Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Срок реализации:1 год

Рассчитана: на детей 10-11 летнего возраста





Пупкова Н.Г. учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3, Кочубеевского района



С. Кочубеевское , 2014 г.



Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» для 4 классов разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре.1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 год);

- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 4 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
  • О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

Актуальность программы Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Отличительной особенностью данной программы от других программ спортивно-оздоровительного направления является внесение раздела «подвижные игры». Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия. Задачи:

  • формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
  • формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
  • формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.


Ведущие идеи программы Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные и здоровые люди. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся четвертого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы. Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по изобразительному искусству, природоведению, технологии.
Программа модифицированная, рассчитана на детей 10-11 лет, профильной группы с постоянным составом. Набор в группу должен осуществляться на свободной основе. Программа внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» предназначен для обучающихся 4 классов, с учётом реализации её учителями начальной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 4 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Режим организации занятий:

Общее количество часов в год - 35 часов;

Количество часов и занятий в неделю - 1 час;

Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Прогнозируемые результаты освоения

программы «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;

  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.


Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок - успешный ребенок» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Таблица №1.

Метапредметные связи программы «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Предмет

Интеграция с другими науками

Содержание программы

История

История древнего мира.

Олимпийское движение.

Природоведение

Организм человека.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Осанка - это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Технология

От замысла к результату. Технологические операции.

Правильное питание.

Изобразительное искусство

Мир фантазии.

Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков.

Физическая культура

Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.

Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.

Музыка

Выразительность музыкальной интонации.

Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций .


Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети 10-11 летнего возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  • Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:
  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности .

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
  • умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Тематический план (1 год)


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теоретических/ аудиторных занятий

Практических/ внеаудиторных активных занятий Вводное занятие

1 час

1час Уроки здоровья: «Вот мы и в школе», Питание и здоровье, Моё здоровье в моих руках, Я в школе и дома, Чтоб забыть про докторов, Я и моё ближайшее окружение, Вот и стали мы на год взрослей

7 часов



1час

1час

1час

1час

1час

1час

1час Подвижные игры: Игры на внимание, Игры для формирования осанки, Игры с разными предметами Игры-эстафеты Общеразвивающие игры.

6 часов



1час

1час

1час

1час

2час


Ритмическая гимнастика Понятие о ритмике Организующие команды и приёмы Акробатические упражнения и комбинации Разминка

6 часов


1час

2часа


2часа


1час Баскетбол История возникновения и развития баскетбола. Технические действия и тактика игры. Баскетбол- игры по правилам..

8 часов


1час




3часа


4часа


Легкая атлетика История возникновения и развития. Беговые упражнения. Прыжковые упражения. Метание малого мяча.

8 часов


1час




3часа

2часа

2часа

Итого

35 часов

9 часов

26 часа

Основные темы содержания программы.


  • Вводное занятие. Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Формирование портфолио.

Уроки здоровья. В уроки здоровья входят следующие темы:
  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
  • «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Подвижные игры. Игры на внимание, игры на внимание, игры для формирования осанки, игры с разными предметами, игры-эстафеты, общеразвивающие игры.

Ритмическая гимнастика. Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Стрейчинг. Релаксация.

Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.

Легкая атлетика. История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.













Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел, тема

Форма организации и занятия

Методы

Подведение итогов, контроль

Оснащение

1

Вводное занятие

Беседа, просмотр фильма

Словесный, наглядность упражнений

Викторина компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.

2 Уроки здоровья: «Вот мы и в школе», Питание и здоровье, Моё здоровье в моих руках, Я в школе и дома, Чтоб забыть про докторов, Я и моё ближайшее окружение, Вот и стали мы на год взрослей

Беседа, просмотр презентаций и наглядного материала

Словесный, наглядность упражнений

Викторина, ролевые игры. компьютер, мультимедийный проектор, DVD, плакаты, таблицы

3 Подвижные игры: Игры на внимание, Игры для формирования осанки, Игры с разными предметами Игры-эстафеты

Общеразвивающие игры.

подвижные игры

Практический, метод стимулирования

Игры-соревнования

Спортивный инвентарь

4 Ритмическая гимнастика Понятие о ритмике Организующие команды и приёмы Акробатические упражнения и комбинации

Разминка демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Практический, наглядный, метод стимулирования

подведение итогов в игровой форме

Спортивный инвентарь (гимнастические коврики)

5 Баскетбол История возникновения и развития баскетбола. Технические действия и тактика игры. Баскетбол- игры по правилам демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Практический, наглядный, метод стимулирования

Мини-турниры, соревнования

  • Спортивный инвентарь (баскетбольная площадка, щит, кольцо, баскетбольные мячи).

6 Легкая атлетика История возникновения и развития. Беговые упражнения. Прыжковые упражения.

Метание малого мяча. демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Практический, наглядный, метод стимулирования

Кроссы, соревнования, эстафеты

Легкоатлетический инвентарь. (набивной мяч, сантиметр для прыжка, эстафетные палочки, секундомер).

6. Список литературы для педагогов

  1. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2008 - № 12 - С. 3-6.
  2. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  3. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 4 класс / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  4. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2009. - 124 c.
  5. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  6. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.
  7. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.:

  8. http//standart.edu.ru - Новый стандарт образования


Список литературы для обучающихся и их родителей

  1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  2. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  3. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2007. - 112 с.
  4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.:

  5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.



© 2010-2022