- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пупкова Н.Г. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
Срок реализации:1 год
Рассчитана: на детей 10-11 летнего возраста
Пупкова Н.Г. учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3, Кочубеевского района
С. Кочубеевское , 2014 г.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» для 4 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре.1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 4 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
- Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
- О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
Актуальность программы Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Отличительной особенностью данной программы от других программ спортивно-оздоровительного направления является внесение раздела «подвижные игры». Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи:
- формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
- расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
- формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.
Ведущие идеи программы Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные и здоровые люди. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся четвертого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по изобразительному искусству, природоведению, технологии.
Программа модифицированная, рассчитана на детей 10-11 лет, профильной группы с постоянным составом. Набор в группу должен осуществляться на свободной основе. Программа внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» предназначен для обучающихся 4 классов, с учётом реализации её учителями начальной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 4 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Режим организации занятий:
Общее количество часов в год - 35 часов;
Количество часов и занятий в неделю - 1 час;
Периодичность занятий - 1 раз в неделю.
Прогнозируемые результаты освоения
программы «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
-
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
-
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
-
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
-
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;
Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок - успешный ребенок» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»
Предмет
Интеграция с другими науками
Содержание программы
История
История древнего мира.
Олимпийское движение.
Природоведение
Организм человека.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Осанка - это красиво.
Умеем ли мы питаться.
Технология
От замысла к результату. Технологические операции.
Правильное питание.
Изобразительное искусство
Мир фантазии.
Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков.
Физическая культура
Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.
Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.
Музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций .
Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети 10-11 летнего возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
- Привлечение родителей к совместной деятельности .
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Тематический план (1 год)
Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе
Теоретических/ аудиторных занятий
Практических/ внеаудиторных активных занятий Вводное занятие
1 час
1час Уроки здоровья: «Вот мы и в школе», Питание и здоровье, Моё здоровье в моих руках, Я в школе и дома, Чтоб забыть про докторов, Я и моё ближайшее окружение, Вот и стали мы на год взрослей
7 часов
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час Подвижные игры: Игры на внимание, Игры для формирования осанки, Игры с разными предметами Игры-эстафеты Общеразвивающие игры.
6 часов
1час
1час
1час
1час
2час
Ритмическая гимнастика Понятие о ритмике Организующие команды и приёмы Акробатические упражнения и комбинации Разминка
6 часов
1час
2часа
2часа
1час Баскетбол История возникновения и развития баскетбола. Технические действия и тактика игры. Баскетбол- игры по правилам..
8 часов
1час
3часа
4часа
Легкая атлетика История возникновения и развития. Беговые упражнения. Прыжковые упражения. Метание малого мяча.
8 часов
1час
3часа
2часа
2часа
Итого
35 часов
9 часов
26 часа
Основные темы содержания программы.
- Вводное занятие. Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Формирование портфолио.
Уроки здоровья. В уроки здоровья входят следующие темы:
- «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
- «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
- «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
- «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
- «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
- «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
- «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Подвижные игры. Игры на внимание, игры на внимание, игры для формирования осанки, игры с разными предметами, игры-эстафеты, общеразвивающие игры.
Ритмическая гимнастика. Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Стрейчинг. Релаксация.
Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Легкая атлетика. История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Методическое обеспечение программы
№ п/п
Раздел, тема
Форма организации и занятия
Методы
Подведение итогов, контроль
Оснащение
1
Вводное занятие
Беседа, просмотр фильма
Словесный, наглядность упражнений
Викторина компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
2 Уроки здоровья: «Вот мы и в школе», Питание и здоровье, Моё здоровье в моих руках, Я в школе и дома, Чтоб забыть про докторов, Я и моё ближайшее окружение, Вот и стали мы на год взрослей
Беседа, просмотр презентаций и наглядного материала
Словесный, наглядность упражнений
Викторина, ролевые игры. компьютер, мультимедийный проектор, DVD, плакаты, таблицы
3 Подвижные игры: Игры на внимание, Игры для формирования осанки, Игры с разными предметами Игры-эстафеты
Общеразвивающие игры.
подвижные игры
Практический, метод стимулирования
Игры-соревнования
Спортивный инвентарь
4 Ритмическая гимнастика Понятие о ритмике Организующие команды и приёмы Акробатические упражнения и комбинации
Разминка демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Практический, наглядный, метод стимулирования
подведение итогов в игровой форме
Спортивный инвентарь (гимнастические коврики)
5 Баскетбол История возникновения и развития баскетбола. Технические действия и тактика игры. Баскетбол- игры по правилам демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Практический, наглядный, метод стимулирования
Мини-турниры, соревнования
- Спортивный инвентарь (баскетбольная площадка, щит, кольцо, баскетбольные мячи).
6 Легкая атлетика История возникновения и развития. Беговые упражнения. Прыжковые упражения.
Метание малого мяча. демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Практический, наглядный, метод стимулирования
Кроссы, соревнования, эстафеты
Легкоатлетический инвентарь. (набивной мяч, сантиметр для прыжка, эстафетные палочки, секундомер).
6. Список литературы для педагогов
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2008 - № 12 - С. 3-6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 4 класс / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2009. - 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.
-
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.:
-
http//standart.edu.ru - Новый стандарт образования
Список литературы для обучающихся и их родителей
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2007. - 112 с.
-
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.:
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.