситуацию.

Третьеклассник Дима стал свидетелем перебранки родителей. Наедине с отцом Дима робко сказал: «Вот вырасту, пойду работать и буду отдавать деньги маме, чтобы ты её дурой не называл.»

- Что бы вы ответили сыну на такой упрёк, как бы вы повели себя в данной ситуации?

Нравственное воспитание в семье во многом зависит от общения самих родителей.

СЛАЙД

2.Чувства доброты, ответственности, порядочности по отношению к другим людям.

Как добиться чтобы золотые крупинки радости, которые вы дарите своим детям, превращались в золотые россыпи для других людей?

В. А. Сухомлинский утверждал : «Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.» Очень большую ошибку допускают те родители, которые не умеют чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, а то и до 16 кормят одним - Можно. Ребёнку всё дозволено, он чувствует себя центром Вселенной, вокруг него всё вращается. Потом, когда вдруг оказывается, как говорят в народе, ребёнок сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: нельзя! Вдруг перед маленьким человеком открывается совершенно новая сторона окружающего мира: это запрещается , это не разрешается.

Взрослеющий ребёнок должен понимать, что он живёт в обществе, среди других людей, поэтому ему необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребёнок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым придти на помощь. Учите детей радоваться чужим победам, сопереживать чужим неприятностям.

Педагогическая ситуация.

Ребёнок пришёл из школы и делиться радостью: « Я получил 5, а у Наташи -2».

- Что вы ответите?

СЛАЙД

3. Чувство долга по отношению к своей стране.

С любви к малому ( к своему дому, улице, городу) начинается любовь к большому- к Родине. Это чувство не вырастает на пустом месте. Современная, относительно благополучная жизнь не сильно способствует интересу ребенка к истории страны и народа. Многочисленные социологические опросы лишь подтверждают этот факт. По результатам опроса проведенного в 2001 году, 5% молодых людей считают Гитлера одним из самых выдающихся людей прошлого века. В то время 82% не смогли назвать ни одного героя нашего времени, а 37% заявили, что героев нет вообще.

Не упускайте своих возможностей. Воспитывайте настоящего гражданина. Учите ребенка дорожить честью своей семьи, своего рода и своей страны. Воспитывайте уважение к памяти: расскажите о членах своей семьи, участниках ВОВ, о тех членах семьи, которые в жизни многого добились, приводите личные примеры.

СЛАЙД

3. Заключительная часть.

Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звёздам. Главное, чтоб другим от этого выбора не было хуже.

По пути домой поразмышляйте над историей под названием «Ворота сада», которую я вам сейчас зачитаю, обсудите её с вашим ребёнком сегодня. Пусть задумается…

Читаю историю

Ребёнок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень 10 «нельзя», сформулированных Сухомлинским. СЛАЙД

Может что-то останется в памяти… только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Удачи!


© 2010-2022